Posted 19 ноября 2015,, 04:00
Published 19 ноября 2015,, 04:00
Modified 2 марта 2023,, 16:45
Updated 2 марта 2023,, 16:45
Ждать чудес не приходится: падение рынка продаж новых автомобилей составляет более 30% по отношению к результатам предыдущего года. Это — «средняя температура по больнице», так в ключевых регионах, формирующих топ-10 рынка, падение составляет 50%, а то и более. Так, в Перми (а мы плетемся в конце топ-10, иногда выпадая за его пределы) за 3 квартала 2015 года было реализовано чуть более 19 тысяч новых автомобилей — минус 51%.
Описанная Сергеем Целиковым картина — общая, федеральная. В Перми же почти треть рынка за 9 месяцев приходятся на LADA. Это очень много в сравнении с другими регионами, но абсолютно характерно для Прикамья — здесь доля вазовских машин всегда была высока. На долю иномарок всех мастей приходится более 66% рынка.
Автомобилей LADA было продано в Прикамье целых 5738 штук. Так как «Лада» безусловно лидирует с огромным отрывом, в качестве топ-10 самых популярных марок в Перми рассмотрим тех, кто следует за ней. На первом месте по популярность, уже традиционно, Renault. Корейские KIA и Hyundai, как и локальные сильные игроки рынка Toyota и Volkswagen, по-прежнему в топ-5. Сдали позиции Chevrolet и Nissan. Первые — все равно собрались уходить, вторые — очевидно не в силах противостоять локальным лидерам, ведь на федеральном уровне Nissan входит в «счастливую пятерку».
Закрепился в пермском топ-10 Datsun, еще на позицию вперед продвинулась Skoda. Премиальный Mercedes, побывавший некогда в топ-10, уступил место «УАЗу». Кстати, успехи UAZ заметны и на федеральном уровне: марка держит положительную динамику, тогда как соседи по топ-10 только и делали, что старались не упасть еще ниже.
Справедливости ради отметим, что в Перми UAZ делит 10-е место в топе с Mitsubishi — по 303 проданных автомобиля. До трех сотен проданных машин не смогли дотянуть Mazda, Ford и Opel — 215, 131 и 111 проданных автомобилей.
Конечно, интересно, как дела у «аутсайдеров», которым из месяца в месяц пророчат уход с рынка России. В Перми весьма неплохо чувствуют себя Subaru и Citroen. Последний, кстати, во внутреннем зачете марки показывает второй результат по России (после Москвы — дорогого стоит!). В хвосте — SsangYong и Honda. Проблемы у марок разные, но так или иначе обе упираются во взаимодействие с дилерской сетью. Другое дело, что у «корейца», который заново обрел в Перми дилера, еще есть шансы. Для Honda — с общими реформами дилерской сети и частными проблемами пермского дилера — будущее может не наступить вовсе.
Любопытные изменения наблюдаются в сегменте дорогостоящих автомобилей. Большую немецкую тройку оттеснил на позицию назад японский Lexus, в топ-5 продвинулся Porsche (положительная динамика в РФ), с открытием дилерского центра в Перми нарастил присутствие Infiniti. Стоит отметить, что здесь к концу 2015 года еще возможны взлеты и падения. В топ-10 массового сегмента, с большой долей вероятности, все останется неизменным.
Неизменным окажется и итоговое падение рынка, как местного, так и федерального. По мнению представителей автобизнеса, четвертый квартал 2015 года не сможет дать ощутимый прирост. Предновогодние акции-скидки-бонусы будут, но при возросших ценниках на машины и общим неспокойным состоянием как рынка, так и покупателей, это результату не поможет. Конечно, не будет и «хапуна», как в прошлом году, благодаря которому результаты рынка в 4-м квартале «красиво» повлияли на итоговый годовой результат. Стоит помнить и том, что склады у дилеров теперь в половину меньше, чем год назад — мегараспродаж не будет.
«По нашим прогнозам, в целом за 2015 г. будет реализовано 1,5–1,6 млн. новых автомобилей, из которых до 500 000 придется на приобретенные по программам господдержки, — считает Александр Морозов, заместитель министра промышленности и торговли РФ. — Без реализации этих программ падение автомобильного рынка России было бы катастрофическим».
Падение рынка неизменно ведет к процессам выбывания участников рынка, поглощениям и рокировкам: на арене экс-дилеры General Motors и компании-банкроты. Так, в Российском объединении автомобильных дилеров обсуждается проблема избыточного количества дилерских предприятий, которые и продают мало, и имеют недостаточную сервисную загрузку.
2015-й завершается не на мажорной ноте, а эксперты уже смотрят в 2016-й.
При этом Морозов предложил внимательно следить за развитием ситуации и держать руки крестиком: «Если нефть пойдет вверх, все будет хорошо». Руководствоваться с прогнозах ценами на нефть и курсом доллара рекомендует и Сергей Целиков.