Posted 4 июня 2014,, 03:00

Published 4 июня 2014,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 17:53

Updated 2 марта 2023,, 17:53

Улыбайтесь, вас оценивают. Как пермский стартап отбирает заемщиков

4 июня 2014, 03:00
Наталья Варламова
Компания Scorista.ru гарантирует микрофинансовым организациям, что найдет качественного заемщика. Оценивается все: анкета, кредитная история, соцсети.

Перед каждой кредитной организацией стоят две задачи. Первая — найти платежеспособных заемщиков и увеличить количество выданных кредитов. Вторая — уменьшить просрочку по кредитам и их невозврат. Высокая закредитованность населения, которая будоражит умы финансистов, превращает поиск качественных заемщиков для кредитных и микрофинансовых организаций (МФО) в серьезную проблему.

По-настоящему непосильной эта ноша становится для МФО: за деньгами сюда идут люди с плохой кредитной историей, которым банк отказал или точно это сделает, а высокие риски здесь заложены в большие проценты. Помочь МФО найти хороших заемщиков вызвалась молодая компания Scorista.ru, запустившая первый в России онлайн-сервис оценки заемщиков.

Аналитическое агентство Scorista.ru создано в октябре 2013 года. Компания занимается разработкой и внедрением уникального для российского рынка онлайн-сервиса по экспертной оценке заемщика с прицелом на маленькие суммы и короткие сроки. Основатель и управляющий директор Scorista.ru — Мария Вейхман, в прошлом директор по маркетингу Banki.ru. По информации Properm.ru, Scorista.ru как венчурным проектом уже заинтересовались пермские инвесторы, близкие к Экопромбанку, интерес также проявляет и финансовая группа «Лайф».

Управляющий директор компании Scorista.ru Мария Вейхман рассказала Properm.ru, что разработанный сервис проводит экспертизу платежеспособности заемщика всего за одну минуту и принимает однозначное решение «выдать» или «отказать».

Важный момент: сервис ориентирован на так называемые займы до зарплаты (PDL) и мелкие розничные займы (POS) и качественно оценивает кредиты на сумму до 100 тыс. рублей и сроком до 1 года. В пул клиентов Scorista.ru попадают не только микрофинансовые организации, но и мелкорозничные банки, кредитно-потребительские кооперативы, ломбарды и любые другие организации, осуществляющие продажи в рассрочку.

Мария Вейхман:Компания не просто оценивает заемщика, а дает гарантию достижения результата. Это одобрение не менее 25% заявок, просрочка не более 22% и невозвраты не более 12,8%. Если результат не достигнут, то клиент ничего нам не платит. Более того, не платит он нам и на этапе тестирования сервиса. Впоследствии цена за одну заявку будет составлять от 17 до 22 рублей.

Экспериментальные выборки показывают, что оценка с помощью сервиса Scorista.ru улучшают показатели портфеля. «Например, была выборка из более чем 37 тыс. заемщиков, которым банк уже одобрил и выдал кредит. Мы же из них приняли положительное решение только по 36 тыс. человек. Объемы выдачи пусть и незначительно сократились — на 4,3%, но просрочка и невозврат на этом фоне уменьшились на 21 и 28,5%, соответственно», — рассказывает Мария Вейхман.

Банковская выборка Выборка Scorista.ru Изменение
Одобрено 37 737 36 110 -4,3%
Просрочка 4 893 3 869 -21%
Невозврат 4 151 2 961 -28,5%
% одобрений 100 95,7 -4,3%
% просрочки 15 12 -20%
% невозврата 11 8,2 -25,5%

Источник — Scorista.ru

Заметное улучшение показателей есть и по портфелю микрофинансовой организации. Наряду с увеличением процента одобрений — с МФО совпало 4500 заявок и дополнительно одобрено 1480 заявок, был уменьшен процент просрочки.

Выборка МФО Выборка Scorista.ru Изменение
Одобрено 5700 5980 5%
Просрочка 2160 1730 -20%
% одобрений 52,5 55 4,8%
% просрочки 38 29 -23,7%

Источник — Scorista.ru

Мария Вейхман:За счет чего компании удается достичь таких результатов? Мы изучаем анкету заемщика, его кредитную историю и антифрод отчет. Также анализируем информацию о человеке в социальных сетях, умея по его страничке оценить, вернет он займ или нет. Чем люди больше болтают в социальных сетях и чем они активнее, тем ниже их кредитный рейтинг. Люди с развернутыми постами в соцсетях, с подробно заполненными профилями, напротив, лучше погашают займы. Впрочем, социальные сети — это лишь дополнительный фактор в принятии решения. Алгоритм разработан на основе собственных научных подходов учеными-математиками.

К примеру, с помощью теории шторма из гидродинамики предсказывается поведение человека и вероятность появления трудностей при погашении кредитов. Scorista.ru исходит из того, что кредит — это волна. Когда они друг на друга набегают, начинается шторм. «Наша задача — предсказать шторм, понять, приведет ли новый кредит к большой волне или сохранится штиль», — резюмирует Мария Вейхман.

"