С трудностями в работе мы столкнулись в конце ноября, после крушения российского самолета 31 октября 2015 года. Ноябрь, декабрь, январь — были для турагентств провальными месяцами. Психологическая обработка со стороны телевизора оказалась сильнее, чем экономический кризис в стране.
Что ждет нас в ближайшее время? Крым — forever. Эта «промывка мозгов» отлично работает. Когда ко мне приходит клиент, я сначала разговариваю с ним о жизни, чтобы понять его мировоззрение, насколько сильно на него влияет то, что показывают по телевизору. Если я вижу, что человеку надо обязательно в Крым, то настаивать на чем-то другом я даже не буду. Хотя сейчас поездка в Крым и поездка за границу стоит примерно одинаково. Разница только в том, что для путешествия в другие страны необходима виза, а это около пяти тысяч рублей.
Когда закрыли Египет и Турцию, пермяки полетели в Таиланд и Вьетнам. Спрос на Крым растет, как и цены на путевки туда. Но сейчас там большая проблема с сервисом. Поток есть, а персонала нет. До уровня заграницы им еще далеко, я бы советовала год-два подождать.
Из-за недостаточности квалифицированного персонала возникают нестыковки при брони, антисанитария. Нередко туристы сталкиваются с отравлением, банковские карты почти нигде не принимают, роуминг выливается в крупную сумму, микро-сим-карт там не найти. Поехать в Крым с «Айфоном» и кредиткой будет большой ошибкой. Есть много таких мелочей, о которых никто не рассказывает. Природа там очень красивая, это правда. Но платить большие деньги за отсутствие сервиса мне, например, жалко. Лучше переждать пару лет. Жизнь к лучшему там точно изменится. Ехать туда есть смысл только для лечения, или если вы — невыездной. Развиваться в направлении Крыма в ближайшем сезоне наша компания не будет.
Сейчас растет спрос на Грузию, Азербайджан, Туркменистан. Из экономных вариантов мы также предлагаем Болгарию: там заметно дешевле, чем в странах Евросоюза. Греция — тоже хороший вариант, особенно при раннем бронировании.
За последний год половина пермских турагентств закрылась совсем — было около 800, сейчас чуть больше 400. В основном, это мелкие компании. К весне поток туристов упал в раза в два. Выживать сложно, поэтому люди, работающие в сфере туризма, меняют профессию. Мне пришлось сократить штат в два раза. Думаю, что агентства будут закрываться и дальше. Конечно, есть агентства, которые работают только на VIP-ах, у них работа будет всегда. В любом случае, как бы ни было тяжело, сфера туризма будет жить, если нас не задавят налогами, не монополизируют, не задушат новыми законами. Но пока основной барьер для туриста — телевизор.