Здесь добывали алмазы — 2. Внутри железного монстра

22 декабря 2014, 19:00
Огромный плавучий пятиэтажный дом со своей столовой, офисом, «капитанским мостиком» и хранилищем алмазов. Как же эта махина добывала алмазы? Читайте в репортаже пермского блогера Алексея Старкова.

На что похожа алмазодобывающая драга ИЗТМ-250ДУ №141 ЗАО «Уралалмаз» снаружи, вы видели в первой части фоторепортажа. Теперь мы отправимся вовнутрь железного монстра. Что-то мне подсказывает, что из простых смертных не аффилированных с алмазодобычей внутри мало кто смог побывать, во всяком случае из блогеров. Знать бы, что больше такого случая не преставится. Все драги ЗАО «Уралалмаз» в ноябре этого года порезаны на металл. Пермский край потерял свой шанс получить уникальный музей на месте развалившейся алмазодобывающей отрасли.

В этот пост я вставил максимальное число фотографий, чтобы сохранить память об этом циклопическом сооружении и технических особенностях его конструкции.

Алмаз — минерал, кубическая аллотропная форма углерода. Да, да, того самого, на котором мы обычно жарим шашлыки. В природе при нормальных условиях может существовать неограниченно долго. При высоких температурах сгорает, превращаясь в углекислый газ. В вакууме при 2000 градусах Цельсия за 15–30 минут переходит в графит, при этом взрывообразно разрушаясь. Ограненный алмаз получил название бриллиант. Массу бриллиантов измеряют в каратах. Один карат — 0,2 грамма.

Алмазы в природе находятся в россыпных или в коренных месторождениях в очень малых количествах и не могут быть свободно извлечены в чистом виде без породы. Алмазы массой более 15 карат — редкость, а массой в сотни карат — большая редкость, обычно они получают имена собственные.

Кроме стационарных обогатительных фабрик на алмазных россыпях, расположенных по речным долинам, строятся плавучие фабрики по добыче алмазов — драги. Драги имеют смонтированные на понтоне многочерпаковое устройство для выемки песка и оборудование для его обогащения. Драга черпает алмазосодержащую породу и полностью ее обрабатывает, обеспечивая в конце своего процесса выход чистых алмазов.

Наша драга № 141, построенная в 1968 году на Иркутском заводе тяжелого машиностроения, имела объем черпака 250 литров и была по своему уникальна. Это единственная драга с краном на первой мачте в Прикамье.

Поднимемся на ее борт и сразу пройдем вовнутрь на первую палубу. После яркого солнечного света глаз с трудом выхватывает из темноты крупные агрегаты, высокий потолок и удаленные углы помещения различаются с трудом. Сразу понимаешь что драга это не только корабль, но еще и фабрика со всеми присущими нормальному зданию системами жизнеобеспечения.

Из темноты мы ненадолго вышли на открытую прогулочную палубу левого борта. Все как на настоящем корабле, даже спасательные круги присутствуют. А над нами возвышается громада в пять этажей. Причем не маленьких.

Выходим на корму чтобы осмотреть отвалообразователь — стакер. Это такой гигантский яйцеклад, как у саранчи. Он служит для выброса отработанной породы за пределы драги, отвалы породы называются хвосты. как раз такая кучка попала на фото.

Мы поднялись на второй этаж, чтобы осмотреть оборудование по обогащению породы. Для извлечения алмазов кимберлит или отложения россыпи подвергают обработке различными методами. Этот процесс называется обогащением. При обогащении происходит удаление породы и других минералов, в результате остается концентрат, из которого извлекаются алмазы.

При обогащении и извлечении алмазов из породы используют их физические, химические и магнитные свойства и свойства сопутствующих им минералов и горных пород. Например, учитывается способность алмаза не смачиваться водой и прилипать к жирам, а также люминесцировать при облучении его рентгеновскими или V-излучением; с учетом плотности разработан гравитационный метод обогащения алмазов, при котором более тяжелые минералы оседают, а более легкие смываются водой.

Высокая твердость алмаза позволяет измельчать алмазосодержащую породу в специальных мельницах. Менее твердые породы измельчаются и удаляются в отходы, а алмазы остаются не разрушенными, Однако необходимо учитывать хрупкость алмаза.

Применение электромагнитной сепарации позволяет отделить алмаз от магнитных минералов, так как он немагнитен. Учитывая, что алмаз —диэлектрик, при прохождении алмазосодержащего концентрата через электрическое поле алмазы и электропроводящие минералы в разной степени изменяют направление своего движения.

Все способы извлечения алмазов и отделения их от других минералов применяются не изолированно друг от друга, а комплексно. Создается сложный многоступенчатый технологический процесс обогащения алмазосодержащей породы и извлечения алмазов из исходного материала.

