Posted 9 октября 2014,, 06:00
Published 9 октября 2014,, 06:00
Modified 2 марта 2023,, 17:24
Updated 2 марта 2023,, 17:24
Строительство комплекса велось совместно с фирмами-лицензиарами ABB Lummus Global, Texaco и Comprimo. Генеральным проектировщиком КГПН являлось ОАО «ВНИПИнефть», Строительно-монтажные и пусконаладочные работы осуществлялись представителями более 30 российских организаций. В процессе строительства участвовало до 2,5 тысяч человек.
Комплекс был предназначен для гидроочистки и гидрокрекинга смеси вакуумных дистиллятов и вторичных компонентов для выработки глубокоочищенного сырья каталитического крекинга, малосернистого дизельного топлива с низким содержанием ароматических углеводородов и нафты для получения высокооктановых бензинов. Ввод в строй комплекса глубокой переработки нефти позволил увеличить производство моторных топлив более чем на 1 млн тонн в год и получать нефтепродукты, по качеству и экологическим характеристикам соответствующие перспективным европейским нормам. Уже в октябре 2004 года предприятие первым в России начало выпускать дизельное топливо Евро-4, а через несколько месяцев — и Евро-5. Бензины Евро-4 на предприятии стали производиться в 2010 году, а Евро-5 — в 2012-м.
Первая остановка автобуса с журналистами — у центральной заводской лаборатории.
«Один из гарантов качества продукции «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза» — оснащённая по последнему слову технологии лаборатория, где проводят тщательную проверку и анализ дизельных топлив, бензинов и моторных масел на всех стадиях производства, — сказал сопровождавший журналистов Андрей Нечаев, начальник технологического отдела предприятия.
«В составе нашего топлива есть моющая присадка, она улучшает выхлоп двигателя и повышает коэффициент полезной деятельности, есть смазывающая присадка, которая снижает трение, на самом деле всего и не перечислить сейчас! — увлеченно рассказывает о «кухне» производства дизельного топлива Андрей Нечаев. — Нюансов очень много. Насколько качественный продукт придет к потребителю, во многом зависит от испытательной лаборатории, от квалификации персонала, от оборудования. Паспорт качества, который прикладывается к продукту — гарантия, что произведенное топливо отвечает стандарту Евро- 5. Лаборатория — знаковый этап, завершающий производство дизельного топлива перед тем, как потребитель его получит».
Следующий объект экскурсии — единая операторная предприятия.
В единой операторной мы познакомились с людьми, которые десять лет назад принимали участие в пуске комплекса глубокой переработки нефти. Один из них, Евгений Карнаухов, ведущий инженер-механик, рассказал:
«До этого комплекса здесь было пустое поле с перелесками, первый аппарат был смонтирован в 1997 году, с тех пор до 2004 года с небольшими перерывами шло строительство. Я был механиком центра гидрокрекинга. Технологии не изменились, но оборудование модернизируется постоянно. Вначале было непросто — рабочий день был, мягко говоря, ненормированным, но мы справились и победили. Сейчас есть только хорошо налаженный процесс. Это не может не радовать».
После посещения завода мы побывали в заводском музее истории, где строительству и пуску комплекса в эксплуатацию посвящено несколько стендов.
В заключение необходимо отметить, что в настоящее время на заводе ведётся масштабное строительство комплекса переработки нефтяных остатков (КПНО), начатое в 2012 году. Ввод комплекса в эксплуатацию позволит предприятию перейти на безмазутную схему переработки нефти, в результате чего показатель глубины переработки достигнет 98%. Выпуск дизельных топлив увеличится более чем на миллион тонн в год. Пуск комплекса планируется в 2015 году. Развитие продолжается…