Posted 2 марта 2016, 04:10

Published 2 марта 2016, 04:10

Modified 2 марта 2023, 17:30

Updated 2 марта 2023, 17:30

Изнанка бизнеса: Как контрафактное топливо попадает на АЗС?

2 марта 2016, 04:10
Мутная жидкость, которую под видом АИ-92 или АИ-95 предлагают заправки на отшибе, может серьезно повредить двигатель автомобиля. Мы выяснили, какими путями на сомнительные АЗС поступает топливо, и как непригодное для автомобиля сырье превращают бензин.

Объем нелегального топлива в России превышает 10 млн тонн в год. Такие данные приводит глава «Газпром нефти» Александр Дюков. Сравните: всего на внутренний рынок в 2014 году было поставлено 34,3 млн тонн автомобильных бензинов и 31,8 млн тонн дизельного топлива. Самые распространенные претензии к качеству — превышение массовой доли серы, метилового спирта и железа в бензине и дизеле, а также изменение октанового и цетанового числа. Мы не сразу нашли человека, который изнутри знает бизнес мелких АЗС и согласится рассказать об этом, и поговорили о деталях, в которых кроется топливный дьявол. Наш собеседник в солидном возрасте и представился как «главный инженер».

— Расскажите мне, что такое «бодяжный» бензин?

— Давайте я вначале расскажу, что такое обычный бензин. Вот вы знаете, из чего он состоит?

— Ну, смесь октана с гептаном, плюс примеси?

— Вовсе нет. Если совсем по-простому, это некая горючая смесь. Из чего она состоит в конкретный момент — не знает толком никто. Зависит от кучи факторов, месторождения, способа переработки и компаундирования (смешивания компонентов на НПЗ — Properm.ru). Недаром это все называют «органическая химия». Это гремучая смесь углеводородов, они постоянно находятся в движении. Того самого октана в конкретной смеси может не быть вообще, не поверите. Но так как двигатель это не химическая установка, а просто емкость для сжигания, то ему в целом неважно, какой состав сжигаемой смеси, если та сгорает равномерно и при нужных условиях — главное, соблюдать ряд параметров. Вот их и вывели в стандарт, в условия по качеству — то же октановое число как физический параметр, и наличие ряда примесей, серы — как химический.

— Если не важен состав, почему есть «нормальный» и «бодяжный» бензин?

— Сам подумай. Если бы крупные заводы могли делать смесь дешевле, неужели не делали бы. Берешь прямогон, добавляешь МТБЭ (прямогонный бензин и метилтретьбутиловый эфир — Properm.ru) — получаешь 76-ой. Еще раз залил МТБЭ — и уже почти 92. Но по стандарту нельзя больше 15%, да и дороговато второй раз лить, не работает метод.

— То есть бодяжить до 92 и 95 дорого?

— Конечно, присадки стоят недешево. Начнешь делать как «большие», получишь в итоге и цену как у них. Поэтому обычно берут или запрещенные, на которые цена понятно пониже. Или просто начинают «подмешивать» к нормальному.

— Если откровенной бодягой заниматься, АЗС быстро вычислят по количеству запоротых движков?

— Ха. Так, во-первых, двигатель с одной такой «подачи» не умирает. Постепенно это дело происходит. Во-вторых, говорю же, мешают активно. Берут нормальный бензин с паспортом, и мешают в него жижу, не пополам, понемногу поднимают себе рентабельность парни (смеется).

— Из чего делают эту «жижу», я так понимаю, это же, по сути, промышленный масштаб?

— Например, из прямогона, произведенного на крупном НПЗ, путем добавления всяческих химических добавок типа жидкого продукта пиролиза, монометилланилина. Эти вещества повышают октановое число до нужного уровня, но бензин получается нестабильным, сегодня он может показать октановое число 100, а завтра 60.

— Где они их берут?

— Говорю же, покупают у крупных НПЗ. Эти продукты побочные, производятся для иных целей. К примеру, как сырье для будущих ацетона, уайт-спирита или сольвентов, но эти «волшебники» методом проб и ошибок выяснили, что с их помощью можно повышать октановое число бензина и взяли их в оборот.

До конца 90-х металлосодержащие примеси, такие как ферроцен, в бензин примешивали и крупные компании. Сейчас это запрещено, поскольку они вызывают повышенный износ двигателя и вредят окружающей среде. Но на некоторых «самоварах» их по-прежнему используют. После запрета ферроцена, чтобы впрямую не попадаться, находят другие обходные пути. Была экзотика даже, добавляли в бензины некоторые компоненты ракетного топлива, триэтиламин, например. Это топливо с очень высокой теплоотдачей. Когда начались сокращения в армии, ракетного топлива там хранилось очень много.

— Сейчас триэтиламин используется для создания контрафакта?

