Posted 29 июля 2015,, 10:00

Published 29 июля 2015,, 10:00

Modified 2 марта 2023,, 17:22

Updated 2 марта 2023,, 17:22

В Перми прошел пресс-тур по вертикали нефтепереработки «ЛУКОЙЛ»

В Перми прошел пресс-тур по вертикали нефтепереработки «ЛУКОЙЛ»

29 июля 2015, 10:00
Фото: Properm.ru
Под девизом «От качалки до заправки» участники пресс-тура познакомились с работой нефтяного комплекса Прикамья, посетив ключевые предприятия пермской Группы «ЛУКОЙЛ».
Сюжет
Бензин

История Пермской нефти начинается с открытия в 1929 году профессором Петром Преображенским первого нефтяного месторождения на Урале в Верхнечусовских городках. Скважина №20, которую называют «бабушкой пермской нефти», положила начало освоению нефтяных запасов всей Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. В 1958 году осуществлен запуск Пермского нефтеперерабатывающего завода, получены первые тонны нефтепродуктов.

Сейчас Пермский край — один из немногих регионов России, объединивших в себе всю нефтегазовую вертикаль. Это позволяет познакомиться в одном регионе со всеми процессами от геологоразведки до сбыта готовых нефтепродуктов.

В 2014 году группа «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» добыла 14,2 млн тонн нефти и 1,380 млрд кубометров газа. Наиболее активная добыча нефти ведется в Усольском, Куединском, а также на территориях Чернушинского, Частинского и Октябрьского районов. Уникальный проект с одновременной добычей нефти и калийно-магниевых солей осуществляется на территории Верхнекамского месторождения. Проект разработан ПНИПУ, в 2014 году пробурена и запущена в эксплуатацию уникальная для нашего региона горизонтальная скважина длиной более 4 километров.

Мы же по маршруту «От качалки…» с коллегами из Екатеринбурга, Кирова и Ижевская стартуем с Осинского месторождения и знакомимся с Цехом добычи нефти и газа №5, что на границе Осинского и Бардымского районов Пермского края.

Месторождение Осинское

Добыча нефти осуществляется механизированным способом, то есть с использованием внешнего источника мощности для поднятия жидкости на поверхность — насоса. Неприметная на поверхности установка может быть многокилометровой скважиной с боковыми ответвлениями.

Установка подготовки перекачки нефти

Cо всех скважин этого «куста» нефть собирается в пункт подготовки. В год установка может обработать более 3,5 млн тонн нефти. Задачи объекта — снизить вязкость нефтяной эмульсии, отделить пластовую воду, произвести доподготовку, подогрев и обессоливание нефти для дальнейшей транспортировки.

На последней ступени процесса идёт еще одна сепарация, и товарная нефть направляется в специальные резервуары. Оказывается, качество нефти регламентируется отдельным ГОСТом, и данный процесс обеспечивает подготовку нефти первой, высшей группы качества.

Пункт сбора нефти «Оса»

ПСП «Оса» предназначен для автоматического измерения количества и показателей качества нефти при осуществлении приемо-сдаточных операций между «ЛУКОЙЛ–ПЕРМЬ» и «Транснефть-Прикамье». Сдача подготовленной нефти подчинена строгому графику.

Товарная нефть от объектов нефтедобычи «ЛУКОЙЛ–ПЕРМЬ» поступает в резервуары товарной нефти. В одном из резервуаров осуществляется выравнивание температуры, плотности, содержания воды и солей нефти с разных направлений.

ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез

Пермский нефтеперерабатывающий завод был пущен в эксплуатацию в 1958 году. Первой продукцией завода тогда были осветительный керосин, дизель, низкооктановый бензин А-66 и мазут. Производство состояло из установки очистки нефти и дистиляционной установки, парки и наливные эстакады. Далее сложность производства и мощности производства удваивались почти каждую «пятилетку».

