Posted 19 марта 2015,, 05:06

Published 19 марта 2015,, 05:06

Modified 2 марта 2023,, 16:27

Updated 2 марта 2023,, 16:27

Год со дня присоединения Крыма, или как в Перми прошел «митинг бюджетников»

Год со дня присоединения Крыма, или как в Перми прошел «митинг бюджетников»

19 марта 2015, 05:06
Владислав Аскариди
Фото: Максим Кимерлинг для Properm.ru
- Саша, а где шеф? - Не знаю, - отвечает подошедший. - Мы рассасываемся или нет? Выборочно или целиком? – не унимаются женщины. - Целиком, - сдается молодой человек. - Ты всех отпускаешь? - Да.
Сюжет
Протест

Прошел ровно год с того памятного момента. Момента, когда в Перми прошла серия самых массовых митингов последнего времени. 10 марта 2014 года на Октябрьской площади прошел митинг «Своих не сдаем!». Спустя восемь дней прошел митинг-концерт «Победа за нами». Тогда людей свозили автобусами со всего Пермского края. Сейчас — те же люди, те же плакаты, тот же митинг, даже организаторы те же — Совет ветеранов Пермского края.

Вместимость УДС «Молот» составляет 6 тыс. человек. Во времена, когда на площадке блистал «Урал-Грейт» и выставлялись дополнительные трибуны, он мог бы вместить в себя 7 тыс. человек.

«Концерт собрал порядка 8 тыс. пермяков», — в голос заявили пресс-службы администрации Перми и губернатора. Для сравнения, прошлогодний митинг-концерт «Победа за нами», который прошел там же в Театральном сквере, по официальной информации, собрал более семи тысяч пермяков. Однако, тогда народу было больше.

Театральный сквер в полицейском оцеплении. На Сибирской, за красно-белой лентой на дороге стоит молодой парень в военной форме. Он что-то объясняет водителю, который хотел припарковать здесь свой автомобиль, после чего тот уезжает. По улице разносится шум толпы и чей-то неразборчивый голос в колонках.

Мимо солдата проходит колонна из пенсионеров и нескольких школьников с флагами и в манишках «Справедливой России».

«Вот сюда вставайте», — говорит молодой человек в шарфике партийных цветов, проведя их через черную рамку металлодетектора.

«…Мы снова вместе, — радостно кричит в микрофон ведущий. Толпа не очень успешно пытается изобразить «Ура». — Все мы помним, как год назад, 16 марта 2014, прошел общекрымский референдум, на котором за воссоединение Крыма с Россией проголосовали почти 97% крымчан и 96% севастопольцев. <…> Это судьбоносное событие было поддержано на многотысячных митингах в разных городах России только в Перми тогда на митинг собралось около 15 тыс. человек! Наверное, многие из вас были в те дни на Октябрьской площади!».

Люди, как это обычно и бывает на подобных мероприятиях, своих не бросают — стоят группами. О чем-то переговариваются, поправляют плакаты. Многие пытаются пробраться поближе к сцене. Кое-то, наоборот, зайдя в сквер, старается уйти по аллее подальше от театра.

На сцене появляется руководитель пермского отделения «Фонда мира» Зоя Козлова: «Миротворцы Прикамья, я приветствую вас от имени российского «Фонда мира». Я хочу начать с простого житейского опыта. Когда мне приходится уезжать куда-нибудь, недалеко. На неделю, на месяц я всегда тороплюсь домой. Вернуться скорее домой. Я даже знаю, что сейчас некоторый делегации тоже думают: вот закончится и мы скорее домой. Я верно говорю? ».

Толпа оживляется: «Да! », — отвечает она хором молодых голосов.

«Так вот, как я понимаю тех крымчан, севастопольцев — они так долго возвращались домой», — продолжает представитель фонда.

Перед сценой — российские и партийные флаги. Чуть подальше, на сугробе — в цвета георгиевской ленты, флаг Новороссии, флаг ДНР. Кто-то пришел с флагом ВДВ. В толпе несколько девушек в футболках с гербом Березовского района. Неподалеку — делегация из Звездного.

Чуть правее сцены стоят представители власти: краевой министр культуры Игорь Гладнев, депутат Александр Филиппов к ним подходит Анатолий Маховиков. Неподалеку Анастасия Крутень и главврач «Города сердца» Сергей Суханов. Подходит Дмитрий Самойлов.

Через толпу в сопровождении Кирилла Маркевича и еще нескольких человек идет Виктор Басаргин. Он останавливается рядом с остальными. Маховиков о чем-то говорит с губернатором и тот уходит вглубь толпы, ближе к центру сцены.

«От Сибири, до Кремля, от Невы и до Алтая — наша русская земля. Не найти другого рая», — поет со сцены «Хорус-квартет».

Сидя на скамейке аллеи молодая девушка заматывает голову в платок и достает телефон, чтобы сфотографировать свою подругу, которая позирует с флажком «Мы вместе». Ведущий поздравляет всех с праздником.
— Девушки, а вы какую организацию представляете?
Общественную, — отвечает та, которая сидит, но тут же косится на диктофон. — Вы нас записываете?
— Да.
Никакую, — обрывает подруга. — Мы добровольно. Мимо гуляли.
— Как называется общественная организация?
В центре, — кивает головой куда-то в толпу одна из девушек.