Для каждого месторождения составляется соответствующая технологическая схема обогащения, так как алмазы имеют разные свойства. Выбор схемы обогащения определяется степенью измельчения исходного сырья под влиянием внешних условий, содержанием алмазов, степенью промывки, характером и количеством сопутствующих минералов, специфическими свойствами содержащихся в сырье алмазов.

Пески россыпей вначале подвергаются промывке водой, в процессе которой удаляются вся глина и мелкие частички песка. Затем от промытого песка отделяется крупная галька размером крупнее встречающихся в данном месторождении алмазов. Оставшийся зернистый материал обычно подвергается сортировке на классы по крупности и гравитационному обогащению до получения концентрата. Методы извлечения алмазов из концентратов, полученных в результате обогащения коренных пород и россыпей, могут быть одинаковыми, иногда изменяются в зависимости от свойств алмазов.

Гравитационное обогащение производится в отсадочных машинах в пульсирующих в вертикальном направлении потоках воды или в так называемой тяжелой суспензии — среде с повышенной плотностью, где легкие минералы всплывают, а тяжелые — оседают вниз. Этот процесс считается более прогрессивным.

После сепарации тяжелая фракция поступает на дренажный грохот для отделения суспензии. Отделенная суспензия поступает обратно в сепаратор, а оставшийся материал тщательно промывается и поступает на вторичное обогащение во второй конусный сепаратор меньшего диаметра. После этого концентрат поступает на окончательную доводку и извлечение алмазов.

К жиру прилипают все алмазы и часть тяжелых минералов находившихся в концентратах. После освобождения от жира алмазы из крупных классов сортируют вручную. Класс концентрата мельче 1,6 мм обычно измельчают в шаровой мельнице, обрабатывают в соляной кислоте и пленочной флотации, при которой мелкие алмазы всплывают. Иногда мелкие алмазы отделяются на электрических сепараторах.

Никаких конусов, похожих на описанные выше я не увидел, несмотря на большое разнообразие различных агрегатов расположенных в два этажа.

Заходим в бывший офис, правда когда все это обставлялось мебелью люди не знали такого слова. Такое ощущение, что сотрудники отсюда только недавно ушли. На полу разложены полевые телефоны, какие-то коробки и инструменты.

Проходим в следующее помещение. Здесь много технической и управленческой документации. На столах лежат вполне современные папки с приказами, отпечатанными на лазерном принтере. Один из приказов, из последних, 2012 года, я взял себе на память. На стене календарь за 2010 год, а под ним какая-то пароварка. На полках — приказы и библиотечка марксиста.

Переходим к самому интересному — загадочной комнате со зловещим значком повышенной радиационной опасности на железной двери.

На алмазообогатительных фабриках кроме жирового процесса применяют еще и ренгенолюминесцентный метод извлечения, основанный на том, что алмаз светится голубым светом в лучах рентгена или под гамма-облучением от некоторых радиоактивных изотопов. Под действием катодного и рентгеновского излучения светятся все разновидности алмазов, а под действием ультрафиолетового — только некоторые.

За этой дверью спец. цех. Здесь, в полной темноте, работники драги вытаскивали из концентрата, вспыхивающие различными цветами под действием излучения, алмазы. Здесь происходила финальная стадия обогащения и складирование найденных алмазов.

На столе списки телефонов соседних алмазодобывающих подразделений. На стене — «Порядок выхода с радиостанций на коммутатор и дежурного при внештатных ситуациях».

Выйдя из спец. цеха мы спустились ниже и опять куда-то поднялись. Попали в столовую. Здесь помимо весов сохранилась установка для ручной промывки грунта. Несколько контейнеров расположены друг над другом, в них вставлены решета с различными размерами ячеек. Весь этот столбец из контейнеров раскачивается вручную на специальных полозьях подобно детской колыбели.

Проходим в святая святых — капитанскую рубку. Название условное. Главный на драге не капитан, а драг-мастер. Здесь также все брошено, как при экстренной эвакуации и пока еще окончательно не разворовано.

Спускаемся из рубки на нижнюю палубу и выходим в носовую часть драги. Сверху над нами нависает рубка и мачта.

Вот такая грустная история исчезнувшего на наших глазах технического наследия, которому даже не место в музее. Готовый музей мог бы быть внутри драги. Фотографии в репортаже говорят сами за себя. И дело второе тащить эту драгу в Красновишерск или нет. Главное надо было сохранить, то что было создано предыдущими поколениями. Но на это не хватило ни политической воли, ни банальной сообразилки.

Фотографии Алексея Старкова и Дмитрия Шелехова

#Видео #Спецпроекты #Регион #Алмазы
Подпишитесь