Properm.ru продолжает публиковать материалы, посвященные 10-летию образования Пермского края. На этот раз мы вспомнили несколько важных обещаний региональных и федеральных властей, часть из которых так и не стали реальностью.
***
Президент России Владимир Путин дал несколько распоряжений еще до образования Пермского края — в 2003 году. Подписав Указ «О мерах по социально-экономическому развитию Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области», он гарантировал несколько важных изменений для «уравнения» двух регионов с целью их дальнейшего объединения.
Остальные проекты были запланированы губернатором Олегом Чиркуновым через полгода после слияния округа и области. 22 июня 2006 года он выступил с докладом «О социально-экономическом и политическом положении Пермского края», сформулировав конкретные задачи на ближайшее время. Предполагалось, что все они будут направленны на улучшение качества жизни жителей Пермского края.
1. Газопровод Очер-Кудымкар-Купрос.
Ожидание: Указ президента предполагал строительство газопровода-отвода Очер-Кудымкар с вводом в эксплуатацию в 2006 году.
Реальность: Строительство началось в 2003 году. В 2005 году был введен в эксплуатацию первый комплекс газопровода, в 2008 году проект был реализован завершением строительства газораспределительной станции «Купрос». В прошлом году пресс-служба губернатора сообщила, что благодаря строительству газопровода-отвода Очер-Кудымкар-Купрос природный газ поступил в 4450 квартир и 499 частных домов.
Как пишет «Коммерсант», общая стоимость проекта составляла 970 млн рублей. Актив был включен в план приватизации, но реализовать его не удалось. В конце 2013 года краевые власти подписали соглашение с «Газпромом», согласно которому госкомпания получила льготу по налогу на имущество. Предполагалось, что «Газпром» выкупит газопровод Очер — Кудымкар, стартовая цена составляла 227,9 млн рублей. На аукцион не было подано ни одной заявки. В конце прошлого года торги были объявлены вновь, стартовая цена снизилась почти на 100 млн рублей. Заявок опять не было. Реализовать его посредством публичного предложения не удалось. Недавно краевые власти выставили газопровод на продажу без указания цены.
2. Автомобильная трасса Пермь — Кудымкар — Сыктывкар — Архангельск.
Ожидание: Документ обязывал начать строительство автодороги общего пользования с твердым покрытием по маршруту Кудымкар-Сыктывкар. Финансировать объекты должен был федеральный центр.
Реальность: Строительство трассы протяженностью 450 км началось в 2003 году с двух сторон. По территории Пермского края участок дороги составляет 305 км. К 2014 году был построен мост через Каму в Гайнском районе и участки автодороги Кудымкар-Сыктывкар, Кама-Шемейный, Коса-Соликамск, приведена в нормативное состояние дорога Юксеево-Коса. К 2016 году должны быть отремонтированы дороги Кудымкар-Гайны, Пожва-Кама, Коса-Мараты и другие. В краевом бюджете предусмотрено на это 2 млрд рублей.
3. Мост через Каму в Перми.
Ожидание: По указу президента в Перми должен был появиться новый мост через Каму. Правительству было поручено предусмотреть средства на финансирование строительства при формировании федерального бюджета на следующие три года.
Реальность: Первая очередь Красавинского моста была введена в эксплуатацию в октябре 2005 года. Вторая очередь Красавинского моста и Южный обход Перми были открыты в 2008 году.
4. «Белкомур».
Ожидание: Судя по докладу Чиркунова, проект «Белкомур» должен был существенно сократить расстояние от Урала и Сибири до северных грузовых портов. Магистраль протяженностью 1155 км с последующим выходом на Транссиб могла бы соединить Пермь, Кудымкар, Соликамск, Гайны, Сыктывкар и Архангельск.
Реальность: До Белого моря на поезде пермякам по-прежнему не добраться. Но ожидания еще могут стать реальностью в 2018 году. В Пекине 3 сентября было подписано соглашение о совместной реализации проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур».