С 2004 года завод выпускает дизельное топливо, соответствующее требованиям экологических норм Евро-5, а с 2012 года - бензины Евро-5, опередив требования законодательства по переходу на указанные нормы на пару лет. Сегодня «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» — один из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих заводов России. Предприятие по многим показателям занимает лидирующие позиции в отрасли, например, по объему переработки НПЗ прочно входит в число лидеров в России. Сегодня глубина переработки составляет 90%, и это заметно выше среднего значения по отрасли. С запуском в конце 2015 года комплекса переработки нефтяных остатков (КПНО) завод будет лидером среди всех российских НПЗ по глубине переработки с показателем глубины в 98%.

Около 70% нефти, перерабатываемой на заводе, приходит из Западной Сибири по магистральным трубопроводам (Сургут — Полоцк и Холмогоры — Клин). И, естественно, на переработку идет пермская нефть.

Вся нефтепереработка делится на два ключевых процесса. Первый из них, первичная переработка — называется дистилляцией (или ректификацией). Он был первым и исторически — большинство заводов начиналось именно с этого процесса. На выходе получается набор разных дистиллятов: газовая фракция, прямогонный бензин, керосин, дизтопливо, мазут. Каждый из этих продуктов раньше применялся сразу же, а теперь подлежит вторичной глубокой переработке, «облагораживанию».

Вторичная переработка — уже не деление смеси на компоненты, а химические преобразования компонентов нефти. На пермском НПЗ представлены практически все актуальные в современной глубокой переработке нефти процессы (кроме пиролиза) — каталитический риформинг, изомеризация, каталитический крекинг, гидрокрекинг, замедленное коксование. Продуктами такой переработки становятся компоненты бензина, бензол, толуол, сольвент, газойль, дизельное топливо, масла, мазут, керосин, кокс и битум.

Некоторые фракции отправляются на нефтехимические заводы, в том числе «Ставролен». Пока еще отгружается и мазут для вторичной переработки, но с 2016 поставка полуфабрикатов прекратится — завод планирует перейти на «безмазутную» схему.

Самый важный вопрос, который задают любому производственнику — как получается и из чего состоит конкретный бензин, например Премиум Евро-95. Современный компонентный состав бензина сильно отличается от «старых» прямогонных бензинов А-66. Во-первых, в нем отсутствуют компоненты первичной перегонки, во всех случаях компоненты идут на «облагораживание» — очистку от серы и повышение октанового числа. Во-вторых, для соответствия требованием Евро-5 современное топливо становится все более многокомпонентным. Сейчас бензин «собирается», а если корректно — компаундируется, из продуктов работы в основном трех вторичных процессов — каталитического риформинга, изомеризации и каталитического крекинга. Каждый продукт не только отличается октановым числом, но и составом — ароматическими углеводородами, изомерами, и соответственно — летучестью. Четвертым основным компонентом является присадка. Всего же в бензине порядка 200 химических элементов и их изомеров.

Поэтому классические заявления автолюбителей, что бензин «испортился» или «стал хуже» технологи НПЗ встречают усмешкой — за последние 20 лет качество топлива выросло кратно. Можно в этом убедиться, изучив требования экологические требования стандартов Евро от 1 до 5, каждый следующий шаг которого ужесточает требования не на проценты, а в разы. Национальный стандарт на бензин также достаточно четко фиксирует нормы по качеству современного бензина, и если продукт получил паспорт качества при выходе с НПЗ, и по словам специалистов, разницу даже в двух разных партиях топлива собственным, даже очень тонким «чутьем», почувствовать нереально.

Товарный бензин поставляется в основном в Свердловскую, Челябинскую, Кировскую области, Пермский край, Удмуртию и республику Башкортостан. Но до «заправки» мы еще не добрались — нас ждет нефтебаза «Пермская». С приставкой «ЭКТО» нам обещают разобраться там же.

Нефтебаза «Пермская»

За два десятка лет до открытия первого нефтяного месторождения на Урале в Верхнечусовских городках, в 1903 году началась история сбыта продуктов нефтепереработки. Сеть пунктов нефтехранения в Прикамье на пути освоения нефтерынков Западной Сибири сложилась благодаря деятельности братьев Нобелей, Людвига и Роберта, представителей многочисленной шведской промышленной династии. Нобели осуществляли деятельность Товарищества нефтяного производства, а Пермское нефтехранилище тем временем определилось с ролью крупнейшего центра приема и сбыта нефтепродуктов, имеющего не только региональное, но общеуральское значение. Кстати, первую емкость теперь уже привычной цилиндрической формы изобрел работающий на Нобелей русский инженерный гений Владимир Шухов, создатель гиперболических несущих конструкций. Основным продуктом тогда был осветительный керосин, а перегоняли нефть в основном бакинских нефтепромыслов.

