Posted 30 декабря 2015,, 04:00

Published 30 декабря 2015,, 04:00

Modified 2 марта 2023,, 16:31

Updated 2 марта 2023,, 16:31

Семь закрытий и буксир господдержки. Что ждет автодилеров Перми в 2016?

30 декабря 2015, 04:00
Анастасия Вяткина
По традиции, делаем прогнозы на следующий год. Говорим о новых автосалонах и неизбежном падении авторынка в Пермском крае. Насколько серьезно может просесть автобизнес в регионе — в обзоре Properm.ru.

После череды банкротств и делёжки дилерских франшиз остался ряд брендов, чьи новые салоны не распахнули двери для клиентов: Skoda, KIA, Datsun и другие. Для начала о них и поговорим.

Skoda и Volkswagen

После закрытия автосалона Skoda «НЭКСТ-Авто» (холдинг «ЭКС-Авто») на рынке в Перми остались лишь два действующих дилера — «АвтоРеспублика» и «Прага Моторс». Марка стабильно закрепилась в федеральном и региональном топ-10 самых популярных у населения, однако третий автосалон в Перми вряд ли появится. Как сообщили Properm.ru в ŠKODA AUTO Россия, в 2016 году марка точно не рассматривает возможность открытия нового дилерского центра в Пермском крае.

Впрочем, любопытные движения у марки все же планируются: ребрендинг дилерских центров. В России на текущий момент ребрендинг прошли 45 дилерских центров ŠKODA, к концу первого квартала 2016 года будут запущены еще 15 шоу-румов. Пермские дилеры чешской марки будут проводить ребрендинг автосалонов немного позднее, но так же рассчитывают успеть сделать это в 2016-м году.

Datsun

Русско-японский лоукостер Datsun потерял одного пермского дилера с банкротством «ЭКС-Авто». Многие пермяки делали ставки на то, что эстафету подхватит компания «Лаки-Моторс» из Екатеринбурга, которая приобрела автоцентр Nissan в Камской долине. Однако в «Лаки-Моторс» на вопрос Properm.ru об открытии второго Datsun весь год скромно отвечали «Все же, наверно, нет…». Под конец 2015 года в бывшем автоцентре Datsun в Камской долине с комфортом разместился «Лада Центр Пермь», а мы наконец выяснили, быть второму «Датсуну» в Перми или не быть.

Дмитрий Бусуркин, директор Datsun в России: — Мы изучаем рыночную ситуацию в регионе и пока не принимали решения касательно открытия второго дилера.

Honda, Mitsubishi и Jeep

Маловероятно, что в 2016-м году в Перми появятся новые дилеры Honda, Mitsubishi и Jeep. С японской «Хондой» даже дважды маловероятно: с «Автохолдингом на Восстания», бывшим пермским дилером, «Хонда Мотор РУС» расторгла дилерский контракт, а открытия новых центров в России марка не планирует в связи с изменением модели дистрибьюции. Контракт в формате «сервис и запчасти» был заключен с автохолдингом «Сатурн-Р». Сервис Honda расположится на одной из действующих площадок автохолдинга, а начало работы запланировано на февраль-март 2016 года, подтвердили Properm.ru в «Сатурн-Р».

Ранее Mitsubishi в Перми представляли «УРАЛАВТОИМПОРТ» и «Сильвер-Моторс», однако осенью 2014 года второму дилеру пришлось попрощаться с франшизой. Эстафету подхватил «ЭКС-Авто» в погоне за расширением дилерского портфеля, однако новый салон так и не открылся. За счет обширной внедорожной линейки марка показывает неплохие результаты продаж на федеральном и региональном уровнях, однако находится лишь на подступах к топ-10. Есть ли смысл открывать второй салон на «низком рынке» и при прогнозе в 0% роста в лучшем случае?

