Профессия: колорист. «Поначалу снились лючки бензобака в горошек — попробуй подбери!»

Профессия: колорист. «Поначалу снились лючки бензобака в горошек — попробуй подбери!»

14 марта 2016, 10:00
Портал Properm.ru продолжает серию публикаций о редких, необычных и интересных профессиях пермяков. Героиней нового материала стала Светлана Попова, для которой существуют сотни оттенков «серебра», а в белом она запросто видит черное.

Светлана работает в одном из крупных мультибрендовых кузовных сервисов Перми. Подбором выкрасок для автомобилей она занимается более 10 лет — солидный срок для этой профессии. Чем отличается хороший колорист от плохого, насколько сложно подобрать цвет «Тоскливая мурена» и важно ли быть здесь художником — в нашем интервью.

***

— Профессия колориста очень интересная, но насколько она редкая?

— Не редкая. Хороших колористов, конечно, не много. В каждом районе города есть свои мастера, клиенты к ним в очереди выстраиваются, чтобы именно такой мастер цвет подбирал. В больших мультибрендовых кузовных центрах при дилерских компаниях — свои мастера.

— Как становятся колористами?

— Приходят, пробуют и начинают работать. Художественное образование важно, но не обязательно. Если видишь цвет и особенности выкраски, справишься с простым заданием, а сложному в процессе научишься. Свое тестовое задание помню: подобрать выкраску на серую машину. Посмотрела, подумала, сказала взять эту, эту и эту краску — получилось, и тут же в работу влилась. Конечно, в самом начале нужно учиться, пройти специфическое теоретическое обучение, познакомиться с системами автомобильных красок. Но в начале все равно должен быть художественный опыт. Я с самого детства много рисовала: сначала просто рисовала, что нравится, а потом графикой увлеклась, немного промышленным дизайном.

— Как отличить хорошего колориста от плохого?

— Всё зависит от опыта. Когда ты только начинаешь работать, твой результат естественно отличается от результата колористов, которые уже лет 10 этим занимаются. Потом ты можешь стать действительно хорошим специалистом, но в самом начале хорошим ты точно не будешь. Три года в профессии — уже есть опыт, есть результат. До этого, можно сказать, в основном тренируешься. И, конечно, нужно непрерывно учиться и возвращаться к чему-то забытому. Я работаю уже 12 лет, и все равно процесс обучения не прекращается.

Большое значение здесь имеет знание «систем» краски от разных производителей, ведь в основном каждый колорист работает с 1–2 «системами». Понятнее будет, если сравнить с профессией парикмахера — они тоже работают с красками для волос определенных «систем» от производителей. Редкий мастер владеет нюансами многих «систем», здесь нужно много учиться и пробовать — и у них, и у нас. С какой краской работать, определяет не колорист, а собственник сервиса. К примеру, несколько лет здесь мы работали с двумя импортными производителями красок — Nippon Paint и ProfiLine, но из-за валютных колебаний руководство решило рассмотреть еще и более доступный Autolux. Сейчас учимся, пробуем работать с новой «системой», ищем плюсы и минусы. Тут и обучение, и творчество.

— Действительно, как много творчества в этой работе? Колорист — художник или «ремесленник»?

— Художник! Если у тебя нет видения, из чего состоит цвет, который нужно подобрать, ничего не получится. Можно вымерять краску и все добавки по граммам, но такая «математика» все равно не поможет, потому что надо понимать, каким способом эта краска будет наноситься, на какой участок. В детском саду нас всех учили: «если смешать синий и желтый цвета, то получится зеленый». Здесь также, но сложнее в тысячу раз. И чем дальше развивается автомобильный рынок, тем больше новых цветов разрабатывают автопроизводители, тем цвета сложнее и интереснее. В один автомобильный цвет входит семь, восемь и даже больше цветов, а прибавьте к этому еще и разнообразные перламутры или металлики…

— Сколько времени занимает подбор цвета?

— Если есть наработки по конкретному цвету или у производителя краски есть рекомендации, то быстрее. Но все равно нужно тщательно проверять, ведь случается, что нальешь краску, сделаешь выкраску и оказывается, что «не совсем подходит». Приходится еще думать, подбирать, добавлять, пробовать. Если цветовая система соответствует своим выкраскам, то процесс быстрее: пробуешь 2–3 раза и готово. Если нет — приходится повозиться.

— Мужчины различают меньше цветов, женщины — больше. Сколько цветов различает профессиональный колорист?

