Мы побывали в небольшом помещении, куда пермяки приносят экспонаты, пропитанные памятью о первых троллейбусах и трамваях. К концу года здесь откроется музей пермского электротранспорта. В троллейбусном депо на Куйбышева, 115 нас встречает директор — Анатолий Гостев. Проводит в темное помещение, включает свет. Пространство заполняется эхом.
— Мы окончательно не решили, где будет расположен музей. Открываем его к 85-летию трамвая. Уместно сделать в районе первого трамвайного депо, на Разгуляе. Оно появилось в начале 20 века, в 1912–1914 годах начали строить первую трамвайную линию, — рассказывает наш «экскурсовод» перед началом осмотра экспонатов.
Первым в экспозиции будущего музея стал трамвай модели КТМ-1, который курсировал по Перми еще в 1950-е годы. В вагоне отсутствовало отопление, сидения были деревянными. Своими глазами мы его не увидели, трамвай сейчас на реставрации.
Организаторы музея сейчас «работают» с сотрудниками, которые были связаны с Горэлектротранспортом. Они приносят памятные значки, талоны, элементы одежды, но больше всего — фотографии.
— Когда я был пацаном, попал в больницу. Со мной лежал первый водитель трамвая. Единственное, что я помню — его звали дядя Саша. Знал бы, что стану директором депо — я бы записал! - сожалеет Гостев. - Я знаю много водителей, которые работали до Великой Отечественной войны. Знаю, что до войны трамваем в основном управляли мужчины, вагоновожатые. Потом все изменилось — в войну за управление сели женщины. До войны это был основной вид транспорта. Возили дрова по городу на трамвае, а в войну каждую ночь с Перми-2 увозили солдат в военный госпиталь, который находился в Верхних Муллах.
На трех составленных рядом столах — груда черно-белых фотографий, уложенных стопочками.
— Некоторые фото частично сохранились в наших архивах, много приносят ветераны, - разглядываем с Гостевым снимки. — Это выпускники Ивановского ГЭТа, это Владимир Николаевич Михайлов, директор трамвайного депо, это Владимир Сычев, работал директором депо в Разгуляе, это — зам. по ремонту, Евгений Тронин…
7 ноября 1929 года было открыто движение трамваев в Перми. Это было самым ожидаемым событием для горожан — газеты пестрили заголовками «Прибыли рельсы для трамвая», «Правила пользования пермским электрическим трамваем», «Стройке трамвая быть!», появились первые тексты об укладке трамвайных путей. Сегодня все эти материалы аккуратно вырезаны из газетных полос и заламинированы, чтобы не «затереться».
Первая трамвайная линия протянулась из Мотовилихи через Разгуляй по улице Ленина до перекрестка с Красноуфимской (сейчас ул. Куйбышева).
— Сначала трамваи были с открытой площадкой. На них, можно сказать, не было ничего. Водители рассказывали, как они работали: валенки, ватные брюки, полушубок, телогрейка с поддевкой, мешочек соли. Этим мешочком лобовое стекло протерла и поехала. — жестикулирует Гостев. — На спусках приходилось работать стоя. Понятно, что у нас девочки-водители трамвая всегда были с мощной правой рукой. Надо было крутить тормоз, токоприемник оттягивать при пересечениях путей. Зато, если такая девчушка обнимет правой рукой, то намертво! — смеется директор депо.
Хрупкая женщина с большими черными глазами и кудрявыми волосами улыбается с одной из фотографий. Это кондуктор трамвая, работавшая в начале 70-х годов.
— Кондукторы работали до 70-х годов. Потом стали вводить абонементную и кассовую системы обслуживания. У людей была сознательность, — с ударением на последнее слово говорит Гостев. — Абонементы продавали водители трамваев и троллейбусов. Покупаешь, «прокомпостил» и едешь. Такая система была до 1997 года. Дальше стала меняться стоимость проезда, появились частные перевозчики. Это привело к кондукторской системе обслуживания.
В послевоенной Перми часто проходили конкурсы профмастерства среди водителей трамваев. На одной из фотографий всесоюзные «баталии» 1984 года, поучаствовать в которых прехали мастера со всей страны. Из разных городов на территорию Балатовского депо привезли чешскую Татру, рижский Т-3, ленинградские вагоны.
В трамвайном депо всегда работали весельчаки — сочиняли смешные истории, придумывали конкурсы. Бывали и совсем невеселые случаи.
— Однажды пассажир сел за руль и угнал трамвайный вагон в Осенцы. Сам выпрыгнул, а вагон пошел. Хорошо, что пассажиров в нем не было.
Троллейбус в Перми появился значительно позднее, в 1955-м. Для этого вида электротранспорта юбилейным станет 2015 год, однако, в музее есть и «троллейбусные» экспонаты.
Рядом с фотографиями на столе уместилось несколько книг. Открываем одну из них. «Начисление зарплаты рабочим трамвайного пути за 1933 год», — написано от руки на титульном листе. В строчках аккуратно вписаны имена и фамилии рабочих, рядом — зарплаты за месяц, в копейках.
— «Захворал», — рассмеялся Анатолий Гостев, прочитав одну из строчек.
За нарушения и просечки делали замечания. Рассматриваем «светофор» талонов — они означали безопасность движения.
— К примеру, водитель трамвая совершила ДТП — один талон забрали. Если в течение полугода ничего не совершила — талон возвращают. Работают в «Пермгорэлектротрансе» до красного талона, — объясняет Гостев.
Есть в коллекции музея и медали. «За работу без аварий» — серебряные, позолоченные, разных степеней.
— Нам нужен компостер, форменная одежда, легенды о трамваях от пассажиров, - провожая нас, перечисляет директор депо недостающие экспонаты. Обещает, что каждый экспонат в будущем музее будет подписан именем владельца.