Девушки дают понять, что больше разговаривать не намерены. Подхожу к двум женщинам в возрасте, которые стоят как-то в сторонке.
— Мы поддерживаем политику нашего государства и нашего президента. Мы пенсионерки пришли посмотреть, послушать, поучаствовать в празднике. Считаем этот день праздником России.
— Как отмечать будете?
— Как отмечать? Пришли на концерт. А что еще?
— Праздник же. Это станет традицией? Будете отмечать каждый год?
— Не знаю. «Будет день — будет пища» — великие говорили.

Ведущий рассказывает об освобождении Крыма от фашистских полчищ в марте 1944 года.

Несколько пожилых женщин двигаются в сторону выхода, навстречу им попадается знакомая.
— Вы так просто не уходите толпой — там глава стоит, — предостерегает «встречная».
— А это не наша, — улыбаются они и продолжают движение.
— Пойдемте-пойдемте, она сказала сюда идите. На фоне администрации чтобы видно было.

По всему скверу передвигаются люди с бейджиками «Уполномоченный местного самоуправления». Чаще всего их можно встретить у выходов. Там же, у черной рамки на улице Сибирской, с повязкой на руке в цвет георгиевской ленты стоят три молодых человека — представители пермского антимайдана. Один из них — Алексей Бородин, запомнившийся пермякам по куклам «Вуду-Майдан».

Серия праздничный концертов прокатилась по всей стране. В соседнем Екатеринбурге, например, за участие в аналогичном митинге предлагали 200 рублей. Тем, кто привел друга — бонус в 20 рублей, за десять друзей — 50 рублей за каждого. Та же история была и в Москве.

В глубине сквера подхожу к молодому человеку с рюкзаком на котором ленточка цвета российского триколора. Он хотел закурить, но бдительная охрана предупредила: курить можно только за «рамкой».

«Я здесь от больницы, — рассказывает мой новый знакомый. — Работаю системным администратором. Сказали: «должен идти», типа это передовой фронт».

— Как относишься к возвращению Крыма?
— Пассивно. (После небольшой паузы продолжает) Я понимаю, что у нас зарплата упала.
— С этим связываешь?
— Ага. Она вот год назад и упала.

Юные «антимайданщики» быстро срываются с места, оттаскивают металлическое ограждение — к выходу идет Виктор Басаргин. Когда губернатор проходит мимо, вытягиваются по струнке: «До свидания».

«Мы сильны, поймите люди. Наш президент — Владимир Путин», — разносится над театральным сквером.
После того, как мероприятие покидает губернатор, люди маленькими группками начинают передвигаться в сторону выхода.

Три девушки с «опознавательными знаками» «Молодой гвардии» перед памятником Ленину раздают буквы группе пенсионеров, которые приехали из Березников. Выстраивают из них фразу «Крым наш», фотографируют и аккуратно складывают «Крым» обратно в стопочку.

«А мы продолжаем наш праздник», — говорит ведущий.

Недалеко от сцены, за палаткой звукорежиссера стоят несколько женщин. К ним подходит молодой человек «за тридцать» в очках и светлой куртке.
— Саша, а где шеф?
— Не знаю, — отвечает подошедший.
— Мы рассасываемся или нет? Выборочно или целиком? — не унимаются женщины.
— Целиком, — сдается молодой человек.
— Ты всех отпускаешь?
— Да.

Вся «команда» разворачивается и уходит в направлении выхода на улице Ленина.
— Здравствуйте. Вы здесь какую организацию представляете?, — догоняю «Сашу».
— Я? Узнал, что мероприятие будет вот и пришел, — немного растерялся молодой человек.
— Я так понимаю, вы здесь были не один?
— Знакомых тут повстречал. К чему такие вопросы?
— Странно, что знакомые спрашивают у вас разрешение уйти.
— В шутку общаемся, — направляется он к выходу.

К выходу на улице 25 октября подъезжает автобус с надписью: «Министерство физической культуры и спорта Пермского края. Центр спортивной подготовки». У двери автобуса останавливается мужчина в бейсболке, красной куртке и с флажком «Мы вместе» в руках.
— Вы здесь от центра спортивной подготовки?
— Да.
— Почему вы здесь?
— На митинг! — обрывает мужчина.
Несколько женщин проходят мимо и садятся в автобус.
— Организованной группой от центра?
Конечно! Все (на месте — Properm.ru)? — заглядывает в салон автобуса и заходит внутрь вслед за женщинами.

«Наш творческий ответ санкциям — пермская группа «Ба-ба-ту»». Около 18:00 в сквере появляются случайные прохожие, без флажков, плакатов. С интересом посматривают по сторонам и идут дальше.

«А куда это нести-то?», — спрашивает пожилая женщина с плакатом «Горжусь страной!» у идущих впереди. Не получив ответа, она не находит ничего лучше, чем просто воткнуть плакат в снег. Ее примеру следует одна из впереди идущих — в снег отправляется «Воссоединение Крыма с Россией воля народа!».

"