Аналогичная ситуация и с маркой Jeep, которой в Перми занимались «Автохолдинг на Восстания» и «Сатурн-Р». Сейчас, по факту, продажи ведет лишь второй дилер, так как входящая в «Автохолдинг на Восстания» компания-дилер «Рубикон» проходит процедуру банкротства. При этом продажи Jeep на федеральном уровне далеки от идеальных: -73% с начала года. При таком уровне продаж об открытии новых салонов автопроизводители думают в последнюю очередь.

Новые китайские бренды.

Haval, Changan, DongFeng и другие — марки хотят работать в России и некоторые из них активно ищут партнеров в регионах. Однако партнеры не ищутся. Расчет автобизнеса понятен: китайские бренды все как один в 2015 году просели на внушительные проценты. Запуск дилерского проекта с ноля при таком падении рынка, низкой узнаваемости новых брендов и лояльности к ним потенциальных покупателей — «бесперспективняк». И даже не с ноля вряд ли «выстрелит».

Прогнозы о состоянии авторынка в Перми в 2016 году

В 2014-м и даже на старте 2015-го многие автопроизводители и дилеры заявляли, что постараются увеличить свою долю на рынке. Понятное дело, что в России представлено около 40 автомобильных брендов, а в Перми работают десятки автосалонов — кто-то все равно станет проигравшим. В целом рынок в уходящем году уже не «резал пирог», а оптимизировал все процессы собственного бизнеса и боролся за лояльность клиента. Потому что от прежних оптимистичных прогнозов на состоянии рынка не осталось ничего.

Еще в начале 2014-го можно было прогнозировать уровень продаж новых автомобилей в Прикамье в 40 тысяч штук на ближайшие пару лет и рост до 43–44 тысяч в 2016 году. Однако во втором полугодии 2014-го стало ясно, что таким прогнозам сбыться не суждено. Прошлый год пермский авторынок закончил на уровне около 30 тысяч (по некоторым оценкам — менее 28 тысяч) проданных автомобилей. С учетом падения регионального рынка на 50% на конец текущего года пермские автодилеры покажут результат около 25 тысяч проданных автомобилей. Прогноз на 2016-й — около 23 тысяч проданных машин при падении рынка на 10%.

В том, что рынок будет падать и дальше, сомневающихся мало. В правительстве РФ считают, что в 2016 году продажи автомобилей в России будут падать, даже если сохранится текущий уровень господдержки. Падение рынка на 5% прогнозирует вице-премьер Аркадий Дворкович, но только при сохранении уровня господдержки. «Мы считаем, что если уровень поддержки сохранится где-то в районе 40 млрд рублей, то дальнейшее падение не превысит 5%, если же мы сможем найти 50 млрд рублей в нашем бюджете — и мы стараемся это сейчас сделать, то можем стабилизировать производство на уровне 2015 года и рассчитывать на рост уже в последующий период», — пояснил вице-премьер, которого цитирует агентство «Финмаркет». К слову, только вчера стало известно, что господдержка авторынка состоится: 20 млрд рублей на 1 полугодие.

Аналитики «АвтоБизнесРевю» фиксируют, что повышения спроса в следующем году никто из участников рынка не ждет. В целом прогнозы варьируются в интервале 1,40 — 1,45 млн автомобилей (т.е. показатели снизятся еще на 10−13%).

Сергей Баранов, главный редактор журнала «АвтоБизнерРевю»: — По оценке журнала «АвтоБизнесРевю», объем рынка скатится до 1,45 млн машин (-9%). Первое полугодие будет особенно непростым, потому что господдержка, скорее всего, будет возобновлена только весной, а на фоне ее отсутствия и роста цен спрос неизбежно упадет. К тому же динамику будут ухудшать показатели 2015 года, т.к. в феврале и марте дилеры продолжали выдавать машины, предоплаченные в период паники конца 2014 года.

