Posted 2 апреля 2016,, 05:00

Published 2 апреля 2016,, 05:00

Modified 2 марта 2023,, 15:58

Updated 2 марта 2023,, 15:58

Почему в городе умирают гарантийные дороги? Пермяк спросил, Properm.ru ответил

Почему в городе умирают гарантийные дороги? Пермяк спросил, Properm.ru ответил

2 апреля 2016, 05:00
Анастасия Вяткина
Фото: Properm.ru
«За последние пару лет мы привыкли, что с дорогами у нас наконец-то все хорошо. Но вдруг опять оказались в «городе разбитых дорог». Дороги развалились повсеместно, и старые, и новые. Почему?» — такой вопрос редакции задал читатель Properm.ru. Отвечаем.

Объяснить, что происходит с пермскими дорогами этой весной, и рассказать об «отношениях по гарантии» Properm.ru попросил главного инженера МКУ «Пермблагоустройство» Матвея Чувашова.

— В этом году «март» наступил раньше на месяц, и предугадать проблемы было невозможно. Перепады температур, осадки — все это влияет на состояние дорог. Но в том, что умирают и старые дороги, и новые, гарантийные, виновата, конечно, не только погода. На состояние влияет совокупность факторов.

Первый: есть проблема с изношенностью оснований пермских дорог. Примерно с 1994 по 2007 годы в Перми у дорог был некий застой, когда ремонт вообще не производился, не решались проблемы с водоотводом. Город не уделял дорогам вообще никакого внимания 15–20 лет, были пропущены все межремонтные сроки и не была обеспечена несущая способность дорожных одежд, когда можно было где-то за счет дополнительных слоев обеспечить упругость покрытия. Сейчас мы пытаемся восстановить хотя бы покрытие на автомобильных дорогах, но понимаем, что если эта дорога, ее основание, были предназначены под гужевую повозку, а по ней сейчас идет тяжеловесный трал, то это конец.

Каждый год мы пытаемся усовершенствовать систему дорожного ремонта. Весь положительный опыт применяем дальше, в некоторых ситуациях приходится откатываться назад. К примеру, гарантия на 5 лет. У дороги нет нормального основания, на нее укладывается несколько слоев асфальтобетона, а контракт с подрядчиком гласит, что он должен пять лет за свой счет это ремонтировать. Даже суд на эти требования заявил: «На что вы требуете гарантийные обязательства, если вы не создали условий для того, чтобы объект существовал пять лет». Поэтому сейчас гарантия в 5 лет распространяется только на те объекты, где производится капитальный ремонт с заменой основания дороги. На всех остальных объектах — 3 года, на ямочный ремонт — 2 года.

Второй: под нашими дорогами лежит огромное количество коммуникаций. При этом значительная часть из них имеет серьезные возраст и усталость, как следствие — их массовый выход из строя в последние годы и раскопки для устранения аварий. Состояние дорог после раскопок зачастую очень плачевный. Сетевики после раскопок стараются все сделать правильно и по технологии, но подрядчиков, естественно, нанимают подешевле, а работы таких подрядчиков-однодневок на лицо. Такие подрядчики умудряются поставить бракованные смеси (у сетевиков ведь нет дорожных лабораторий, где можно проверить качество), либо на толщине покрытия сэкономят. Выборочно проанализировали в этом году пять раскопок после сетевых компаний — ни на одном объекте толщина не совпала. Готовим иски, и если сами сетевики не отработают эти места, придется требовать этого через суд.

Надеемся, что 2016 год будет прорывом в отношениях городского благоустройства и сетевых компаний. Мы внесли изменения в правила благоустройства, обзавелись кучей договоров, чтобы сетевики восстанавливали те дороги, где проводили раскопки. Мы закрепили за собой право проводить проверку материалов, конструкций, слоев, которые они сделали — то, что мы делаем для себя. Понятно, что зимой они закопать по технологии не могут, но и там прибраться за собой надо: плиты, правильные кромки, отсутствие стыков и перепадов, холодный асфальтобетон. И с наступлением тепла на этом месте навести 100% порядок.

