Posted 8 апреля 2014,, 04:00

Published 8 апреля 2014,, 04:00

Modified 2 марта 2023,, 16:21

Updated 2 марта 2023,, 16:21

Зачем Вексельберг покупает долю Свердловской области в «Кольцово»?

8 апреля 2014, 04:00
Уже полгода Свердловская область продает свой пакет аэропорта Виктору Вексельбергу. Разбираемся в тонкостях этой сделки.

ГК «Ренова» была выбрана в качестве главного инвестора екатеринбургского аэропорта «Кольцово» в декабре 2002 года, а летом 2003 года был подписан контракт со свердловскими властями. К тому времени «Ренова» скупила у работников около 10% акций. В итоге было создано акционерное общество «Кольцово-Инвест», в уставной капитал которого компания Виктора Вексельберга внесла эти самые ценные бумаги. При этом никакого публичного тендера проводить не стали. Тогда это решение объясняли дружескими отношениями между Виктором Вексельбергом и бывшим губернатором Эдуардом Росселем.

В 2005 году был открыт международный терминал Кольцово (15,4 тыс. кв. м, пропускная способность — 600 пассажиров в час), в 2007 году — внутренних линий (19,6 тыс. кв. м, 1000 пассажиров в час), в 2009 году — новый терминал международных линий и так далее. Пассажиропоток с 2003 года вырос более чем в три раза — с 1,3 млн до 4,3 млн человек.

И вот теперь власти Свердловской области решили продать пакет в 34,56% акций Кольцово, который достался региону в подарок от Федерации. Но история с этой сделкой явно затянулась. Впервые о таком варианте развития ситуации заговорили в 2012 году, когда аэропорт Екатеринбурга был включен в программу приватизации на 2013–2015 годы. Однако впоследствии этот пункт из нее исключили, сославшись на то, что область должна участвовать в развитии авиаузла и влиять на инвестиционную программу.

Этим же, кстати сказать, руководствовались и депутаты Заксобрания Пермского края, когда принимали схему приватизации аэропорта «Большое Савино».

Первым шагом свердловских властей стала передача областного пакета в управление «Корпорации развития Среднего Урала». Цель благая — привлечь инвестиции в Кольцово на основе государственно-частного партнерства. «Никто лучше, чем КРСУ, не сможет обеспечить реализацию указа президента о государственно-частном партнерстве и развитии аэропорта», — аргументировал глава МУГИСО Алексей Пьянков.

Но в сентябре совет директоров Кольцово утвердил инвестиционную программу до 2015 года, которая предусматривает затраты на капитальное строительство (построить ангар для самолетов деловой авиации, гараж для спецтехники и паркинг на 500 автомобилей) и развитие ИТ-инфраструктуры. Цена вопроса — 2,5 млрд рублей. Конечно же, в качестве обоснования необходимости подобных работ приводили чемпионат мира по футболу в 2018 году. Сейчас многое будут объяснять этим событием.

В итоге областные власти сделали второй шаг: теперь уже бывший директор «Корпорации развития Среднего Урала» Сергей Филиппов заявил, что областному бюджету нет смысла вкладывать деньги в аэропорт, а лучше их потратить на строительство индустриальных парков (такая мифическая вещь, о которой давно говорят, но пока никто, по сути, и не видел у нас в регионе). Озвучивалась цифра в 1 млрд рублей (например, на покупку телевизионной башни, о которой в публичном пространстве как будто пока забыли, ушло 0,5 млрд рублей). Дело было в ноябре.

На дворе уже апрель следующего года, но совет директоров КРСУ так и не принял решение о продаже акций. Сначала журналистам объясняли, что управляющий орган не смог собраться в силу занятости его участников, затем рассказывали, что идет заочное голосование, а итоги подведут через несколько дней.

Сергей Филиппов, гендиректор КРСУ: Мы решили отложить решение вопроса по Кольцово до сегодняшнего совета по инвестициям у губернатора. Тут нет ничего особенного, какой-то подоплеки. Ключевой вопрос — обеспечение инвестиций в аэропорт и в прилегающую территорию. Мы сейчас работаем над тем, чтобы синхронизировать разные программы, чтобы реализовать в дальнейшем их.

Эти слова были произнесены 18 ноября. После этого даже Федеральная антимонопольная служба удовлетворила ходатайство компании «Кольцово-Инвест» о приобретении 47,52% голосующих акций в уставном капитале ОАО «Аэропорт Кольцово». В итоге подконтрольная Виктору Вексельбергу структура будет владеть стопроцентной долей. Но сделки так и не состоялось.

Отметим, что структуры Вексельберга вложили в Кольцово около 12 млрд рублей (с учетом заемных средств), а еще около 6 млрд рублей — федеральные инвестиции в развитие аэродромной части. И вот теперь идет речь о том, что Свердловская область продаст акции аэропорта (34,56%) за 2 млрд рублей. Якобы именно такую оценку активу дала некая компания, название которой не упоминается.

Получается, что весь аэропорт стоит примерно 5,8 млрд рублей. Сделки по продаже аэропортов достаточно редки, а потому оценить правильность подобной оценки сложно. Для сравнения, в 2011 году 51% акций новосибирского Толмачево был продан компании «Комплекс Аэросервис» на аукционе за 2,8 млрд рублей. Получается, что аэропорт был оценен в 5,5 млрд рублей. Но надо понимать, что сделка была совершена три года назад, да к тому же пассажиропоток у Новосибирска меньше — 3,2 млн против 4,3 млн человек в Екатеринбурге. Стоимость же активов в принципе сравнима. Странно.

Для управления аэропортовыми активами Виктор Вексельберг создал холдинг «Аэропорты регионов» (АР). Сейчас компания управляет гаванями в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Самаре. Суммарный пассажиропоток в прошлом году составил 7,4 млн человек. Плюс к тому в Ростове-на-Дону и Саратове АР планируют построить аэропорты с нуля.

Эксперты не исключают, что накануне чемпионата мира по футболу или сразу после, когда работы во всех аэропортах будут завершены, Вексельберг примет решение продать актив (все пять портов). И государство в качестве акционера тут явно является лишним.

Сергей Панин для Properm.ru

"