Аналитическое агентство «Автостат» обнародовало три варианта развития ситуации на российском автомобильном рынке с привязкой к курсам валют и стоимости нефти. Как и в начале 2015-го, прогноз имеет три уровня: оптимистичный, усредненный и шоковый. Отметим, сейчас автомобильный рынок завершает год на стыке предыдущих усредненных и шокового прогнозов в зависимости от региона. Мы, кстати, ближе к последнему варианту.

Шоковый прогноз закладывает падение рынка еще на 30%: так, в России может быть продано всего 1,15 млн новых автомобилей, а в Пермском крае — 18–19 тысяч. Усредненный прогноз дает -10%: Россия — 1,37 млн автомобилей, Пермский край — около 23 тысяч. И, наконец, оптимистичный прогноз говорит о том, что рынок падать не будет, а просто замрет на той же отметке: Россия — около 1,5 млн автомобилей, Пермский край — около 25 тысяч.

При этом, по мнению директора «Автостата» Сергея Целикова, около 100 тысяч автомобилей в месяц в России будут продаваться в любом случае. «Есть в стране определенное количество людей, которое всегда с деньгами. Есть те, у кого денег мало, но им надо менять машину, ведь автомобили бьются, ломаются, у людей меняются потребности в связи с рождением детей. Эти 100 000 покупателей в месяц всегда будут находиться, и мы к этому порогу уже спустились», — считает Целиков. В пересчете для Пермского края: у нас всегда будут находиться тысяча-полторы клиентов, это показал даже лютый 2009-й (12664 проданных а/м).

Кто закроется?

По «формуле Моженкова», которая говорит о закрытии одного дилерского предприятия на 1 тысячу непроданных машин, в Перми, в зависимости от исполнения прогнозов, могут завершить жизненный путь до 7 автоцентров. Кроме того, стоит помнить о марках, которые рискуют в целом покинуть рынок России.

Азат Тимерханов, ведущий аналитик агентства «Автостат»: — Те бренды, которые имеют производство в России, вряд ли уйдут с нашего рынка. Конечно, если это не будет вызвано политическими причинами, как например у GM. О смене порядка работы с дилерами объявила Honda — теперь они будут работать напрямую с японским офисом. То же самое касается и премиального подразделения — Acura. Вполне возможно, что это своего рода «мягкий» уход с рынка. Марка Daewoo проходит через ребрендинг и ее сменит новый бренд Ravon. В целом же в «зоне риска» находятся марки, которые ввозят всю линейку своих автомобилей из-за рубежа. В этом случае их стоимость очень сильно зависит от колебаний валютного курса.

По мнению «АвтоБизнесРевю», в 2016 году несколько брендов действительно могут прекратить продажи в России, потому что при таком объеме бизнес не имеет экономического смысла, однако вряд ли это будет кто-то из крупных игроков. Потенциальные кандидаты на вылет находятся за пределами топ-25 рейтинга продаж: Subaru, Suzuki, Citroen, SsangYong, Chery, Honda, GreatWall…

Ждать ли в Перми иногородних игроков?

Опрошенные Properm.ru участники рынка как один затруднились ответить на этот вопрос, однако рассказали, что любая марка при выборе регионального партнера прежде всего оценивает стабильность компании по многим показателям. Кроме того, оценка идет и по пониманию конъюктуры местного рынка. Может быть, именно поэтому до сих пор в Перми не зашел ни один столичный дилерский холдинг? Впрочем, московские и питерские компании неоднократно участвовали в тендерах на представление в Перми массы автомобильных брендов. Пермские автохолдинги также неоднократно получали предложение о покупке части бизнеса или холдинга целиком от столичных игроков рынка, но пока что на рынке Пермского края находятся лишь уральские компании.

С учетом депрессивного состояния рынка автопроизводители не торопятся предоставлять новые франшизы на Пермский край. Значит, и тендеров, где примет участие иногородний автобизнес, может не случиться. Разве что при обвале рынка или внутренних проблемах будут закрываться предприятия пермских автодилеров, чтобы вновь «вернуться на рынок» в руках новых собственников. Пермских или нет — как карты лягут.

"