Posted 12 июля 2016, 10:00
Published 12 июля 2016, 10:00
Modified 2 марта 2023, 14:44
Updated 2 марта 2023, 14:44
Мама троих детей Лариса Пантелеева вместе с мужем больше полугода пытаются оспорить действующую программу субсидирования по переселению жителей из аварийного жилья в жилой комплекс «Любимов» на правом берегу.
Сейчас семья проживает в доме №3 по улице Ленина — в паре сотен метров от уже затонувшего рудника. Многодетную семью лишают 25 кв. м жилья вопреки обещаниям губернатора Пермского края Виктора Басаргина о том, что все переселенцы получат новое жилье по схеме «метр в метр». В аналогичной ситуации оказались еще 18 семей, проживающих в этом же доме.
По решению межведомственной комиссии здание было признано аварийным и подлежащим сносу в апреле 2015 года. Постановлением городской администрации Березников от 9 июня этот дом вместе с 11 другими был признан непригодным для проживания.
Согласно самому большому проекту переселения, возникшему из-за аварии на шахте первого рудоуправления «Уралкалия», в ЖК «Любимов» должны переехать около 5 тыс. семей.
— Как началась ваша история с переселением?
— Как только нас уведомили о программе переселения, мы пришли в управление имущественных и земельных отношений, чтобы подписать необходимые бумаги. Нам пообещали, что при переселении на правый берег в ЖК «Любимов» жилплощадь нам поменяют по схеме «метр в метр» и, возможно, добавится 5 кв. м без доплаты. Мы стали ждать окончания строительства. В сентябре 2015 года появились слухи, что готовится краевое постановление об изменении порядка переселения. 30 сентября постановление правительства Пермского края было выпущено, 16 октября 2015 года глава Березников подписал новую программу по переселению.
— В чем суть нового постановления?
— Согласно постановлению получить компенсацию деньгами невозможно. Жилец приходит в департамент имущественных отношений, ему выдается бумага о расчете социальной выплаты. Этот документ выступает в роли денежного инструмента. В нем рассчитывается сумма социальной субсидии, далее указанная сумма перечисляется застройщику в счет выбранного жилья в ЖК «Любимов».
В документе говорится, что все жильцы делятся на три категории переселения — те, кто занимает площадь до 33 кв. м, с 33 до 67 и от 67 и выше. У жильцов из первых двух категорий вопросов не возникло, у них в графе «занимаемая площадь» значился метраж их квартиры, в графе «предоставляемое жилье» — метраж существующей жилплощади, к которому добавлялось еще 5 кв. м. Когда мы получили свое уведомление с занимаемой площадью 97 кв. м, нам по программе переселения были готовы предоставить жилье площадью 72 кв. м. В результате программы субсидирования я оказалась на той же ступени, что и жильцы второй категории с площадью 67 кв. м, поскольку им добавили 5 кв. м. Вопрос, как работает программа субсидирования, возник у всех жильцов из третьей категории.
— Как вам прокомментировали ситуацию в администрации Березников?
— Нам объяснили, что согласно постановлению краевых властей для жильцов третьей категории установлен верхний предел предоставляемого по субсидии жилья, метраж жилплощади якобы не должен превышать 72 кв. м. Если нас этот вариант не устраивает, мы можем увеличить площадь, доплатив необходимую сумму застройщику, либо обратиться в суд. Местные органы власти не смогли решить нашу проблему.
— Когда вы обратились в суд?
— 4 ноября 2015 года я подала заявление в суд. Заседание было перенесено примерно на неделю. Это было связано с тем, что администрация Березников просила пригласить в качестве ответчика представителей правительства Пермского края, поскольку действия городских властей диктуются постановлением краевого правительства. В правительстве Пермского края на это ответили, что просят судью рассмотреть дело без их присутствия. В итоге в суде все-таки выступал представитель администрации Березников. Березниковский суд постановил, что мой иск должен быть удовлетворен, и обязал администрацию пересчитать размер субсидии исходя из размера занимаемой площади — 97 кв. м.
