Posted 26 декабря 2014, 05:30

Published 26 декабря 2014, 05:30

Modified 2 марта 2023, 16:52

Updated 2 марта 2023, 16:52

Репортаж с собрания кредиторов Экопромбанка: Битва проиграна, война — нет

Репортаж с собрания кредиторов Экопромбанка: Битва проиграна, война — нет

26 декабря 2014, 05:30
Фото: Максим Кимерлинг для Properm.ru.
Клиенты банка с небольшими суммами вкладов потерпели фиаско: им не удалось договориться и включить в комитет своего, неаффилированного к крупным компаниям, кредитора.

25 декабря, 11 часов утра, Краевой дворец культуры ВОС. До начала первого собрания кредиторов Экопромбанка целый час, но большинство сидячих мест уже занято пунктуальными вкладчиками и клиентами. Размер очереди на регистрацию наводит на мысль о муниципальной больнице. Постоянно прибывают новые лица. Все сосредоточены.

В воздухе легкое напряжение и нервозность. Бывшие клиенты Экопромбанка, к которым мы обратились с вопросами до начала собрания, разговаривают неохотно и односложно. Отказываются фотографироваться и называть свои имена.

— Жду, что будет вода. Конечный результат, который меня волнует — это получить деньги обратно. Как — не важно, главное — вернуть, — рассказывает женщина, представляющая интересы юридического лица, для которого отзыв лицензии у Экопромбанка обернулся большими потерями. — Думаю даже, что в скором времени нам придется закрыться.

— Нехорошие слухи ходили еще с января. Но почему-то до меня они не дошли, — огорчается еще одна представительница вкладчика. — Моему знакомому сказали: «Меняйте банк, выводите деньги». Он всем рассказал, а мне почему-то забыл.

— Всех волнуют вопросы, хватит ли денег. Кого-то интересует, куда выведены активы? Я вот честно случайно в Экопромбанк деньги положил. Случайно раз в десять больше, чем покрывает страховка, — говорит с усмешкой вкладчик. — Что послужило причинами отзыва и банкротства? Я думаю, конфликт между акционерами, борьба за власть.

— Многие почему-то обвиняют акционеров, Владимира Александровича, например. Но я считаю, что Нелюбин — единственный человек, кто пытался спасти банк, искал пути. Другое дело — бездействие и неумелое руководство председателя Андрея Туева, — рассуждает другой вкладчик. — Мой вклад был давно открыт в Экопромбанке, я аккумулировал определенную сумму для приобретения недвижимости. Покупка сорвалась. Надеюсь, что в течение года вернут. Но у меня-то маленькая сумма осталась — около 400 тыс. рублей, а у кого-то по 5–6 миллионов и больше.

Начинается собрание. Вверху, на сцене, за одиноко стоящим столом расположились представители Агентства по страхованию вкладов — конкурсный управляющий Экопромбанка Василий Столбов и начальник отдела по взаимодействию с кредиторами АСВ Алексей Кортиков. Внизу, в зрительном зале, кредиторы всех мастей.

— Зарегистрирован 101 кредитор, сумма их требований превышает 85% от их общего установленного размера, — отчитался Кортиков.

Кредиторам предстояло решить главный вопрос — нужен ли комитет кредиторов и кто в него должен войти. Примечательно, что размер голосов зависит от размера требований кредитора: 1 голос равен 1 копейке.

Первой слово взяла замначальника налоговой инспекции по Ленинскому району Ольга Чечиль.

— Призываю всех голосовать против образования комитета кредиторов. Практика показывает, что комитет — это не всегда хорошо. Мы не будем знать, что происходит. Будем устранены из процесса принятия решений.

Налоговика поддержал вкладчик Александр Юсов.

— В практике оказывается, что в комитет попадают аффилированные лица, — медленно начал Юсов.

— У вас большая практика? — тут же раздался вопрос из зала.

— Два банкротства.

Слово быстро перехватил другой вкладчик:

— Не понимаю этих выступлений. Я был лет десять назад арбитражным управляющим. Удивлен, что налоговая инспекция против комитета. Иначе мы будем получать свои деньги года три-четыре и больше. Я предлагаю свою кандидатуру, — заявил клиент банка Тимур Шарипов. — Я независим, и мне хочется вернуть свои деньги. Предлагаю, чтобы в комитет входило максимальное количество человек — 11.

Следующий клиент — представитель компании «Технопрогресс» — выступил за то, чтобы в комитете было семь человек.

— Четверо членов комитета (необходимое большинство — Properm.ru) всегда могут собраться. Комитет необходим, чтобы оперативно решать вопросы. Если мы передадим всё собранию, процедура затянется.

После краткого обмена мнениями вкладчики проголосовали по первому вопросу.