— Все существующие приходится различать (смеется). В нашей профессии есть и мужчины. Они хорошо могут цвета подобрать, но еще лучше клиентам зубы заговаривают. Мужчин-мастеров больше в обычных кузовных, в «гаражных» сервисах, где они напрямую общаются с клиентами. Здесь важно не просто различать цвета, тона и оттенки. Важно подбирать так, чтобы результат на 100% подошел к автомобилю. Нужно знать, как работает маляр. И нужно делать выкраски так, чтобы маляр понял. Для этого приходится смотреть, как он работает, учитывать все нюансы: средний слой, напыл, «мокрый» слой, другие приемы… Маляр, кстати, тоже интересная профессия (смеется).

— Есть собственный критерий у колориста: «я хорошо делаю свою работу»?

— Когда я только пришла работать, мой наставник сказал: «Только не зазнавайся». Поэтому хорошо делать надо всегда, и если похвалят — радоваться. Так как конечный результат покраски автомобиля у нас достигается командой, то и хорошо делать свою работу должен каждый. Маляр может плохо покрасить потому, что я плохо ему объяснила какие-то нюансы. Индивидуальный результат сложно выделить, результат у нас совместный. Когда долго работаешь с маляром, появляется хорошее взаимопонимание, собственный сленг. Я своему маляру вместо сложных слов говорю «мокренько» или «по-козьи» — и это порой лучше тысячи специальных терминов помогает понять, как ему работать с приготовленной краской. Конечно, в документах пишутся профессиональные «средне», «в глянец» и прочие.

— У геологов и дальнобойщиков, к примеру, существует много профессиональных баек. А у колористов такие есть?

— В самой работе случаев, которые могли бы стать байкой или хотя бы шуткой, почти и нет. Хотя есть одна вещь, которая у многих колористов повторяется: когда только начинаешь работать, сложности подбора цвета тебя начинают «преследовать». Думаешь о них постоянно, или снятся. Раньше выкраска подбиралась к лючку бензобака машины — так мне эти лючки снились. В клеточку, в горошек — попробуй подбери!

— На этом месте не могу не спросить о технике безопасности. Мы у вас в гостях всего полчаса, но, кажется, и мне сегодня будут сниться лючки в горошек…

— Работать надо в маске. В колер-салоне делается всегда очень хорошая вентиляция, у нас она прекрасная. А пахнет та самая новая краска, с которой только-только начинаем работать, просто мы сидим прямо рядом с ней. Маска, вентиляция, хорошее освещение — вот самые важные для нас вещи.

— С чем связано хобби колориста — с чем-то художественным?

— Раньше много рисовала. Сейчас мое хобби — внучка, и на что-то другое времени не остается. Если удается выкроить час-другой, занимаюсь вязанием. Не ради результата, а просто для процесса — это очень расслабляет, успокаивает нервы.

— Автомобили — это просто объекты приложения работы или вызывают теплые чувства?

— Поначалу они были просто объектами приложения работы. Все были для меня одинаковыми, ни марок, ни моделей не разбирала. А сейчас любую машину узнаю, даже в профиль. Какие-то модели, кстати, по цветам узнаю. Теплых чувств ко всем машинам нет, только к собственной, за рулем.

— Автопроизводители дают цветам своих машин самые разнообразные названия. Есть зависимость между названием цвета и его «сложностью»?

— У всех автопроизводителей, конечно, есть свои нюансы в цветах машин, хоть это «Лада», хоть это «Порше». Можно целый день, а то и два, подбирать цвет «серо-зеленый металлик» на довольно простую машину демократичной марки, и при этом за несколько часов сделать выкраску для цвета с фирменным названием «Магнетик Шварц» или «Травертин Беж» на дорогостоящий автомобиль. На названия цветов автопроизводителей мы вообще не смотрим, для нас важен код — ваша «Тоскливая мурена» для нас будет «Система такая-то, 13185».

— Можете вспомнить заказ на очень нестандартный цвет?

— Здесь такого нет. А вот в «гаражных» сервисах — встречаются желающие перекрасить машину в необычный цвет. Но это же гораздо проще: выбираешь цвет, который нравится, подбираешь в палитре по коду и «обливаешь из банки» всю машину. Тонким подбором нюансов не надо заниматься.

— А какой у вас самый любимый цвет?

— Черный люблю. И белый. Если он не трехслойный и без перламутра. Они хорошо подбираются (смеется).

Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
#Спецпроекты #Мнения #Авто #Автожизнь #Редкая профессия #Сервис авто
Подпишитесь