Третий фактор — материалы. В предыдущие годы мы максимально ужесточали к приемке материалов, которыми выполняется текущий и капитальный ремонт. Но поняли, что не во всех случаях ужесточения работают. Проводили массу консультаций с кафедрой автомобильных дорог ПНИПУ, делали эксперименты и наблюдения, и в итоге пришли к выводу, что не все те позиции, соблюдения которых требует ГОСТ как минимальные или максимальные требования, действительно необходимы на территории Пермского края.

К примеру, мы долго наблюдали за смесями, которые использовали при ремонте «Альянс АиО». Они делали все по ГОСТу, но по факту асфальт через 2 года начинал выкрашиваться. Добавляли битума, как написано в ГОСТе, капля в каплю, процент в процент. Но в ГОСТе зафиксировано минимальное значение, и по факту надо было увеличивать его количество. Попробовали: смеси стали более жирные и пластичные, они при этом впитывают меньше влаги, и как следствие меньше разрушаются.

Мы разработали внутренние регламенты, которые дают нам необходимое качество выполнения работ, мы внесли поправки, которые важны для достижения максимального результата с использованием наших местных материалов, т. к. наши битум и щебень весьма специфичны. И в ряде случаев действительно добились лучшего результата: асфальтобетоны получились немного «мягче», они не так сильно реагируют на перепады температуры.

Если пробежаться по списку объектов дорожного ремонта, который производился с 2012 по 2015 год (гарантийный сроки еще действуют), видно, что отремонтированные улицы, с разным сроком гарантии находятся в самом разном состоянии.

Объект Год сдачи, срок гарантии Состояние в 2016 г. по оценке Пермблагоустройства Шоссе Космонавтов (Гознак-Качалова) 2012, 3 года Есть колейное разрушение, наблюдается повсеместное выщелачивание битума. Силами района уже был локальный ремонт «скорая помощь», большие участки будут перекрываться картами с наступлением теплой погоды. Улица Свердлова 2012, 5 лет (капитальный) С покрытием есть проблемы, районнная администрация поставила в план ремонта на этот год. шоссе Космонавтов (Плеханова-Мильчакова) 2013, 3 года Хорошее состояние, нарекание — колейнось. Отлично было сделано пересечение с улицей Карпинсского, до сих пор идеальное состояние трамвайных путей. Улица Маршала Рыбалко 2013, 5 лет Ремонт начинал «Ветлан-Строй», а закнчивал «Пермдорстрой». Гарантия лежит на «ПДС», дефекты устраняются, нареканий нет. Существуют разногласия по гарантии на люки, которые делал первый подрядчик, обанкротившийся и сдавший объект. Сейчас содержанием люков занимаются сетевые компании. Бульвар Гагарина (пл. Дружбы — Южная дамба) 2013, 3 года Есть колейность. Проблемы устраняет учреждение благоустройства Мотовилихинского района. Улица Куйбышева (Пушкина-Васильева) 2013, 3 года В целом все хорошо. Возможны проблемы на участках, где «Новогор» проводил замену канализации — там через каждые 50 метров вырезался асфальт под установку люков. Улица Газеты Звезда 2013, 3 года Просадки, разрушения — из-за сетевиков там уже и с подрядчика спрашивать нечего. Улица 2-я Шоссейная (Локомотивная-Барамзиной) 2013, 2 года На сегодня это самая плачевная ситуация: на ней полностью не обеспечен водоотвод, она постоянно находится в болоте. Уровень воды после дождя там всегда превышает уровень асфальтобетонного покрытия. Покрытие из-за этого вылетает вместе с основанием. Гарантий на текущий ремонт закончилась, за состояние улицы отвечает Дзержинский район. Дорога Дружбы (в Ленинском и Мотовилихинском районах) 2013, 3 года Серьезных нареканий нет. Улица Революции (Островского-мост через Егошиху) 2013, 3 года С учетом интенсивности движения здесь был применен высокоплотный асфальтобетон, как показала проверка, покрытие находится в нормативном состоянии. За 3 года эксплуатации образовалась небольшая колейность, которая соответствует естественному износу покрытия, также на стыке появились небольшие трещины, которые не заметны для автомобилистов. Для того, чтобы трещины не «разрастались», подрядная организация должна будет выполнить проливку их битумом.
"