Posted 7 мая 2016,, 07:00

Published 7 мая 2016,, 07:00

Modified 2 марта 2023,, 15:46

Updated 2 марта 2023,, 15:46

Эвакуация в Молотов. Когда грохотали пушки, музы оперного театра не молчали

7 мая 2016, 07:00
Татьяна Бурцева
Серию материалов ко Дню Победы мы продолжим историей о театре оперы и балета. Во время блокады Ленинграда эвакуация мариинского театра в наш город и ряд героических решений его руководителя сделали пермский балет и хореографическую школу одними из лучших в России и мире.

Через два месяца после начала войны, 19 августа 1941 года, из Ленинграда отправился поезд с декорациями, костюмами, партитурами, артистами и сотрудниками театра оперы и балета им. Кирова. Сейчас он известен как Мариинский театр. Вместе с кировским театром в Молотов эвакуировали и Ленинградское хореографическое училище.

Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова (носил такое название с 1935 года по 1992 год) — один из известнейших и значительных театров оперы и балета в мире. Он был основан в 1783 году. Его современное официальное название — Государственный ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический Мариинский театр. Театр подарил миру многих великих артистов: здесь служил выдающийся бас, основоположник российской исполнительской оперной школы Осип Петров, оттачивали свое мастерство и достигли вершин славы такие великие певцы, как Федор Шаляпин, Иван Ершов, Медея и Николай Фигнер, Софья Преображенская. Блистали на сцене артисты балета: Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников. Начинал свой путь в искусство Джордж Баланчин. Театр был свидетелем расцвета таланта гениальных художников-декораторов, таких как Константин Коровин, Александр Головин, Александр Бенуа, Симон Вирсаладзе, Федор Федоровский. И многие, многие другие.

Два подарка пермякам.

Решение ехать в Молотов принял выдающийся оперный дирижёр театра им. Кирова Арий Моисеевич Пазовский.

Галина Силина, экскурсовод Пермского театра оперы и балета:— Он родился в Перми и был воспитан пермяками, знал, насколько пермяки любят искусство и открывать таланты. Когда по эвакуационному предписанию кировский театр ехал в отдаленный тыл, в Новосибирск, он остановил поезд в Молотове, нарушив эвакуиационное предписание. Мы забываем, что в каждом решении — тоже был подвиг. Он понимал, что в это тяжелое время только его родной театр и только пермяки смогут сохранить кировский театр. А ведь тогда никто не знал, сколько продлится война.

Татьяна Вечеслова, легендарная российская балерина, вспоминала о том, как сутки их поезд стоял на запасных путях. Жители Молотова не знали, что кировский театр должен остановиться в их городе, не хотели его встречать. Только через сутки, когда пришла правительственная телеграмма, руководство города пришло на вокзал встретить артистов, и их начали расселять.

Вагановское хореографическое училище по эвакуационному предписанию должно было ехать в Свердловск. Из-за того, что кировский театр остановился в Молотове, было принято решение не разрывать их связь. Так нашему городу был сделан еще один подарок за огромную любовь пермяков к искусству. Артисты Молотовского театра оперы и балета уступили сцену, перейдя работать в пермскую филармонию: они продолжали давать спектакли в области.

Вечеслова говорила, что в тяжелое военное время Молотов вселял в нее спокойствие. Он был удивительным и чистым, город балерина называла голубым. Жили артисты вместе со своими семьями в гостинице «Семиэтажка». Сейчас она называется «Центральная», и находится на пересечении улиц Советская и Сибирская. Позже, в одном из номеров гостиницы, Арам Хачатурян написал легендарное произведение — балет «Гаянэ». За него композитор получил Сталинскую премию первой степени.

Арам Хачатурян, композитор:— Вызвал меня директор театра и сказал, что в последнем акте надо бы добавить танец. Я считал, что балет закончен, и наотрез отказался. А потом пришел домой, сел за рояль, стал раздумывать. Танец должен быть быстрым, воинственным. Руки словно в нетерпении взяли аккорд, и я начал вразбивку играть его, как остинатную, повторяющуюся фигуру. В третьей картине балета у меня есть напевная тема, лирический танец. Я соединил воинственное начало с этой темой — ее играет саксофон, — потом вернулся к началу, но уже в новом качестве. Сел за работу в три часа дня, а к двум ночи все было готово. В одиннадцать утра танец прозвучал на репетиции. К вечеру он был поставлен, а на следующий день была генеральная.