— Не знаю. Сейчас берут такие продукты, как метиланилин, может что-то еще придумали. Ферроцен, наверное, тоже никуда не делся. Повторяю: эти вещи плохо сказываются и на автомобиле, и на экологии.

— Что такое «самовар»?

— Надо разделять. Это или мелкие НПЗ с условно легальной продукцией и просто нефтебазы, хранилища, где по-тихому смешивают компоненты. У мини-НПЗ есть документы на производство каких-то компонентов топлива или других продуктов. Хранилища работают без прикрытия, они ничего не производят, только смешивают.

— Где находятся эти «самовары»?

— (Ухмыляется) Кто знает. Ищите, есть вполне легальные заводы. Следите за проверками прокуратуры, может быть они что-то и найдут.

— Откуда к мелким НПЗ нефть поступает?

— Чаще всего они с нефтью ничего не смогут сделать, у них оборудования такого уровня нет. У них другие исходные продукты в производстве — бензин газовый, бензин прямогонный и тому подобное. Так или иначе, нефтянка их генерит, или добыча, которую раньше на факел пускали, или НПЗ. Но собак не нее вешать нельзя, есть стандартные технологические цепочки, все это должно уезжать в нефтехимию. А по факту выдергивается из цепочки и льется в баки.

Есть, конечно, и те, кто нефть перерабатывает, по краю НПЗ штук десять наберется. У них объемы переработки нефти меньше и качество возгонки заметно хуже, чем у крупных. Там не до «Евро-5», лишь бы не рвануло. Работают в кустарных условиях, перерабатывают бывает и ворованную нефть.

— Базой для контрафактного топлива служит бензин с заводским уровнем качества?

— Да. Но с октановым числом 60, например. Причем купить они его могут на любом крупном НПЗ и доставить сюда. Например, бензин газовый собирают с газовых скважин при осушении газа. Если бы его можно было использовать для производства стандартного бензина, никто не продавал бы его как сырье. Самоварщики покупают вагон такого сырья, цена на него гораздо ниже конечного продукта. Потом находят присадки, смешивают и отправляют по заправкам. Или не находят.

— Чем плох для автомобиля плохой бензин?

— Металлоприсадки на легкой стадии бьют по свечам зажигания, на тяжелой вызывают прогорание катализатора и нарушение работы силовой установки. Остальное — повышенное содержание серы и искусственно завышенное октановое число наносят удар по всей топливной системе. Чем выше степень форсировки и сложнее «начинка» машины, тем больше шансы поймать «чек энжин». Москвич-412 на такой смеси ездить может, у него степень форсировки и карбюратор позволят хоть на 60-ом трястись, но ехать. Но большинство современных двигателей — нет.

— А что с дизелем? В СМИ пишут, что вместо дизеля некоторые продают так называемый судовой дизель.

— У нас, насколько я знаю, судовое топливо в качестве дизеля почти не продается. Зато бывает печное топливо как дизель да, торгуют. Оно предназначено для котельных, для генераторов.

— То есть качество печного топлива еще хуже судового?

— Да нет, там близкий к дизелю состав, можно на нем ездить. Но если в КАМАЗ залью, то с Ауди я ведь не буду с бочки на обочине дизель покупать. Видели, наверное, такие, с картонкой стоят на трассе.

— Это правда, что летом увеличивается объем некачественного бензина из-за роста спроса на топливо?

— Нет, дело не в этом. Как правило, летом большие НПЗ встают на реконструкцию и капремонты, поэтому объем отгружаемого мелким АЗС топлива снижается и растет сбыт контрафакта. Но сегодня ВИНКи стараются создавать запас топлива на период ремонта, заметного дефицита вроде нет. Да и мелкие сети обзавелись своими базами. В общем, любой, кто хочет «мешать», делает это без резких движений.

— Прокуратура в массовом порядке проводит проверки мелких АЗС. Можно выяснить, откуда к ним поступает топливо?

— Можно отследить любое топливо и нефтепродукты, пока они оптом и на рельсах (доставляются по железной дороге — Properm.ru). По товарно-транспортным накладным вычислить, какие нефтебазы что закупили, в какой регион перегнали. В накладных указан паспорт качества топлива, который выдается на всю партию. Понимая формулу, что из чего делается, можно предположить с высокой долей вероятности, какая нефтебаза или НПЗ что производит и даже в каком объеме.

Сложности начинаются, когда топливо разливают по бензовозам, они могут курсировать от «самовара» до АЗС, отследить его путь сложно. Бывает, что и с мини-НПЗ отгрузка идет сразу в бензовозы.

— Другими словами, проследить, кто регулярно закупает компоненты и присадки, можно?

— Легко. Вы там в своем интернете поищите «бензин газовый стабильный» или «ферроцен», полно же вариантов. Но кто будет этим заниматься?

Иллюстрации из мультфильма «Парасолька и автомобиль», Киевнаучфильм, 1975 г.

Подпишитесь