5. АЭС в Пермском крае.
Ожидание: Во время своего доклада Чиркунов поднял вопрос о возведении на севере Коми-Пермяцкого округа в районе поселка Гайны атомной электростанции (АЭС). Строительство АЭС в Пермском крае планировалось включить в федеральную программу возведения объектов электроэнергетики до 2020 года. Технико-экономическим обоснованием проекта был дефицит объединенной энергосистемы.
Реальность: Строительству АЭС на территории Пермского края воспротивилась общественность, так как мнение населения не учитывалось. Экологический совет при городском Управлении по экологии и природопользованию, а также пермские общественные организации экологов и «чернобыльцев» обратились по этому вопросу к губернатору Олегу Чиркунову. Позже против министра градостроительства и инфраструктуры Пермского края Александра Кудрявцева возбудили дело о растрате более 35 млн рублей. В октябре 2008 года он, не имея законных полномочий, выступил государственным заказчиком проведения инженерных изысканий и экологических исследований для предпроектной подготовки строительства АЭС. Строительство станции обсуждается до сих пор. До 2020 года мощность электрогенерирующих компаний в Пермском крае имеет избыток.
6. Пермская ГРЭС.
Ожидание: В ближайших планах губернатора было строительство современного четвертого энергоблока на Пермской ГРЭС.
Реальность: Строительство нового энергоблока началось в марте 2013 года. Пуск в эксплуатацию был запланирован на конец 2015 года, но его перенесли на начало 2016 года из-за срыва сроков выполнения работ и смены подрядчика.
7. Целлюлозно-бумажный комбинат и алюминиевый комбинат.
Ожидание: Краевая администрация планировала строительство сразу двух крупных промышленных объектов — целлюлозно-бумажного комбината на территории Добрянки и алюминиевого комбината, место для которого еще не было определено. Проекты должны были решить проблему занятости населения, в том числе жителей Кудымкара и прилегающих территорий.
Реальность: Возможное строительство ЦБК в Добрянке анонсировалось во всех СМИ края, назывался даже необходимый объем инвестиций — 20 млрд рублей. Объем выручки при этом должен был составить около 24 млрд рублей. ЦБК так и не построили, как и алюминиевый комбинат.
8. Кардиологический и перинатальный центры.
Ожидание: Для совершенствования медицинского обслуживания населения анонсировалось строительство в Перми кардиологического и перинатального центров.
Реальность: В Пермском крае появились оба объекта. Строительство центра сердечно-сосудистой хирургии началось в 2008 году, сдать в эксплуатацию планировали в 2009. Открытие состоялось со срывом сроков — в 2011 году. После этого начались проверки Стройнадзора. Вскоре общественность возмутила высокая смертность в кардиоцентре. Одной из самых громких историй стала смерть 5-летней Ани Фаткуллиной от заражения синегнойной палочкой.
Перинатальный центр был построен также с нарушением сроков. Кроме того, в апреле 2011 года сотрудники краевой прокуратуры проверили эффективность расходования на строительство перинатального центра бюджетных средств. Надзорный орган установил, что ГКУ «Управление капитального строительства Пермского края» получило свыше 125 млн рублей за работы, которые фактически не были выполнены. Кроме того, было установлено, что подрядчик завышал расценки и стоимость строительных материалов, что привело к переплате в 303 тыс. рублей.
Сложно сказать, помогло ли строительство ФЦССХ и перинатального центра жителям коми-округа, в краевой центр не доставляли даже нуждающихся в срочной операции младенцев. В конце прошлого года в Кудымкаре состоялся пикет «За достойную медицину», участники принесли с собой фото своих мертвых детей. Однако проверки минздрава показали, что все нарушения «не фатальны».
Подводя итоги, можно отметить, что из восьми важных для Пермского края начинаний до реализации дотянули только три с половиной. Однако у некоторых проектов еще есть шанс на существование.