Posted 19 ноября 2015,, 04:00

Published 19 ноября 2015,, 04:00

Modified 2 марта 2023,, 16:45

Updated 2 марта 2023,, 16:45

Ставки на нефть и господдержка. С чем окончит год наш авторынок?

19 ноября 2015, 04:00
Анастасия Вяткина
Изучаем прогнозы ключевых экспертов автомобильного рынка России на 2015–2016 годы. Рассматриваем картину рынка в Перми. Делаем выводы.

Йорг Шрайбер, глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России : — Российский рынок за три квартала 2015 г. сократился почти наполовину по сравнению с тем же периодом рекордного 2012 г. Большинство членов комитета автопроизводителей сходится на том, что четвертый квартал 2015 г. будет очень тяжелым при сопоставлении с тем же периодом 2014 г., когда на фоне слабеющего рубля наблюдался ажиотажный спрос. По последнему прогнозу Комитета, общее падение за год составит 37%, что соответствует уровню продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 1,57 млн. штук. Но прогноз на 2016 г. оказывается еще меньше. В 2015 г. существенный объем продаж автомобилей в России обеспечили покупатели из Казахстана и Белоруссии. Можем ли мы рассчитывать на такой же приток покупателей из соседних стран в 2016 г.? Скорее всего, нет. По нашим прикидкам, в лучшем случае, при наличии программ господдержки мы выйдем в следующем году на тот же уровень, что и в 2015-м. В худшем — рынок составит 1,2–1,3 млн. новых автомобилей. Но мы уточним наш прогноз в конце года.

Ждать чудес не приходится: падение рынка продаж новых автомобилей составляет более 30% по отношению к результатам предыдущего года. Это — «средняя температура по больнице», так в ключевых регионах, формирующих топ-10 рынка, падение составляет 50%, а то и более. Так, в Перми (а мы плетемся в конце топ-10, иногда выпадая за его пределы) за 3 квартала 2015 года было реализовано чуть более 19 тысяч новых автомобилей — минус 51%.

Сергей Целиков, генеральный директор аналитического агентства «Автостат»: — Доля кроссоверов перестала расти, и весь 2015 г. идет смещение объемов продаж в сторону моделей малого класса. В лидерах Hyundai Solaris, Kia Rio, Lada Granta, Renault Logan чуть прибавил. И еще один тренд — концентрация рынка вокруг небольшого числа массовых моделей. Сейчас 10 наиболее популярных моделей забирают примерно половину рынка, а раньше этот показатель был в разы меньше. Premium-сегмент, на который приходится около 10% продаж, чувствует себя лучше рынка в целом: в premium падение продаж относительно прошлого года 21%, в массовом — 34%.Средняя цена на машину за три квартала выросла на 25%.

Описанная Сергеем Целиковым картина — общая, федеральная. В Перми же почти треть рынка за 9 месяцев приходятся на LADA. Это очень много в сравнении с другими регионами, но абсолютно характерно для Прикамья — здесь доля вазовских машин всегда была высока. На долю иномарок всех мастей приходится более 66% рынка.

Автомобилей LADA было продано в Прикамье целых 5738 штук. Так как «Лада» безусловно лидирует с огромным отрывом, в качестве топ-10 самых популярных марок в Перми рассмотрим тех, кто следует за ней. На первом месте по популярность, уже традиционно, Renault. Корейские KIA и Hyundai, как и локальные сильные игроки рынка Toyota и Volkswagen, по-прежнему в топ-5. Сдали позиции Chevrolet и Nissan. Первые — все равно собрались уходить, вторые — очевидно не в силах противостоять локальным лидерам, ведь на федеральном уровне Nissan входит в «счастливую пятерку».

Закрепился в пермском топ-10 Datsun, еще на позицию вперед продвинулась Skoda. Премиальный Mercedes, побывавший некогда в топ-10, уступил место «УАЗу». Кстати, успехи UAZ заметны и на федеральном уровне: марка держит положительную динамику, тогда как соседи по топ-10 только и делали, что старались не упасть еще ниже.

Справедливости ради отметим, что в Перми UAZ делит 10-е место в топе с Mitsubishi — по 303 проданных автомобиля. До трех сотен проданных машин не смогли дотянуть Mazda, Ford и Opel — 215, 131 и 111 проданных автомобилей.

Конечно, интересно, как дела у «аутсайдеров», которым из месяца в месяц пророчат уход с рынка России. В Перми весьма неплохо чувствуют себя Subaru и Citroen. Последний, кстати, во внутреннем зачете марки показывает второй результат по России (после Москвы — дорогого стоит!). В хвосте — SsangYong и Honda. Проблемы у марок разные, но так или иначе обе упираются во взаимодействие с дилерской сетью. Другое дело, что у «корейца», который заново обрел в Перми дилера, еще есть шансы. Для Honda — с общими реформами дилерской сети и частными проблемами пермского дилера — будущее может не наступить вовсе.

Любопытные изменения наблюдаются в сегменте дорогостоящих автомобилей. Большую немецкую тройку оттеснил на позицию назад японский Lexus, в топ-5 продвинулся Porsche (положительная динамика в РФ), с открытием дилерского центра в Перми нарастил присутствие Infiniti. Стоит отметить, что здесь к концу 2015 года еще возможны взлеты и падения. В топ-10 массового сегмента, с большой долей вероятности, все останется неизменным.

