Posted 16 января 2015, 08:26
Published 16 января 2015, 08:26
Modified 2 марта 2023, 17:03
Updated 2 марта 2023, 17:03
Согласно дилерской статистике, на автомобили с дизельным двигателем сохраняется стабильный спрос: его мощность аналогична бензиновому, уровень потребления топлива ниже, а крутящий момент выше, чем у бензинового собрата.
Но зима готовит для владельцев дизелей неприятные сюрпризы. Например, некоторые АЗС продолжают продавать остатки летнего дизельного топлива в осенне-зимний период. Подобное топливо становится вязким уже при +3°С, мощность двигателя сокращается за счет снижения качественности распыла, что вызывает увеличение расхода топлива при работе двигателя. По словам Управляющего сервисным центром Тойота Центр Пермь Антона Лебедева, переходить на дизельное топливо нужно при первых заморозках. Несмотря на то, что температура его замерзания на десять градусов ниже нуля.
Что знают пермские автомобилисты об отличиях зимнего от летнего дизельного топлива?
— Скорее всего, отличается присадками, исходя из того, что летом тепло, а зимой — холодно, — отвечает Алла на мой вопрос. Свою машину девушка заправляет бензином Аи-95.
Ян управляет автомобилем с дизельным двигателем полтора года, но зимне-летние особенности топлива для него до этого были секретом.
— Понятия не имею, чем отличается. Может, составом? — предположил водитель.
— Летний замерзает, зимний — нет, — уверенно ответил Дмитрий. — Может, какие-то присадки есть. Может, больше керосина, или чего-то еще».
Оказалось, далеко не каждый пермский водитель знает о сезонных особенностях дизельного топлива.
Кстати, существует еще и арктическое зимнее топливо, которое принято использовать в экстремальных условиях, при температуре воздуха до -50 °С. Пределы кипения такого топлива примерно соответствуют пределам выкипания керосиновых фракций, поэтому «арктика» — по сути, утяжеленный керосин. Так как чистый керосин имеет низкое цетановое число (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения) 35–40 и недостаточные смазывающие свойства. Для устранения этих проблем в арктическое топливо добавляют цетаноповышающие присадки и минеральное моторное масло для улучшения смазывающих свойств.
По словам Управляющего сервисным центром Тойота Центр Пермь Антона Лебедева, заправка автомобиля зимой летним дизелем может привести к крайне неприятным последствиям: «Двигатель может остановиться во время движения из-за замершего топлива, поэтому небезопасно уезжать на удаленные расстояния от близлежащих населенных пунктов на таком топливе».
Затраты, которые придется понести водителю, не сменившему топливо при наступлении холодов, существенны: это стоимость услуг по эвакуации автомобиля, время на ожидание и перевозку автомобиля, плата за снятие/установку топливного бака и топливного фильтра, слив топлива и заливку нового зимнего топлива.
Самый простой способ «попасть» на такие внеплановые затраты — отпуск или командировка в межсезонье. Уезжали — еще плюс, вернулись — уже минус. А в баке «лето».
Мы решили провести «домашний» эксперимент и посмотреть, что случится с летним и зимним дизелем при -18 °С. Именно такая температура воздуха в морозилке, в которую мы поставили бутылки с топливом.
Первое же, что вызвало наше удивление, разные органолептические показатели. В том числе, цвет. Летний дизель не спутать ни с каким другим автомобильным топливом. При комнатной температуре он напоминает оливковое масло.
Дизель простоял в морозилке примерно столько же времени, сколько в среднем проводит автомобиль до того, как его утром заведет водитель.
Зимний дизель, который на фото больше похож на воду, не поменял ни цвет, ни текстуру: при минус 18 он по-прежнему прозрачный и «жидкий». Летний дизель визуально потемнел и стал чуть плотнее, на дне бутылки на четверть объема скопился осадок — густые хлопья. Чтобы понять его консистенцию, посмотрите видео.
Так как у всех машин насос забирает топливо с дна бака, первым делом в него попадает этот страшный осадок. «Продавить» его через насос-форсунки в цилиндры абсолютно нереально — добро пожаловать на оттаивание и чистку.
Итак, владельцу дизельного автомобиля нужно быть очень осторожным при заправке поздней осенью и зимой. Чтобы не залить «неправильную» солярку, автомобилист вправе потребовать на АЗС паспорт качества на реализуемое топливо, где нужно обратить внимание на указанную предельную температуру фильтруемости (температуру, при которой топливо еще способно проходить через фильтр — Properm.ru).
Сегодня мы провели очень простой опыт, который позволяет увидеть, как ведет себя летнее и зимнее дизельное топливо при низких температурах воздуха. Отрицательно повлиять на работу двигателя и явиться причиной многих проблем в работе автомобиля может и низкое качество топлива. По-настоящему определить качество дизельного топлива возможно только в специальных лабораторных условиях.