Posted 21 октября 2014, 04:00
Published 21 октября 2014, 04:00
Modified 2 марта 2023, 17:23
Updated 2 марта 2023, 17:23
Надежность и работоспособность двигателя автомобиля напрямую зависит от качества топлива, которое использует водитель. Суррогатное топливо может значительно снизить ресурс двигателя, уменьшить его мощность. Ошибка грозит не только проблемами в работе мотора, но и пожаром в салоне автомобиля.
Статистика показывает, что на розничном рынке топлива существует некоторая доля некачественных нефтепродуктов. Некоторые недобросовестные предприниматели под видом качественного дизельного топлива продают дешевый суррогат, так называемое «печное топливо». Неоднократно можно встретить среди «страшилок» и мнение о том, что дельцы добавляют в топливо «отработку» или керосин, однако правды в этом мало.
Комментарии экспертов: 1. Отработанные нефтепродукты (к примеру, моторное масло после ТО) в качестве автомобильного топлива использоваться не могут, а у самого автомобильного топлива «отработки» и быть не может по понятным причинам. Добавка в автомобильное топливо керосина для жуликов-заправщиков попросту невыгодна, ведь этот нефтепродукт стоит дороже бензина. 2. Известны также способы подделки топлива с помощью газового конденсата, продуктов коксохимических производств и жидких продуктов пиролиза. В этом случае мошенники в качестве основного сырья берут бензин газовый стабильный и пытаются повысить ему октановое число. Ни к чему хорошему это не приводит, такое топливо не будет пригодно для нормальной эксплуатации автомобиля. 3. Недобросовестные предприниматели могут покупать на нефтеперерабатывающим заводе фракцию прямой перегонки, «прямогон» с крайне низким октановым числом около 60, за минимальную стоимость. Туда они добавляют присадки, в том числе запрещенные на сегодняшний день металлсодержащие присадки. Такое топливо получается очень дешевым, но совершенно не кондиционным. Использование такого топлива приведет к выводу из строя катализаторов автомобиля, двигателя автомобиля и, в итоге, дорогостоящему ремонту автомобиля. |
Мы решили самостоятельно проверить качество бензина без специального оборудования. Для определения подделки достаточно тактильных, зрительных и обонятельных данных. Другими словами, бензин придется щупать и нюхать, а также следить за его поведением.
Для качества бензина имеет значение и оборудование автозаправочной станции: чем оно современнее и лучше обслуживается, тем меньше риска случайных примесей в топливе. Кроме того, важное влияние оказывает и способ поставки топлива от завода до «розницы». Если весь процесс контролирует одна компания, это дает гораздо больше гарантий качества топлива.
Для наших простых опытов на АЗС покупаю три литра самого распространенного сейчас бензина АИ-95 (класс Евро 5). Этого будет более чем достаточно для проведения нескольких экспериментов.
Рядом с АЗС находится экстрим-парк: открытый воздух, не людно. Туда я и отправилась для проведения «бензиновых испытаний».
Один из объективных показателей качества бензина — его цвет. Согласно Техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» автомобильный бензин может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки. По техническим характеристикам бензины АИ-92 и АИ-95 должны быть чистыми и прозрачными.
Наливаю бензин в прозрачный стакан, чтобы оценить жидкость на просвет.
Есть мнение, что качество бензина на заправках в массе ухудшается, однако наш эксперт с этим не согласен. Так как двигатели современных автомобилей становятся все более требовательными к качеству топлива, автовладельцы предпочитают заправляться на проверенных АЗС, доверяя лишь одному-двум брендам. Популярные в 90-е годы «керосиновые лавки» и минизаводы, где может производиться некондиционное топливо из «прямогона» и нежелательных присадок, уходят в прошлое.
Когда люди жалуются на качество нефтепродукта, нужно понимать точно, в чем дело, предостерег наш эксперт. Проблема может возникнуть по разным причинам: дефект самого автомобиля или попытка сервисного центра заработать на клиенте побольше, отказав ему в гарантийном ремонте с формулировкой «использование некачественного топлива».
Крупные компании, осуществляющие производство топлива, поставляющие их на розничный рынок и продающие топливо в розницу, за качеством неусыпно следят сами. Весь производимый бензин на нефтеперерабатывающих заводах проходит обязательные исследования в лаборатории, при этом некондиционных проб встречается менее 0,2%. Кроме того, пробы автомобильного топлива регулярно отправляются во всероссийские лаборатории, где проводится анализ специфических свойств, физических и химических особенностей топлива.
Три небольших опыта показали нам, что «своими руками» можно убедиться в качестве бензина, но весьма поверхностно. Самостоятельно при посещении неизвестной АЗС эти простые исследования помогут убедиться, будет ли разовая заправка безопасной для нашего автомобиля. Крупные сетевые АЗС рисков с некондиционным топливом попросту не допускают.