Неизменным окажется и итоговое падение рынка, как местного, так и федерального. По мнению представителей автобизнеса, четвертый квартал 2015 года не сможет дать ощутимый прирост. Предновогодние акции-скидки-бонусы будут, но при возросших ценниках на машины и общим неспокойным состоянием как рынка, так и покупателей, это результату не поможет. Конечно, не будет и «хапуна», как в прошлом году, благодаря которому результаты рынка в 4-м квартале «красиво» повлияли на итоговый годовой результат. Стоит помнить и том, что склады у дилеров теперь в половину меньше, чем год назад — мегараспродаж не будет.

«По нашим прогнозам, в целом за 2015 г. будет реализовано 1,5–1,6 млн. новых автомобилей, из которых до 500 000 придется на приобретенные по программам господдержки, — считает Александр Морозов, заместитель министра промышленности и торговли РФ. — Без реализации этих программ падение автомобильного рынка России было бы катастрофическим».

Падение рынка неизменно ведет к процессам выбывания участников рынка, поглощениям и рокировкам: на арене экс-дилеры General Motors и компании-банкроты. Так, в Российском объединении автомобильных дилеров обсуждается проблема избыточного количества дилерских предприятий, которые и продают мало, и имеют недостаточную сервисную загрузку.

Олег Мосеев, гендиректор PSB Consulting Group, вице-президент РОАД: — С одной стороны, да, конечно, избыточное количество дилерских центров очевидно. Больше 4 тысяч дилеров, которые должны продавать 4 млн автомобилей, в итоге продают 1,5 млн. При этом у многих недостаточная сервисная загрузка — просто потому что нет сервисной емкости рынка в отдельных городах или были созданы лишние сервисные мощности. Поэтому потенциально все выглядит так, что чуть ли не половина дилеров должна исчезнуть. Однако, на мой взгляд, реальные проблемы имеют процентов 10 дилеров. Понятно, что часть из них будет поглощена другими игроками. Поэтому чистое выбытие дилерских центров будет примерно на уровне этого года (т. е. в районе 200) — это цифра, на которую соответственно надо ориентироваться. При этом я не беру во внимание закрытие таких точек, как по GM. Потому что, к сожалению, не все дилерские центры GM будут заменены именно на автомобильные бренды.

2015-й завершается не на мажорной ноте, а эксперты уже смотрят в 2016-й.

Александр Морозов, заместитель министра промышленности и торговли РФ: — Что касается 2016 г., то здесь аналитики рассматривают два основных сценария. При цене нефти, стабилизировавшейся на уровне $50 за баррель, экономика будет адаптироваться. При драматическом снижении цен на нефть последствия окажутся тяжелыми. Какая будет при этом модель экономики, несмотря на обилие прогнозов в прессе, на специализированных сайтах, думаю, не знает никто. Исходя из этого, в 2016 г., безусловно, разумно делать ставку на продвижение продукции с высокой степенью локализации. В случае реализации негативного сценария меры господдержки будут концентрироваться на отечественном производстве. Считаю, что формирование портфеля брендов с высокой степенью локализации — основная задача дилеров в 2016 г. Надеюсь также, что макроэкономическая ситуация будет благоприятна.

При этом Морозов предложил внимательно следить за развитием ситуации и держать руки крестиком: «Если нефть пойдет вверх, все будет хорошо». Руководствоваться с прогнозах ценами на нефть и курсом доллара рекомендует и Сергей Целиков.

Сергей Целиков, «Автостат»: — В начале 2015 г. было ожидание, что ситуация сложится хуже, чем получается на деле. Произошла стабилизация, правда, стабилизация «внизу», но и это радует. Мы почти достигли дна, падать дальше некуда. Есть в стране определенное количество людей, которое всегда с деньгами. Есть те, у кого денег мало, но им надо менять машину, ведь автомобили бьются, ломаются, у людей меняются потребности в связи с рождением детей. Эти 100 000 покупателей в месяц всегда будут находиться, и мы к этому порогу уже спустились. Должна произойти какая-то катастрофа, чтобы это число уменьшилось. Но такого, даст Бог, не произойдет. Плюс еще 20 000–30 000 проданных автомобилей в месяц обеспечивают программы господдержки. На горизонт в 140 000 реализованных автомобилей, включая легкие коммерческие, в месяц уже можно ориентироваться. Если случится провал, то сезонный: январь-февраль 2016 г. будут, скорее всего, «глухими». При прогнозах ключевым фактором является курс доллара. Экономика еще не адаптировалась к уровню 50–70 руб. за доллар. Это займет два-три года. Дальше, вся наша экономика зависит от нефти. Построенная нами математическая модель показывает, что при стоимости барреля нефти $50 наш автомобильный рынок пойдет дальше вниз, и только при цене барреля более $70 возможен рост рынка. На цены на нефть мы повлиять не можем, поэтому нам нужна господдержка, чтобы не дожидаться падения продаж на 50% по итогам первого квартала 2016 г. Если такая программа господдержки в 2016 г. обеспечит продажу до 500 000 автомобилей, тогда мы можем завершить год в небольшом плюсе. Без такой программы наш уровень в 2016 г. — 1,2–1,3 млн. проданных новых автомобилей. Что будет дальше, мы не знаем. Я вспомнил стишок из детства: «Если вы утонете и ко дну прилипните — ничего, потерпите, а потом привыкнете». Нет, если нефть будет $80 за баррель, то все будет хорошо…

"