Posted 11 августа 2014, 03:00

Published 11 августа 2014, 03:00

Modified 2 марта 2023, 17:43

Updated 2 марта 2023, 17:43

Сергей Сташков: В Перми негде строить успешные гостиницы

11 августа 2014, 03:00
Генеральный директор управляющей компании «BS Hospitality Management» Сергей Сташков рассказал порталу Properm.ru о ситуации на рынке гостиничной недвижимости.

— Сергей Алексеевич, что сейчас происходит на рынке гостиничных услуг Перми?

По сравнению с общероссийским уровнем, пермский рынок находится в среднем состоянии. Конечно, в Екатеринбурге или Казани он развит лучше, это логично. Челябинск и Тюмень примерно на том же уровне, что и Пермь. Наш рынок неплохой, люди продолжают приезжать в Пермь. Это видно и по показателям нашего аэропорта, который стабильно показывает увеличение пассажиропотока.

— Пермские гостиницы устраивают потребителя?

— Судя по всему, да. Люди ведь не остаются ночевать на вокзалах. Не факт, что потребители довольны соотношением цена-качество, но рынок сбалансировал эту ситуацию.

Предложение, по моему мнению, не очень качественное, но так как спрос есть даже при таких условиях, цены никто не снижает. Хотя, на мой взгляд, они сейчас несколько завышены.

— На пермский рынок будут заходить игроки из других регионов?

— Нет. Я знаю всех этих игроков очень давно, сейчас они серьезно заняты своими проектами. Конечно, они могут заявить, что пермский рынок им интересен, но строительство здесь чего-то нового они, точно так же как и мы, не потянут. Если бы у меня были силы — финансовые, менеджерские, собственные моральные — я бы все свои проекты делал одновременно. Но даже строительство двух гостиниц одновременно — тяжелая задача. Поэтому я не верю, что кто-то зайдет — все заняты.

Самое главное: даже если у кого-то из игроков появится желание, деньги и время на строительство, то где он будет это делать? У нас нет участков, на которых можно построить отель. Даже при наличии всех других ресурсов. Те, что кажутся пригодными будут в залогах или с другими обременениями. Та же площадка рядом с «Живаго» — на ней теоретически можно построить отель. Но участок — проблемней некуда. Плюс цены на эту землю заоблачные. Это не только пермская проблема — такая ситуация характерна для всех крупных российских городов.

Застройщики стали умнее, набрались опыта. Они не будут покупать абы что под отель. Мы после Hilton Garden Inn в Перми не будем брать нормальные или хорошие участки. Мы будем брать только отличные участки, с самым лучшим месторасположением. Никаких компромиссов, 100 метров от нужной точки — все, нам этот участок не подходит.

— Hilton Garden Inn в Перми не оправдал ожидания?

— Нет, почему. Еще как оправдал. Но все могло быть намного лучше. Мы достигли того, чего хотели, в том числе, путем разных ухищрений. Отель ведь открывался без бренда, это была наша «Плаза Олимпия», хотя строился он именно по требованиями Hilton Garden Inn. Мы тогда провели анализ рынка и поняли, что если не будем что-то делать, умрем — в тот же период открылись «Жемчужина», «Нью Стар» и «Амакс». Чтобы выделиться среди других отелей, мы купили франшизу. Логика была такая: что выберет рядовой потребитель, листая объявления на букинге? Он выберет то, что в центре. Бренд мы привлекли для того, чтобы сказать «Ребята, несмотря на наше расположение, мы лучше, потому что Hilton — это знак качества». Но я прекрасно понимаю, что если бы наш отель стоял в центре и был побольше, мы бы вообще были в шоколаде.

— Вы сказали, что новых игроков не предвидится. С рынка никто не уйдет в ближайшее время?

— Не думаю. У нас хороший, поделенный между собой рынок. Все примерно знают, какие у него есть конкуренты, чем они сильны, какие у них цены, кто является их клиентами. При этом еще и место на рынке есть. Единственный негативный момент, кроме, конечно, земли — рост стоимости строительства. Мы сталкиваемся с этим каждый раз, когда реализуем новый проект. Кроме того, у нас не так много строительных компаний, которые могут адекватно строить гостиницы, укладываясь и в сроки, и в бюджеты. Получается очень дорого. Поэтому массы желающих реализовывать проекты по возведению гостиниц нет.

— Почему в городе-милионнике все еще нет пятизвездочного отеля?

— Для того, чтобы открыть такой отель, нужно иметь хороший земельный участок в центре, собственные средства и возможность привлекать «длинные» кредитные деньги. Четвертый пункт тоже немаловажен: это желание и готовность взяться за этот проект, понимая, что придется вложить очень много и очень надолго, и окупится это не раньше, чем через десять лет. Видимо, ни у кого по сей день не сложилось ситуации, при которой все эти факторы бы совпали.

— Ваша компания, планировавшая строительство отеля Hilton уровня «пять звезд», столкнулась с этими проблемами?