Так появился на свет «Танец с саблями» — наиболее известное и узнаваемое произведение композитора. В 1948 году произведение стало хитом музыкальных автоматов в США, а также сразу три версии «Танца с саблями» — Чикагского симфонического оркестра, Нью-Йоркского филармонического оркестра и Оскара Леванта — достигли первого места хит-парада классической музыки журнала Billboard и попали в ежегодный список бестселлеров. «Танец с саблями» стал первой записью Чикагского симфонического оркестра, проданной тиражом более миллиона экземпляров, оказал знаковое влияние на историю популярной музыки XX века.

Уже через две недели после эвакуации театр открыл свой 81 сезон народно-героической оперой Михаила Глинки «Иван Сусанин». Первые спектакли проходили в полупустых залах. Артисты сомневались, можно ли было во время войны заниматься искусством, они просились на фронт. После репетиций артисты уходили работать в госпиталь, а утром вновь возвращались на сцену.

Юрий Григорович, который в то время учился в вагановском училище, считал, что он должен быть в это время на фронте и помочь Родине одержать победу. Со своим другом Кошкиным он сел в лодку, чтобы сплавиться по Каме, но их поймали и вернули обратно. Сейчас великого балетмейстера Юрия Григоровича знает весь мир.

Известная балерина Галина Уланова была одной из тех, кто уезжал на фронт. Периодически она возвращалась в Молотов и давала несколько спектаклей. «Мы живём и работаем в городе, наполненном дыханием героического вдохновенного труда, труда для фронта, для разгрома врагов, во имя торжества героической свободы. Это окрашивает в особые, неповторимые тона и наше творчество», — рассказывала в итервью «Звезде» Уланова о пребывании в Молотове.

В Мариинском театре была организована фронтовая бригада. На призывных пунктах для бойцов и командиров, уезжающих на фронт, устраивали патриотические концерты. Программа строилась по принципу сборного концерта.

В Молотовском театре была маленькая сцена и очень холодно, но желание обогреть и поддержать артистов заставляло певцов раздеваться и выступать в легких костюмах. Постепенно зрителей становилось больше. Вечеслова писала, что для артистов это был огромный праздник, особенно, когда приходили военные.

Летом 1942 года состоялся первый концерт учащихся хореографического училища. В нем приняли участие будущие звезды русского балета — Нинель Кургапкина, Ирина Колпакова, Юрий Григорович, Николай Боярчиков и другие. Набор в первый класс балетной школы был в 1942 году.

Поклонник театра с 70-летним стажем.

Федор Андреевич Дубровский, участник войны, несколько лет посвятил написанию статей о пермском театре оперы и балета. Его интервью и заметки печатали в «Вечерке», «Звезде», «Местном времени», «Губернских Ведомостях». За развитием театра он наблюдал с 1945 года, когда его перевели командиром взвода в Пермь, в нынешний военный госпиталь на Петропавловской.

Когда началась война, Федор Андреевич был 15-летним мальчишкой, жил с матерью в Воронеже. Вскоре город начали бомбить, и подростки забирались на крыши домов бороться с огнем, ремонтировали бронепоезда и паровозы со снарядами и резервами. Позже был практически непрерывный сельскохозяйственный труд и работа на заводах.

Федор Андреевич Дубровский, ветеран войны:— Первые же налеты гитлеровцев привели к тому, что я увидел, как течет людская кровь, как люди гибнут, как убитых сопровождали в морги. Все это воздействовало на психику ребенка. Но жизнь продолжалась. Я с детства был приучен к музыке, к театру. С родителями ходил в кинотеатр «Спартак» слушать симфоническую музыку. Я и один ходил на выступления гастрольных театров. Первый спектакль, который я увидел, был украинского театра. Я слушал «Севильского цирюльника». И как бы мы не голодали во время войны, как тяжело бы не было, я все равно ходил в театр. Смотрели, если были места в партере или амфитиатре, переходили в антракте на хорошие места.

Бомбежки увели Федора Андреевича с матерью из Воронежа сначала в Усьмань, а затем в Серов Свердловской области. В 1944 году молодого Дубровского призвали в ряды советской армии, и он готовился воевать с немцами. Стажировка проходила в ближайших лагерях, где за месяц Федор Андреевич обучил и отправил на фронт взвод в составе 40 человек. В мае 1945 года, в дни победы над фашистской Германией, он закончил учебу.

