В современном мире толерантности, прав содомитов, стонов о слезинке ребенка и неопределившихся подростков такое кино — не просто глоток, а целый баллон сжатого чистого воздуха, которые на протяжении двух часов спасительным образом изливается на зрителя.
Старые черти неполиткорректно шутят, цинично ухмыляются, демонстративно употребляют спиртные напитки — и я уже слышу прорывающиеся вопли родительских комитетов с просьбой запретить и не пущать. А пущать надо. Что до молодого поколения, то показывать принудительно. Чтобы знали, как выглядит настоящий мужик (без челки и зеленых портков «в облипочку») , и как мужик этот себя вести должен. Тем более, кино внезапно развернулось на 180 градусов от несерьезной дискотеки 90х, коей были первые две части, к морализаторским песнопениям.
Примерно во второй трети фильма мясокровища уступает место натуральному конфликту отцов и детей, в котором новации и нанотехнологии пытаются соревноваться с левым апперкотом в корпус. И, что характерно, проигрывают. Потому что с апперкотом трудно спорить — это Аргумент!
Сменивший Яна де Бонта в режиссерском кресле Патрик Хьюз попробовал пройти по грани и превратить боевик «ни о чем» в историю. С новыми характерами, внутренними и внешними конфликтами двух диаметрально противоположных мироощущений.
Еще бы чуть-чуть — и скатилось бы это все в неминуемую пошлость с элементами вертепа и никому не нужной драмы. Но аккурат в тот момент, когда многозначительные препирания о разнице поколений и сути времени начинают наскучивать, «Неудержимые» вновь становятся «Неудержимыми». То есть разудалым балаганом с миниганами, кассетными бомбами, шутками «про нигеров», маваши гери в голову и безлимитным боезапасом.
И в этой финальной точке опыт и мудрость, помноженные на вздутые жилы и беглый огонь, берут таки верх над примочками и бирюльками поколения «лицом вниз». Перекачанный Слай показывает, как надо ломать стены, Лундгрен — позвоночники; Харрисон Форд припоминает летную школу Хана Соло и поднимает в небеса локальную смертоносную вертушку. Еще будет Арнольд, глядя на которого в его-то преклонные годы становится неловко за все: и за пропущенную вчера пробежку, и за потраченные впустую годы физкультурной жизни. Потому что он наяривает пулеметом «от бедра», а ты по лестнице прошел — и задохнулся.
К старой гвардии не удалось добавить Джеки Чана, но примкнувшие Бандерас и Форд изрядно скрашивают и без того колоритную тусовку. Правда, Антонио временами забывает, что он уже не кот из Шрэка, и тем более не ослик оттуда же, но от его натужного местами юмора, тем не менее, не устаешь. Да что там — во весь голос ржёшь, приговаривая: «Ну, какая тупизна, а!»
Несколько натужно выглядят возвращение Уэсли Снайпса. То ли годы его заточения в пенитенциарном заведении (кстати, гениально обыгранные в сценарии) заставили зрителя забыть о нем, то ли Снайпсу самому это все не в радость, но его персонаж на фоне Стэтэма и даже Бандераса тускнеет и теряется.
А вот Мэл Гибсон в неожиданном амплуа адского злодея хорош: злобен, циничен, коварен, умен и хитер. В таком фильме злодей — только такой и должен быть. Без рефлексии и скупых мужских слез.
Молодая гвардия на фоне матерых бойцов теряется во всем: уже на финальных титрах и вспомнить не можешь, как они выглядят и чем хороши. Они свою «драматургическую» часть отыграли — и дальше слить бы их по-хорошему. Ну, да пусть будут. Тем более, что в финальной трети фильма все заслоняет эпическая бойня в заминированном отеле, по которому сначала бьют танки, потом авиация, потом пехота, но взрывается он все равно тогда, когда скажет сценарий.
И это тоже своего рода фишка. «Неудержимые 3» отходят от заданного ими же канона, пытаются рассказать историю, при этом никто не даст тебе забыть, что это просто-напросто герои прошлого, которые веселятся до полного угара.
Главное, не воспринимать все происходящее слишком серьезно, как бы ни пытался убедить нас в этом режиссер. «Неудержимые» — это как встреча с реально старыми и натурально друзьями. Которые за 15 лет изменились до неузнаваемости — и не изменились ничуть. С ними все так же чертовски душевно. И каждый из них по-прежнему лучше новых двух.
Кадры из фильма, пр-во Millennium Films / Nu-Image Films