Posted 4 марта 2016,, 09:00

Published 4 марта 2016,, 09:00

Modified 2 марта 2023,, 16:10

Updated 2 марта 2023,, 16:10

Рост акцизов на топливо: 2 рубля с литра — новые дороги или дорогие молоко и хлеб

4 марта 2016, 09:00
В конце февраля был подписан закон о повышении акцизных ставок на бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го классов. Эксперты опасаются, что в рознице подорожание бензина составит до 3 рублей с литра, переживают за сельское хозяйство и не верят в наполнение дорожных фондов.
Сюжет
Топливо

В понедельник, 29 февраля, президент Владимир Путин подписал закон о повышении ставок акцизов на бензин разных классов, дизельное топливо и средние дистилляты. Ранее, 26 февраля, законопроект о повышении акцизов прошел сразу три чтения Госдумы. Соответствующие изменения внесены в Налоговый кодекс РФ. Акцизы повысятся с 1 апреля 2016 года. Документ предусматривает увеличение ставки акциза на бензин с 1 апреля 2016 года на 2 руб. за литр (до 10 тыс. 130 руб. за тонну), на дизтопливо — на 1 руб. за литр (до 5 тыс. 293 руб. за тонну).

По подсчетам экспертов Минфина, в результате повышения ставок акцизов розничные цены на бензин могут вырасти на 6,5–7%. Дополнительные доходы от повышения топливных акцизов Минфин, как следует из финансово-экономического обоснования законопроекта, оценивает, в 2016 году в 89,3 млрд рублей и планирует направить в дорожные фонды.

Юрий Зубарев, замглавы Минфина РФ: — Эта мера вынужденная. Предлагаемое дополнительное повышение акцизов — одно из решений в числе прочих по мобилизации доходов федерального бюджета. Правительство задействует все возможности для сокращения образовавшегося дефицита. При сохранении текущих мировых цен на энергоносители в 2016 году объем выпадающих доходов может превысить 2 трлн рублей. Максимальный возможный рост цены из-за акциза будет находиться в пределах прогнозируемого уровня инфляции, а именно 7–8%. Максимальный негативный эффект на уровень розничных цен будет наблюдаться только если производитель полностью переложит это повышение на потребителя.

Повышение акцизов не слишком сильно скажется на розничных ценах на бензин, предположил Юрий Зубарев: «Доля акциза в розничной цене на бензин составляет лишь пятую часть. С учетом 18% НДС это составит 2,36 руб. при розничной цене на бензин 34–35 руб. за литр 92-го бензина. Это означает рост цен из-за акциза на 6,5–7%, то есть максимально возможный рост цены именно из-за повышения акцизов будет находиться в пределах прогнозированного уровня инфляции».

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев подтвердил, что акцизы «прямо транслируются в цену», но подчеркнул, что не ожидает серьезного подорожания бензина. «Эти акцизы добавят к соответствующей (розничной) цене процента два-три. То есть, речь идет о том, что это будет не так ощутимо», — мнение главы антимонопольного ведомства приводит Forbes.

Антон Силуанов, министр финансов РФ: — Да, с 1 апреля. Там дизель и бензин. Два рубля бензин, один рубль дизельное топливо. Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения.

Напомним, в последний раз дважды за год топливные акцизы повышались в 2013 году — тогда они были увеличены сначала в январе, а потом в июле. По оценке Росстата, в 2015 году инфляция в РФ составила 12,9%, цены на бензин поднялись на 4,8%. По собственной оценке Properm.ru, в Перми бензин за год подорожал на 3,9%. Прогноз на рост цен в 2016 году мы давали такой:

Напомним, в новогоднее повышение акцизов (с 01.01.2016) нефтяники в целом удержали цены и не переложили повышение акцизов на потребителя. Однако в апреле такое вряд ли случится. В текущей ситуации Минфин РФ обещает внимательно следить за повышением цен на бензин, считая, что рост стоимости топлива может произойти, если сами производители или розничные продавцы захотят увеличить маржу, пишет «Ъ». По словам исполнительного директора Российского топливного союза Георгия Сергиенко, которые приводит издание, ВИНКи будут вынуждены поднять цены минимум на 2 рубля за литр, иначе выгода от переработки будет близка к нулю. При этом, уточняет Сергиенко, рост цен на АЗС нефтяной компании и независимой АЗС будут различны: «АЗС нефтяной компании работает в разноплановом режиме, не особо заботясь о доходности, а для независимых потенциальное поднятие розничных цен от 4 до 5 руб., чтобы соответствовать поддержанию доходности, связано с определенными проблемам».

Есть также серьезные опасения за неотвратимый рост цен «на всё», как следствие удорожания топлива. Особенно сильно и в первую очередь повышение акцизов ударит по сельхозпроизводителям, считает бывший замминистра экономики России по вопросам аграрного сектора, профессор Института экономики РАН Иван Стариков: «Сельское хозяйство потребляет примерно 22% нефтепродуктов внутри страны. Практически вся мощная сельскохозяйственная техника у нас в качестве топлива использует дизель. Поэтому увеличение даже на 1 рубль стоимости дизельного топлива приведет к увеличению затрат на проведение сначала весенне-полевых работ, потом — уборочной кампании», — пояснил бывший замминистра экономики в беседе с ИА «Национальная служба новостей».

По расчетам экспертов, если цены на бензин вырастут, согласно прогнозам Минфина, на 7%, то рост акцизов увеличит инфляцию на 0,3–0,4%. Председатель комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров полагает, что рост акцизов скажется на затратах сельского хозяйства и армии, однако величина этих затрат неизвестна — правительство соответствующих расчетов не представило. Экономисты считают, что рост акцизов добавит к инфляции несколько процентов и в итоге она может вырасти до 20%, сообщает «Капитал страны».

А что же дорожные фонды, ради которых все затевалось? По подчетам «Капитал страны», если предполагаемую сумму дохода бюджета от роста акцизов разделить на число субъектов федерации, то каждому из них достанется менее 800 млн рублей. К примеру, Дорожный фонд Пермского края составляет около 5 млрд рублей на 2016 год, такая же сумма запланирована на 2017–2018 гг. При текущей цене строительства (в среднем по России около 150 млн руб. за километр двухполосной автодороги) на дополнительно вырученные от роста акцизов средства в Прикамье можно будет построить… 5 километров простой трассы. Как видим, прибавка не меняет ситуацию кардинально.

"