Нефтебаза сегодня работает с продукцией только пермского НПЗ. Партии топлива формируются и паспортизируются на заводе. От НПЗ до базы проложены товарные нефтепроводы. В каждом резервуаре на базе свой вид топлива: 92 и 95 бензины ЕВРО-5, дизельное топливо ЕВРО-5 и дизельное топливо ЭКТО.

Надпись «с понтоном» говорит о том, что этот резервуар оснащен «плавающей» крышей для борьбы с газообразованием при хранении, так называемым «большим дыханием» емкостей.

В 1997 году на «Пермской» были установлены коммерческие узлы учета, введены в действие расходомеры, проведена реконструкция резервуарного парка. Сегодня нефтебаза и все АЗС компании интегрированы в единую автоматическую систему контроля нефтепродуктов, что позволяет в реальном времени отслеживать весь цикл реализации.

Анализ нефтепродуктов и контроль качества продукции производятся и на НПЗ (кроме внутреннего контроля качество нефти и нефтепродуктов инспектирует независимая международная компания Saybolt), и на нефтебазе, и на АЗС. В вертикально-интегрированной компании свое производство и сбыт в тесной цепи взаимодействия действительно изолированы от внешних рисков.

Мы поинтересовались, почему нет резервуара для бензина с приставкой ЭКТО. Оказывается, он производится на самой нефтебазе. Это одна из причин, по которой нефтебаза имеет лицензирование как производитель топлива — любое смешение компонентов топлива уже требует такую лицензию. Смешение производится на установке смешения непосредственно при отгрузке — узлы контроля которых настроены так, что в Премиум Евро 95 делается впрыск высокотехнологичной присадки BASF родом из Германии. Она многокомпонентна, кроме моющих компонентов содержит в том числе модификатор трения, способствует улучшению воспламеняемости топлива, повышает приемистость и мощность двигателя и снижает расход топлива. Топливо с такими присадками повсеместно распространено в Европе, и мы не отстаем — установка работает уже с 2008 года.

Пять тонн бензина заливают примерно за десять минут. Отсюда, вслед за заправленным при нас бензовозом, мы отправляемся на одну из АЗС «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт».

АЗС №75 «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт»

В сбытовую сеть «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» в 4-х регионах России входят 318 АЗС. По собственным данным компании, на АЗС «ЛУКОЙЛ» заправляется каждый 2-й автомобилист в этих регионах, то есть более 170 тысяч клиентов в сутки.

По стандарту пробы каждой партии хранятся определенное время опечатанными и в случае нештатной ситуации вскрываются и идут на сравнительный анализ. Например, если автолюбитель приехал с претензией по качеству, лаборатория будет иметь для сравнения бензин и из бака, и из пробы.

Для нас демонтировали кожухи одной из колонок, устройство которых тоже не так просто, как кажется на первый взгляд. Бензин перекачивается помпами, как и любая другая жидкость, электромоторы в помпах имеют специальное искрозащищенное исполнение. Но у бензина есть особенность — его легкие фракции кипят при температурах гораздо ниже 100 градусов, то есть всегда мы имеем дело и с жидкостью, и с газом. Пока емкости герметичны — опасности нет. Главное — не допустить образования газо-воздушной среды. В двигателе она создается принудительно в карбюраторе или инжекторе. В других местах она не нужна и пожароопасна. В ТРК на АЗС газ от жидкости опять сепарируется. Кстати, государство исключило АЗС из перечня опасных производственных объектов. Сегодня АЗС это просто магазин, точка продажи бензина. На разговоре про методы бесконтактной оплаты Paypass и PayWave мы похлопали по карманам, и поняли, что выпадываем из тренда, надо догонять.

"