Наступило время для второго вопроса повестки: «Рассмотрение отчета о деятельности конкурсного управляющего с информацией о финансовом состоянии банка и его имущества». Главной новостью отчета Столбова стало то, что активы Экопромбанка выросли в два раза по сравнению с оценкой, которая была проведена временной администрацией из Центробанка. По данным АСВ, активы составили 10,5 млрд против 5,3 млрд рублей, озвученных ранее. (Подробнее набор цифр, которые громко и монотонно зачитал Столбов, изучайте в материале на Properm.ru сегодня в 12.00).

— Почему так затягивается процесс начала выплат (первые выплаты начнутся в первом квартале 2015 года — Properm.ru)? Идет девальвация рубля и я не знаю, что через полгода будет с этими деньгами! — поинтересовался вкладчик из зала.

— Когда начнутся выплаты кредиторам третьей очереди? — зал засмеялся в ответ на этот вопрос. С разных сторон ответили: «Ни-ког-да!».

Представители АСВ тем временем озвучили результаты голосования по первому вопросу: будет создан кредитный комитет, в который войдут три кредитора.

Вот так распределились голоса:

3 человека 270 млрд голосов 74%. 19 бюллетеней.
7 человек 17 млрд голосов 4,9%
9 человек 2 млрд голосов 0,7%
10 человек 33 млн голосов 0,01%
11 человек 21 млрд голосов 5,9%. 40 бюллетеней.
4, 5, 6, 8 человек 0 голосов 0%
Против 2 млрд голосов 0,7%
Воздержались 1 млрд голосов 0,3%

На обсуждении четвертого вопроса «Избрание членов комитета кредиторов» представители АСВ предложили свою кандидатуру — Наталью Жданову.

— Может нам выбрать крупных кредиторов? Они же заинтересованы! — поступило предложение из зала.

— Да, успокойтесь. Они и сами себя выберут!

По сложившейся традиции первой слово взяла сотрудница ИФНС. Ольга Чечиль призвала всех проголосовать за себя. Следом выступил Александр Нода, известный своей инициативой отправить обращение «обманутых» вкладчиков Экопромбанка Президенту, а также в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет.

— Настроен пессимистично. Расстроен, что всего три человека. Чем больше людей, тем больше было возможности влиять на решения, — прокоментировал итоги голосования Нода.

К микрофону подошел представитель фирмы «Кросс» (владельцем является бывший председатель наблюдательного совета Экопромбанка Сергей Макаров — Properm.ru) Игорь Сальбах.

— Выдвигаю кандидатуру Ивана Шатрова, — коротко бросил Сальбах и, развернувшись, пошел к своему месту в зале.

Алексей Бутенко, компания «Минерал Групп» (подконтрольна Петру Кондрашеву, бывшему основному владельцу Экопромбанка — Properm.ru), — назвался еще один представитель пула корпоративных клиентов банка. — Предлагаю кандидатуру Тимура Старостина.

Александр Колотильщиков. Представляю интересы Геннадия Шилова (генеральный директор ЗАО «СИБУР-Химпром» — Properm.ru) как физического лица. Я практикующий юрист и представляю, как будет проходить процедура банкротства.

Максим Родионов, представляю интересы компании «Импульс», кредитора третьей очереди. Кандидатура — Константин Маценко.

После оглашения кандидатур началось активное и беспорядочное обсуждение. О микрофонах и выходе к сцене все забыли, выступали прямо с мест, перебивая и не слушая друг друга. Осознав, что решающие голоса находятся у крупных кредиторов, «миноритарии» задумались о выдвижении своего кандидата, не аффилированного крупным компаниям.

— Всех физиков призываю голосовать за налоговую!

— Предлагаю голосовать за Ноду. Понятно, что его голос не будет решающим. Но он хотя бы сможет придать резонанс ходу конкурсного производства, публиковать новости в соцсетях и прессе.

— За мужика надо! Хоть расскажет, что там творится.

Разделение мнений стало приговором для большей части вкладчиков, присутствующих в зале. В состав комитета вошли Старостин, Шатров и Маценко. Александру Ноде голосов не хватило.

Таковы результаты голосования:

Тимур Старостин 286 млрд голосов
Иван Шатров 264 млрд голосов
Константин Маценко 259 млрд голосов
Александр Нода 50 млрд голосов

Позднее Александр Нода так прокомментировал это поражение:

— Людей, которые представляют интересы вкладчиков, в этом комитете нет. То, что произошло, похоже на спектакль. Решения принимали крупные клиенты, остальные пришли в качестве массовки. Была надежда, что небольшие вкладчики консолидируются, но, к сожалению, этого не произошло. Поэтому выбран комитет в очень узком составе — всего три человека. Мы голосовали не как люди, а как деньги. Очень сомнительный способ принятия решений, так как интересы большинства людей не учтены.

Крупные кредиторы теперь будут принимать решения о том, как будет проходить реализация активов, когда и в каком объеме будут производиться выплаты. Как мы можем теперь влиять на деятельность комитета? Никак, единственный формат общения — письменные запросы. Битва была проиграна, но война нет. Будем бороться.

Подпишитесь