На этом история не закончилась — администрация Березников подала на апелляцию и повторила свой запрос на замену ответчика. При рассмотрении апелляционной жалобы в Пермском краевом суде ответчиком уже выступило правительство Пермского края. Все заседание, как нам казалось, проходило на нашей стороне. Все вопросы были в нашу пользу. Суд не понимал, почему согласно программе субсидирования, у кого-то прибавляется 5 кв. м, а у кого-то убавляется 25 кв. м. Но в этом процессе мы проиграли.
— Чем вам объяснили такое решение?
— Нам приводили пункт 5.2 постановления о расчете размера социальной выплаты: «Для нанимателей и собственников, занимающих жилые помещения общей площадью от 67,1 кв. метра и более, — в размере жилого помещения, равнозначного по общей площади занимаемому, либо жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь занимаемому, но составляет не более 72 кв. метров».
Именно в трактовке этого пункта и кроется основная проблема. На наш взгляд, для тех, у кого жилая площадь, например, составляет 68 кв. м, возможен следующий расчет субсидии — существующий метраж плюс 4 кв. м дополнительно из-за несоответсвия планировок квартир в «сталинке» и новостройке. То есть выделяемую по субсидии площадь можно довести до 72 кв. м, но если у другой семьи занимаемая площадь уже 72 кв. м или больше, то дополнительных метров программа не предусматривает, при этом предполагается предоставление жилой площади «метр в метр». В правительстве почему-то считают, что это ограничение в 72 метра относится и к тем, у кого квартира больше 72 кв. м.
— Что вы сейчас намерены делать?
— Мы заказали лингвистическую экспертизу, которую приложим к делу. Уполномоченный по правам ребенка посоветовал нам обращаться в конституционный суд, но по моему мнению, туда жаловаться рано, потому что закон верный, он нас ни в чем не ущемляет. Вопрос в том, как его трактуют. 6 июня мы подали кассационную жалобу в краевой суд, но по итогу рассмотрения краевой суд отказал нам в пересмотре дела. Сейчас мы будем обращаться в верховный суд.
— Сколько еще людей оказалось в аналогичной ситуации?
— В нашей «сталинке» большие квартиры, поэтому из 24 семей выигрывают лишь 6, 18 семей находятся в таком же положении. Я была первая, кто подал иск, поэтому дела по другим заявлениям приостанавливают, дожидаясь решения по моему. Доплачивать за дополнительные метры не готов почти никто, потому что в основном у нас живут пенсионеры и одинокие мамы с детьми.
— Какой вариант для переселения вам предлагают сейчас?
— Если мы не станем доплачивать, и согласимся с 72 кв. м, то мы сможем въехать в «трешку» площадью 67 кв. м. У ребенка просто отбирают комнату. Чтобы сохранить ее, мы должны выложить около миллиона. Когда мы покупали квартиру, вложив туда средства материнского капитала, расчет был на то, что сможем сделать две детские. У нас трое детей возрастом 13 лет, 8 и 3 года.
Я хочу, чтобы ко мне и моей семье отнеслись также, как и к остальным переселенцам. Мы готовы действовать по программе переселения, но почему нас ущемляют в размере социальной выплаты? Все жильцы и так достаточно спокойно относятся к процессу переселения, расценивая это как чрезвычайную ситуацию, но ведь это произошло в результате действий конкретного предприятия. Все уже даже закрыли глаза на то, что за 1 кв. м нам рассчитывают субсидию по 33,6 тыс. рублей, а при покупке жилья метр в «Любимове» из-за удорожания стройки предлагается уже за 35 тыс. рублей. Никто не думал, что квартира бабушки из «сталинки» станет неликвидом. Раньше наш район Рудника считался элитным — удобная транспортная развязка, рядом дом культуры.
— Насколько остро стоит вопрос переселения?
— Администрация Березников уведомила нас о переселении 1 мая 2015 года, всем жильцам был отведен срок — один год. Сейчас власти в праве в любой момент нас выселить. Мало кого волнует то, что ехать нам пока некуда. Мы рассчитывали, что сможем решить вопрос еще в начале 2016 года, теперь я даже не уверена, что мы разберемся с этой проблемой к новому 2017 году.