Posted 10 мая 2016, 07:05

Published 10 мая 2016, 07:05

Modified 2 марта 2023, 15:45

Updated 2 марта 2023, 15:45

Памятка пермяку. Как не нажить проблем при сделке с подержанным автомобилем

Памятка пермяку. Как не нажить проблем при сделке с подержанным автомобилем

10 мая 2016, 07:05
Фото: Properm.ru.
На один новый автомобиль в Пермском крае приходится почти пять автомобилей с пробегом, если считать по количеству сделок за прошлый год. Продажа и покупка подержанного автомобиля может нести некоторые риски, и лучше следовать простым инструкциям, чтобы избежать неприятностей.

Опасность: мошенники не дремлют, особенно на автомобильном рынке, где вертятся крупные суммы. Известна схема, когда начинает работать автосалон, обещает сказочные условия для клиентов, всеми способами заманивает к себе. Человек, поддавшись уговорам, продает такому «салону» машину, а потом деньги под любыми предлогами ему не возвращаются, спустя 2–3 месяца салон исчезает вместе с деньгами клиентов. И автомобиль при такой схеме вернуть тоже не получается — он уже продан.

Что делать? Для продажи и покупки подержанного автомобиля обращаться только в проверенные компании. Проверенные — те, кто работает на рынке более 3–5 лет, зарекомендовали себя, имеют постоянных клиентов и хорошие отзывы на «сарафанном радио». Обращаться в компании-однодневки, зарегистрированные месяц назад, не стоит. И уж тем более, не следует верить фирмам, которые обещают сказочные условия продажи, обмена или выкупа машины, открывшись пару недель назад. Если есть возможность посмотреть документы компании — смотрите, чтобы убедиться в ее реальности.


Опасность: вы решились довериться частному посреднику при продаже автомобиля, передали ему документы и ключи, и теперь ждете денег. Если на вашем пути встал мошенник, денег вы уже не дождетесь: клиенты найдены, договор купли-продажи заключен, деньги переданы жулику, а сам жулик исчез из поля зрения.

Что делать? Во-первых, запомнить: нельзя доверять крупные суммы денег незнакомым и плохо знакомым людям (да и знакомым тоже). Во-вторых, не верить в сказку с обещаниями золотых гор и усвоить, что совершать подобные сделки лучше с юридическим лицом, которое дорожит своей репутацией. Репутация — самое дорогое и ценное, что есть в бизнесе.

Опасность: автомобиль в залоге банка или на автомобиль наложены ограничения службой приставов

Что делать? Предупреждать подобные ситуации — только так. Если вы покупаете автомобиль у проверенного продавца (компании с опытом, репутацией и хорошими отзывами «сарафанного радио»), риска нарваться на такую машину почти нет, ведь продавец уже проверил машину на юридическую чистоту, в том числе и способами, доступными только участникам рынка. Если же есть сомнения при покупке автомобиля у частного лица, то в этом случае стоит воспользоваться всеми существующими базами данных, открытых для каждого: база данных ГИБДД и база данных судебных приставов.

С 2014 года в России существует единая база залогового имущества, воспользоваться этой базой может любой нотариус. Информация ищется по паспортным данным владельца автомобиля, услуга нотариуса стоит около 100 рублей. Вам могут предоставить справку о том, находится это имущество в залоге у банка или нет. Любопытно, что если позднее выяснится, что имущество все же было в залоге, но банк не подал эти данные (с 1 июля 2014 года) в базу, суд встает на сторону покупателя машины.

Чтобы не нарваться на кредитный автомобиль при покупке у частного лица, для начала стоит просто задавать вопросы. Честному продавцу нет смыла скрывать, что для покупки автомобиля привлекался автокредит. Более того, он может даже показать документы о покупке автомобиля с чеками из автосалона (особенно, если это первый владелец) и документ из банка, что кредит закрыт. Частный продавец собственного автомобиля легко покажет документы, при продаже через вторые-третьи руки этих документов может и не быть. Ситуация, когда на автомобиль наложены какие-либо ограничения, сложнее, но проверка также помогает избежать недоразумений.

На что еще следует обратить внимание?

Объявление о продаже. Самая крупная площадка в интернете — конечно, Avito. Там размещаются и частные лица, и автосалоны. Фотография машины должна совпадать с ее описанием. Если фотографии чересчур темные, машина снята только с одной стороны, есть несовпадение с описанием машины — задавайте продавцу много вопросов. Если на нескольких интернет-площадках вы видите похожие объявления с одной серией фото автомобиля и разнящимися описание и ценой — тоже задавайте вопросы, еще больше.

Паспорт транспортного средства. Даже мятый, с заполненными пятью полями владельцев из доступных шести и в отпечатках кофейных кружек ПТС лучше, чем гладкий и чистый, но с печатью «дубликат» по утере, к примеру. Профессионалы на рынке автомобилей с пробегом зачастую отказываются работать с машиной, если у ней дубликат ПТС. Исключение делается лишь в том случае, когда в штампе стоит отметка ГАИ о том, что дубликат выдан в замен оригинального ПТС, это говорит о том, что при очередной сделке купли-продажи ПТС закончился.

Кстати, пробежаться глазами по вписанным в документ бывшим владельцам автомобиля тоже полезно. Два-три юрлица подряд с разницей в датах от недели до нескольких месяцев не должны вас смущать — значит, автомобиль передавался между автосалонами официальных дилеров, по факту находясь на складе. Если же вы видите, что, судя по регистрации владельцев, автомобиль эксплуатировался в другом регионе, то об этом стоит задать вопрос продавцу. Не так критично, если автомобиль приехал из соседних регионов, другое дело — «конец географии».

Стоит ли покупать автомобили, которые реализуют банки и Росимущество?

Эксперты говорят «скорее, нет». Объясняется такой настрой очень просто. Если отношения заемщика и банка дошли до той степени. что банк изымает залоговое имущество, значит просрочка платежей стояла особенно остро и в течение долгого времени. Это говорит об отсутствии у заемщика свободных средств. Теперь подумайте, много ли вкладывал такой автовладелец в свой автомобиль, проводил ли ТО в нужные сроки? Что касается автомобилей в базе Росимущества, почти каждый из них может быть проблемным либо с юридической точки зрения, либо с технической.

Подпишитесь