— Да. В части земли нам немного подпортило историю наше государство. Мы в конце концов построим свой пятизвездочный, но сейчас нам важно закончить проекты в Екатеринбурге и Кирове. Четвертый в этой очереди — пятизвездочный отель в Подмосковье.

— У Перми действительно острая необходимость в таком объекте?

— Можно сколько угодно говорить о его необходимости, но задача со строительством отеля от этого проще не станет. Смотрите сами: от появления идеи пятизвездочной гостиницы в Перми до ее строительства проходит примерно пять лет. Год уходит на решение проблем с землей. Больше года занимает проектирование, потому что гостиница — сложный объект. Этот проект должен будет пройти кучу согласований. При этом еще и участок земли маленький, потому что это центр. Тут надо быть стратегически настроенным на строительство гостиницы.

— А в плане потребительской заинтересованности пятизвездочный отель в Перми будет пользоваться популярностью?

— Да, будет. Конечно, Пермь не нуждается в отеле на 500 мест, такое количество номеров для пятизвездочного отеля в нашем городе просто излишне. По нашим расчетам, гостиница на 150–200 номеров — оптимальный вариант.

— Часто говорится о том, что бизнес-туризм в Перми развит плохо…

— Только бизнес-туризм в Перми и развит. Никакого другого туризма у нас нет. Что здесь смотреть? Кому придет в голову поехать в Пермь с туристической целью? По сравнению с бизнес-туризмом, этого рынка просто нет. Это в Казань люди ездят как туристы по вполне понятным причинам. К тому же, у них в выходные дни люди съезжаются со всего Татарстана — из маленьких, но не бедных городов — чтобы просто отдохнуть, погулять, пройтись по магазинам. У нас такого нет и не будет. Более того, не факт, что это нужно развивать. Любое развитие требует вложения денег и сил, но не факт, что будет выхлоп.

— С этим же связано и то, что у нас не развит рынок хостелов — их всего несколько штук на город?

— Я никогда не занимался хостелами, не могу сказать, много это или мало для Перми. Понятно, что в этот бизнес гораздо проще зайти — нужно более-менее уютное помещение, стойка для ресепшена, минимум персонала. Тут намного меньше требований, это не брендованная гостиница, список требований для которой составит стопку бумаг высотой полметра.

При этом хостелы нужны там, где присутствует как раз не деловой туризм, куда приезжают студенты и арт-богема. Но для их привлечения нужно что-то интересное. Если бы у нас продолжался проект «Пермь — культурная столица», думаю, и на этом рынке у нас все было бы хорошо — он бы расширялся, появлялись бы новые предложения. А так — кому это нужно?

— Вы заговорили о пермском культурном проекте. Вы положительно его оцениваете?

— Да, конечно. Это был абсолютно адекватный проект. Пусть немного прожектерский, но, тем не менее, в этом направлении делалось очень много. И никто не станет отрицать, что про Пермь начали говорить все, в том числе федеральные и зарубежные СМИ. И в основном это было в хорошем ключе. Об этом знали и в Европе. Например, мои немецкие архитекторы восторгались проектом. А что сейчас? Болотце. Ничего интересного в Перми не происходит.

Что нужно среднему клиенту гостиницы, который приезжает в Пермь?

— Людей интересует расположение в центре. Еще один фактор выбора — более низкая цена. Плюс случайные гости. Скажем, если я езжу в командировку раз в год, то для меня не будет разницы в названиях Hilton и, например, «Жемчужина». Плюс ко всему, столкнувшись с иноязычным Hilton, вы подумаете, что это звучит несколько пафоснее и, наверняка, будет дороже. Хотя так может и не быть.

— Вы сказали, что за время, которое в Перми существует Hilton, на рынке не появилось альтернативных предложений такого уровня. Почему, видя конкурентные преимущества коллег, гостиницы и отели не стремятся быть лучше?

— А зачем? Это самый главный вопрос, который задает себе тот, кто сталкивается с необходимостью что-то усовершенствовать. Какая у этой необходимости экономическая эффективность? Если клиенты есть, значит все и так хорошо.

Конечно, все делают какой-то поддерживающий косметический ремонт. Например, в «Урале» часть номеров очень старые. И они постоянно что-то реконструируют. Но для того, чтобы сделать из гостиницы «Урала» отель Marriott, нужно снести «Урал» и построить Marriott. Кто на это пойдет? Особенно, если учесть, что «Урал» — курица, несущая золотые яйца. У них все нормально со средней ценой номера и все хорошо с загрузкой.

Мощные усовершенствования были бы нужны, если бы рядом с «Уралом» появились две-три хорошие недорогие гостиницы. Тогда они бы наверняка начали что-то делать. Как и мы, если бы рядом с нами открылись конкурентоспособные гостиницы. Сейчас же, насколько я понимаю, игроки чувствуют себя уверено на рынке. Поэтому ждать в ближайшее время радикального снижения цен или существенных изменений не приходится.

Подпишитесь