Светлана работает в одном из крупных мультибрендовых кузовных сервисов Перми. Подбором выкрасок для автомобилей она занимается более 10 лет — солидный срок для этой профессии. Чем отличается хороший колорист от плохого, насколько сложно подобрать цвет «Тоскливая мурена» и важно ли быть здесь художником — в нашем интервью.
***
— Профессия колориста очень интересная, но насколько она редкая?
— Не редкая. Хороших колористов, конечно, не много. В каждом районе города есть свои мастера, клиенты к ним в очереди выстраиваются, чтобы именно такой мастер цвет подбирал. В больших мультибрендовых кузовных центрах при дилерских компаниях — свои мастера.
— Как становятся колористами?
— Приходят, пробуют и начинают работать. Художественное образование важно, но не обязательно. Если видишь цвет и особенности выкраски, справишься с простым заданием, а сложному в процессе научишься. Свое тестовое задание помню: подобрать выкраску на серую машину. Посмотрела, подумала, сказала взять эту, эту и эту краску — получилось, и тут же в работу влилась. Конечно, в самом начале нужно учиться, пройти специфическое теоретическое обучение, познакомиться с системами автомобильных красок. Но в начале все равно должен быть художественный опыт. Я с самого детства много рисовала: сначала просто рисовала, что нравится, а потом графикой увлеклась, немного промышленным дизайном.
— Как отличить хорошего колориста от плохого?
— Всё зависит от опыта. Когда ты только начинаешь работать, твой результат естественно отличается от результата колористов, которые уже лет 10 этим занимаются. Потом ты можешь стать действительно хорошим специалистом, но в самом начале хорошим ты точно не будешь. Три года в профессии — уже есть опыт, есть результат. До этого, можно сказать, в основном тренируешься. И, конечно, нужно непрерывно учиться и возвращаться к чему-то забытому. Я работаю уже 12 лет, и все равно процесс обучения не прекращается.
Большое значение здесь имеет знание «систем» краски от разных производителей, ведь в основном каждый колорист работает с 1–2 «системами». Понятнее будет, если сравнить с профессией парикмахера — они тоже работают с красками для волос определенных «систем» от производителей. Редкий мастер владеет нюансами многих «систем», здесь нужно много учиться и пробовать — и у них, и у нас. С какой краской работать, определяет не колорист, а собственник сервиса. К примеру, несколько лет здесь мы работали с двумя импортными производителями красок — Nippon Paint и ProfiLine, но из-за валютных колебаний руководство решило рассмотреть еще и более доступный Autolux. Сейчас учимся, пробуем работать с новой «системой», ищем плюсы и минусы. Тут и обучение, и творчество.
— Действительно, как много творчества в этой работе? Колорист — художник или «ремесленник»?
— Художник! Если у тебя нет видения, из чего состоит цвет, который нужно подобрать, ничего не получится. Можно вымерять краску и все добавки по граммам, но такая «математика» все равно не поможет, потому что надо понимать, каким способом эта краска будет наноситься, на какой участок. В детском саду нас всех учили: «если смешать синий и желтый цвета, то получится зеленый». Здесь также, но сложнее в тысячу раз. И чем дальше развивается автомобильный рынок, тем больше новых цветов разрабатывают автопроизводители, тем цвета сложнее и интереснее. В один автомобильный цвет входит семь, восемь и даже больше цветов, а прибавьте к этому еще и разнообразные перламутры или металлики…
— Сколько времени занимает подбор цвета?
— Если есть наработки по конкретному цвету или у производителя краски есть рекомендации, то быстрее. Но все равно нужно тщательно проверять, ведь случается, что нальешь краску, сделаешь выкраску и оказывается, что «не совсем подходит». Приходится еще думать, подбирать, добавлять, пробовать. Если цветовая система соответствует своим выкраскам, то процесс быстрее: пробуешь 2–3 раза и готово. Если нет — приходится повозиться.
— Мужчины различают меньше цветов, женщины — больше. Сколько цветов различает профессиональный колорист?
