18 августа стал черным днем для банковского сектора Пермского края: Центробанк отозвал лицензию у второго по величине финансового учреждения в регионе — Экопромбанка.
До сих пор «зачистка», которую начала председатель Банка России Эльвира Набиуллина, обходила Прикамье стороной. Большинство банков, прекративших свое существование, даже не были представлены в регионе. Более ощутимые удары по Пермскому краю регулятор нанес, когда отозвал лицензии у «Евротраста» и Сберкредбанка в 2014 году, но эти банки-«гастролеры» имели в Перми всего по одному офису.
Какими для Экопромбанка были 22 года работы на территории Пермского края смотрите в нашей таймлинии. Последовательность событий объясняет, что привело к краху одного из крупнейших банков региона.
Жмем на стрелочки и погружаемся в историю. Ссылки с подробным описанием событий прилагаются.
Последний раз подобное потрясение региональный банковский сектор пережил в 2009 году после отзыва лицензии у банка «Прикамье», а затем у «Каури». Не прошло и двух месяцев, как Арбитражный суд Пермского края признал их банкротами. Конкурсное производство по «Прикамью» и «Каури» еще не завершено, Агентство по страхованию вкладов (АСВ) продолжает процесс их ликвидации. В мае 2010 новая «потеря» — прекратил свое существование Камабанк, поглощенный Восточным экспресс банком.
С тех пор количественный состав был неизменным. Неизменно скромным. С потерей Экопромбанка с пермской «пропиской» остались только «Урал ФД», Проинвестбанк, «Пермь» и Почтобанк. В сравнении с соседями — Екатеринбургом (14) и Нижним Новгородом (12), это катастрофически мало. С учетом того, что ряд уральских банков уже давно стали игроками федерального масштаба — Уральский банк реконструкции и развития и СКБ Банк, например — Прикамье смотрится тоскливо.
Экопромбанк был зарегистрирован 17 августа 1992 года. Лицензию у банка отозвали спустя 22 года и один день после открытия.
Считается, что на момент отзыва лицензии контрольный пакет акций банка принадлежал бывшему владельцу «Сильвинита» Петру Кондрашеву (53%), остальные акции Владимиру Нелюбину и его компаньонам. За свою историю Экопромбанк повидал разных акционеров. «Учредителями банка стали мало кому известные фирмы, а также управление строительства Пермской ГРЭС, «Пемос» и Пермский областной комитет по охране природы — (5,7%). В середине 1990-х Экопромбанк приобрели структуры группы «Микродин», которая тогда контролировала «Пермские моторы». Кроме них в составе акционеров появились и акционеры, контролирующие ОАО «Камтэкс». Экопромбанк, который «валялся» практически бесхозным и не имел идей для развития, структуры Владимира Нелюбина «подберут» в 1998 году», — пишет Светлана Федотова в колонке для «Нового компаньона». Позднее в 2000-х годах в числе акционеров побывали «Азот», «Сильвинит», «Минеральные удобрения», «Соликамскбумпром», «Уралхимтехнологии» и другие, они же были и ключевыми клиентами.
Основное направление деятельности банка — работа с корпоративными клиентами. Однако в июле 2012 года Экопром открыл первый лайт-офис в «Колизей-Cinema». Это событие ознаменовало запуск нового направления для банка: кредитное учреждение решило начать активную работу с розницей. Зампред правления Алексей Лихачев рассказывал Properm.ru, что вопрос о дальнейшем развитии и начале работы с населением возник после допэмиссии в конце 2011 года, когда банк увеличил уставный капитал с 1,7 млрд до 3,2 млрд рублей. Впоследствии банк открыл порядка 10 «легких» офисов в торговых центрах Перми. Более серьезным вложением средств стал допофис на Ленина, 49, открытый в декабре 2013 в непривычном для Перми формате. Банк не раскрывал объем инвестиций, но отмечал, что отбивать их придется в течение нескольких лет.
По мнению гендиректора инвестиционной группы «Свободный капитал» Алексея Чернова, Экопромбанк стал жертвой собственной стратегии. «Расцвет этой финансовой организации — период до слияния «Сильвинита» с «Уралкалием», до продажи Березниковского «Азота» «Уралхиму». Тогда через Экопромбанк продавалась большая часть экспортной выручки «Сильвинита» и «Азота». Банк имел возможность получать большие доходы при минимальных затратах. Когда две последние названные компании вывели потоки из банка, у него существенно уменьшились доходы и ресурсная база. После ухода крупных клиентов банк вышел в розницу: начал активно привлекать частных вкладчиков, выдавать потребительские кредиты. Но за два-три года сложно перестроить бизнес-модель», — считает эксперт.
Первые тревожные звонки начались весной 2014 года. Тогда, в первом квартале, банк получил серьезный убыток. Этот результат был повторен и по итогам первого полугодия. Топ-менеджеры Экопромбанка все списывали на формирование резервов по ранее выданным кредитам и вложениям в паи закрытого паевого инвестиционного фонда по проекту «Город в городе».
В конце июля Экопромбанк сообщил об информационной атаке. Якобы клиентам говорили, что у банка отозвана лицензия и рекомендовали сменить финучреждение. Якобы именно эта атака спровоцировала рост числа вкладчиков, желающих забрать деньги, а впоследствии и нехватку ликвидности. На деле же проблемы с ликвидностю появились раньше, о чем писали пользователи Teron.ru, жалуясь на то, что банк задерживает проведение платежей между юридическими лицами на крупные суммы, а заранее заказанные деньги в кассе не выдает, перенося заявку.
В поисках ликвидности Экопромбанк начал вести переговоры о продаже либо кредитного портфеля, либо пакета акций. Зампред правления Вадим Манин рассказывал Properm.ru, что банк намеревался сформировать ликвидность в размере 800–900 млн рублей, чтобы и перестраховаться с запасом. Однако переговоры не увенчались успехом и 18 августа лицензия у банка была отозвана. По словам представителей банка, им не хватило недели, чтобы привлечь необходимые ресурсы.