Наша компания занимается сопровождением входа различных инвесторов в Пермский край. Мы работаем, например, с «Метро», общаемся с «Касторамой», я лично сопровождал группу шведов, когда они приезжали выбирать площадку для «Икеи». В ряде случаев мы обнаружили системные сбои, которые не дают Пермскому краю выйти в лидеры по инвестиционной привлекательности, не позволяют региону интенсивно развиваться.
Мы ездили по разным форумам и выяснили, что многие крупные компании про Пермский край не знают вообще. Самарская область выставляет стенд, на котором стоит вице-губернатор и раздает свои визитки. Тюмень, презентуя свои проекты, привозит мэра и вице-мэра. Когда инвесторы общаются на этом уровне, то и в регион они заходят очень быстро, никакие институты содействия инвестициям не нужны.
Ни разу на этих выставках, где находились инвесторы, мы не встретили серьезных пермских делегаций, представителей власти, большого числа бизнеса. Это ключевая проблема — о Перми не знают, нас не видно, нас нет нигде.
Второе — это земля. Земельные участки в Перми не систематизированы и не понятно, где получить о них информацию. Все существующие базы данных начали формироваться только недавно.
Третье — у нас нет готовых площадок, связанных с землей. Инвесторам очень сложно оценить в Пермском крае потенциальную стоимость коммуникаций для реализации проектов. Например, у «Метро» есть экономическая модель, в которую они забивают ряд параметров, после чего она выдает ответ, стоит заходить в регион или нет. Так вот: по большинству участков они даже не могут получить данные от ресурсоснабжающих организаций, чтобы просто оценить, стоит площадка вложений или нет.
Но нужно отдать должное газовикам: они отвечают всегда и четко. По 12 площадкам, которые мы смотрели, отвечали в течение недели. Огромные проблемы с компанией «Новогор Прикамье» были, пока мы там не нашли человека, который стал нам помогать персонально. До этого мы с «Новогором» переписывались по полгода, отправляли 12 писем, получали 12 отписок, в которых не содержалось ровным счетом никакой информации. Это огромная проблема для каждого инвестора.
Четвертое — властные органы. Инвесторы просто не понимают, куда им идти. Сходили к мэру, поговорили — вроде классно. Но у него же нет списка площадок, он отправляет дальше — в департаменты. В том же «Метро» недавно запутались, спрашивают, с кем подписывать соглашение, чтобы стать приоритетным проектом и получить поддержку? Есть Министерство промышленности и торговли и Минэкономразвития, есть Агентство содействия инвестициям и Корпорация развития Пермского края, есть Департамент инвестиционной политики. А еще есть администрация, губернатор. Так куда идти? Единой точки входа нет, путаница полная.
Сегодня Пермский край — самый недооцененный регион, у нас огромный потенциал, промышленное производство, территории, земли, много ресурсов и предприятий. Инвесторам мы реально интересны. Если наладить системную работу, то они придут. Нам есть о чем рассказать, что показать и чем похвастаться. Надо просто больше общаться.