Уже в Молотове, в возрасте 19 лет, он познакомился со своей будущей женой. Она тоже была поклонницей театра и много рассказывала супругу о спектаклях во время войны.

Федор Андреевич Дубровский:— Она со мной делилась своими впечатлениями о посещении кировского театра. Рассказывала, что он был настолько посещаем, что и в голоде, и в холоде ходили. Для того, чтобы купить билет, приходилось даже ночевать у касс. Тем более там были такие известные имена как Дудинская, Сергеев, Шелест, Вечеслова. Оперные голоса шикарные были. Жена всех знала по именам. Помню первый спектакль, на который мы ходили, снова был «Севильский цирюльник». Мы сидели на галерке. Хотелось многое посмотреть. Я в то время работал начальником налогового райфинотдела, и когда получал зарплату — брал билеты сразу на несколько спектаклей.

Однажды на гастролях в оперном театре был молдавский коллектив, в составе которого была оперная певица Мария Биешу. Федор Андреевич в это время работал начальником отдела кадров крупного строительного треста «ВерхнекамТИСИз» и организовывал культурные мероприятия в компании. Он предложил Марии Биешу выступить у них в рабочий полдень. «Она дала часовой концерт, а потом попросила написать меня что-нибудь о выступлении, так как пресса никак не отреагировала на приезд театра. Я отнес заметку, которая называлась «Цветы для Марии», Татьяне Черновой, она одобрила, ее напечатали в газете «Вечёрка». С этого все и пошло».

Не имея журналистского образования, он писал прекрасные тексты, брал интервью у звезд оперы и балета. Федор Андреевич был настолько уважаем сотрудниками пермского оперного театра, что ему выписали пропуск для посещения любого спектакля. Сейчас в его квартире есть большой архив публикаций об опере и балете, книги об искусстве, подписанные артистами, фотографии с известными людьми. С трепетом он вспоминает оперы «Пиковая Дама» и «Евгений Онегин», балет «Дон Кихот» и «Баядерка».

После снятия блокады Ленинграда

За 2 года и 9 месяцев коллектив кировского театра представил пермскому зрителю 27 оперных и балетных постановок, показал около тысячи спектаклей, 14 концертов-спектаклей и примерно 3,5 тыс. военно-шефских концертов. Симфонический оркестр театра под руководством Пазовского впервые на Урале исполнил Седьмую симфонию Шостаковича, которая считалась выдающимся произведением эпохи Великой Отечественной войны о героической борьбе и предстоящей Победе. Во время войны театр внес в фонд обороны и фонд помощи детям фронтовиков более 4 млн рублей.

Когда в 1944 году кировский театр уехал обратно в Ленинград, артисты Молотовского театра оперы и балета вернулись на свою родную сцену и поняли, что им необходимо поднять свой уровень и выступать лучше, чем артисты ленинградского театра. В этом же году было открытие сезона.

Сцена была по-прежнему слишком мала, поэтому встал вопрос о реконструкции театра, но решался он несколько лет. Временно все сотрудники перешли работать на площадку Дворца культуры им. Сталина, и за полтора года, в 1958–1959 годах, молотовский театр преобразился. Сцену смогли расширить только на уровень старых стен. Они сохранились до наших дней в том виде, в котором были во время войны.

Театр после войны.

Благодаря эвакуации в Молотов вагановского училища появилось первое Пермское хореографическое училище. Первый набор детей в ленинградское учебное заведение был в годы войны. В 1944 году, когда театр и училище возвращались в Ленинград, родители не отпустили своих детей. Созданием пермского училища занялась Екатерина Гейденрейх, которая была сослана в лагеря после ложного доноса на нее. Руководство театра сделало все возможное, чтобы Екатерина Николаевна возглавила новое учебное заведение.

В 1965 году театр оперы и балета и получает имя П.И. Чайковского, а в 1969 году он становится академическим. Было время, когда театр называли лабораторией советского балета и оперы. К работе были привлечены молодые композиторы, ставились очень интересные спектакли. Считавшиеся артистами периферийного театра, они одни из первых выступили в Большом театре, ездили на гастроли заграницу.

В 2006 году нынешний руководитель вагановского училища Николай Цискаридзе, находясь в пермском театре оперы и балета во время «Арабеска», низко поклонился залу и сказал, что все, что его прославило, он обязан пермякам. Его педагогом был Петр Пестов, из первого военного набора детей, он выпустил лучших солистов Большого театра.

"