— Все существующие приходится различать (смеется). В нашей профессии есть и мужчины. Они хорошо могут цвета подобрать, но еще лучше клиентам зубы заговаривают. Мужчин-мастеров больше в обычных кузовных, в «гаражных» сервисах, где они напрямую общаются с клиентами. Здесь важно не просто различать цвета, тона и оттенки. Важно подбирать так, чтобы результат на 100% подошел к автомобилю. Нужно знать, как работает маляр. И нужно делать выкраски так, чтобы маляр понял. Для этого приходится смотреть, как он работает, учитывать все нюансы: средний слой, напыл, «мокрый» слой, другие приемы… Маляр, кстати, тоже интересная профессия (смеется).
— Есть собственный критерий у колориста: «я хорошо делаю свою работу»?
— Когда я только пришла работать, мой наставник сказал: «Только не зазнавайся». Поэтому хорошо делать надо всегда, и если похвалят — радоваться. Так как конечный результат покраски автомобиля у нас достигается командой, то и хорошо делать свою работу должен каждый. Маляр может плохо покрасить потому, что я плохо ему объяснила какие-то нюансы. Индивидуальный результат сложно выделить, результат у нас совместный. Когда долго работаешь с маляром, появляется хорошее взаимопонимание, собственный сленг. Я своему маляру вместо сложных слов говорю «мокренько» или «по-козьи» — и это порой лучше тысячи специальных терминов помогает понять, как ему работать с приготовленной краской. Конечно, в документах пишутся профессиональные «средне», «в глянец» и прочие.
— У геологов и дальнобойщиков, к примеру, существует много профессиональных баек. А у колористов такие есть?
— В самой работе случаев, которые могли бы стать байкой или хотя бы шуткой, почти и нет. Хотя есть одна вещь, которая у многих колористов повторяется: когда только начинаешь работать, сложности подбора цвета тебя начинают «преследовать». Думаешь о них постоянно, или снятся. Раньше выкраска подбиралась к лючку бензобака машины — так мне эти лючки снились. В клеточку, в горошек — попробуй подбери!
— На этом месте не могу не спросить о технике безопасности. Мы у вас в гостях всего полчаса, но, кажется, и мне сегодня будут сниться лючки в горошек…
— Работать надо в маске. В колер-салоне делается всегда очень хорошая вентиляция, у нас она прекрасная. А пахнет та самая новая краска, с которой только-только начинаем работать, просто мы сидим прямо рядом с ней. Маска, вентиляция, хорошее освещение — вот самые важные для нас вещи.
— С чем связано хобби колориста — с чем-то художественным?
— Раньше много рисовала. Сейчас мое хобби — внучка, и на что-то другое времени не остается. Если удается выкроить час-другой, занимаюсь вязанием. Не ради результата, а просто для процесса — это очень расслабляет, успокаивает нервы.
— Автомобили — это просто объекты приложения работы или вызывают теплые чувства?
— Поначалу они были просто объектами приложения работы. Все были для меня одинаковыми, ни марок, ни моделей не разбирала. А сейчас любую машину узнаю, даже в профиль. Какие-то модели, кстати, по цветам узнаю. Теплых чувств ко всем машинам нет, только к собственной, за рулем.
— Автопроизводители дают цветам своих машин самые разнообразные названия. Есть зависимость между названием цвета и его «сложностью»?
— У всех автопроизводителей, конечно, есть свои нюансы в цветах машин, хоть это «Лада», хоть это «Порше». Можно целый день, а то и два, подбирать цвет «серо-зеленый металлик» на довольно простую машину демократичной марки, и при этом за несколько часов сделать выкраску для цвета с фирменным названием «Магнетик Шварц» или «Травертин Беж» на дорогостоящий автомобиль. На названия цветов автопроизводителей мы вообще не смотрим, для нас важен код — ваша «Тоскливая мурена» для нас будет «Система такая-то, 13185».
— Можете вспомнить заказ на очень нестандартный цвет?
— Здесь такого нет. А вот в «гаражных» сервисах — встречаются желающие перекрасить машину в необычный цвет. Но это же гораздо проще: выбираешь цвет, который нравится, подбираешь в палитре по коду и «обливаешь из банки» всю машину. Тонким подбором нюансов не надо заниматься.
— А какой у вас самый любимый цвет?
— Черный люблю. И белый. Если он не трехслойный и без перламутра. Они хорошо подбираются (смеется).