— Пермский картинг — он есть, но на каком уровне?
— Он есть. Одно из основных мест — Дворец творчества юных, секция картинга. Там тренирует Андрей Трусов. Второе — пермская команда по картингу «Арт Рейсинг Пермь», там тренирует Илья Калинин. Сама команда — тренеры, механики, оборудование — пермская. Часть пилотов в команде пермяки, часть — не из Пермского края. Есть еще секция картинга в спортивной школе «Нортон-Юниор». И есть картодром в Камской долине — это площадка, где занимаются все спортсмены.
Этот картинг — именно спортивный. Есть, конечно, в Перми и прокатный картинг. Но это совсем не одно и то же. В прокатном картинге совсем другая техника, совсем другие скорости. Там скоростей больше 30 км/ч просто нет. В спортивном картинге, даже в самом маленьком классе МИКРО, скорость во время заезда составляет около 70 км/ч, а то и больше. Это едут дети, которым лет по шесть.
— Детям, очевидно, совсем не страшно?
— Чтобы ребенок впоследствии мог показать реально классный результат, его стоит привести на картинг в 5–6 лет. Если в этом возрасте ребенку станет интересно, этот интерес останется. И страха нет: он изначально не боится, и с ним гораздо легче заниматься. Конечно, у ребенка нет страха лишь потому, что он в силу возраста не понимает, какие могут быть последствия. Но из-за этого и ощущение скорости совершенно другое!
Не так давно был показательный случай: из прокатного картинга в одну из секций пришел подросток. В прокатном он был просто «звезда», выигрывал все соревнования. А в спортивном картинге не смог показать ровным счетом ничего, потому что, во-первых, не знал таких больших скоростей, причем скоростей именно в поворотах, а не на прямой, где каждый на педаль газа давить может. И, во-вторых, не было таких больших физических нагрузок. Потому что есть дилетантская точка зрения, что в автоспорте и в картинге физподготовка особо-то и не нужна, но на самом деле этот вид спорта очень требователен к выносливости и физической подготовленности пилота. И это еще одно важное отличие от прокатного картинга.
В чемпионате России есть три детских класса: МИКРО, МИНИ и СУПЕР МИНИ, дальше идут уже подростковые и взрослые. Самым безбашенным классом абсолютно все считают МИНИ — эти ребята уже накатались в предыдущем классе МИКРО, они знают, как надо ехать и вообще ничего не боятся! Они готовы на всё, лишь бы показать лучший результат. Спортсмены постарше, подростки, уже начинают спокойней относиться к гонке и осознавать возможные последствия, потому что у них скорости еще выше, за 120 км/ч.
— Родители здесь должны полностью довериться тренеру?
— Да. У хороших тренеров — всё четко: где ездить, как ездить, когда и кого выпускать. Тренировка — это не сел в карт и погнал по треку. Перед этим тренер много объясняет, как выехать, как хорошо проехать, как тормозить. Очень важно объяснить ребенку, что руль и две педали — это не просто как 2×2, а что если сделаешь так-то и так-то, получится такой-то эффект. Очень много объяснений! И по сто раз одно и то же, особенно малышам. Естественно, безопасности уделяется максимум внимания. И чем раньше ребенок начнет понимать, к каким последствиям могут привести те или иные действия, тем лучше. Это касается и последствий после ошибок, и поведения собственного, и поведения машины. Поэтому зайти в спортивный картинг с прокатного картинга даже в возрасте 10–12 лет очень тяжело, уже физически очень сложно. Чем старше, тем сложнее.
— Чаще ребенок сам просится в секцию или это инициатива родителей?
— Есть дети, которые пришли по собственной инициативе. Но, как правило, занимаются дети, у которых родители «в теме», т. е. занимаются автоспортом и понимают, что картинг — отличное начало для любой дисциплины.
Успешные автоспортсмены, когда речь заходит о «рецепте успеха», все как один рекомендуют заниматься картингом с детства. Объясню почему: в любом виде авто- или мотоспорта есть такое понятие как «траектория». Траекторная подготовка — как правильно заехать с поворота вне зависимости от того, что под колесами асфальт, гравий или снег, где надо руль повернуть, где надо тормозить — это очень важно. Это физика, которую благодаря картингу усвоить можно на отлично. К тому же умение правильно проходить повороты на высокой скорости, без выноса машины с траектории, в целом является ценным умением для любого человека за рулем.
— Какой результат показывают пермские спортсмены в сравнении с ребятами из других городов?
— В Екатеринбурге, Челябинске, Ижевске, Казани есть быстрые гонщики в зональных чемпионатах, есть несколько человек, которые быстро едут и представляют эти города в Чемпионате России.
Из наших ребят, которые выступают на зональных и общероссийских соревнованиях, можно отметить Лавра Шилова (первое место по итогу чемпионата УРФО-ПФО 2016 в классе СУПЕР МИНИ и втрое место в классе МИНИ), Владимира Верхоланцева (победитель чемпионата УРФО-ПФО в классе МИКРО в 2015 году), Богдана Лабутина (второе место по итогу чемпионата УРФО-ПФО 2016 в классе МИКРО), Александра Мочалова и Михаила Поздеева, оба выступают в классе СУПЕР МИНИ.
У пермских спортсменов многое ещё впереди. Нам надо потренироваться, поучиться. Если с картодромом, единственной в Перми площадкой для тренировок, всё будет хорошо, то и результат будет лучше.
— С картодромом не всё хорошо?
— Сейчас на картодроме асфальтовое покрытие находится в таком состоянии, которое приемлемо для автомобильных соревнований и тренировок, но становится критичным для картинга. При этом нет соответствия требованиям для проведения соревнований по картингу выше местного чемпионата: не все вопросы безопасности решены на должном уровне, нет электричества, нет воды, другая инфраструктура тоже нужна… И его аренда стоит очень дорого. На этом месте я должен сказать спасибо краевой федерации автоспорта, которая выделила средства на аренду для проведения чемпионата в этом году.
— Чемпионат открытый?
— Да. Ценность именно в том, что чемпионат открытый и на него приедут спортсмены из других городов. Стараются приезжать Ижевск, Екатеринбург, Челябинск. В прошлом году были участники из Татарстана.
Для зрителей чемпионат тоже «открытый», т. е. вход абсолютно бесплатный. В воскресенье, 4 сентября, можно приехать и посмотреть, как безбашенно носятся наши малыши. Заезды «микробов», младших возрастных групп, начнутся в 13–14 часов. Потом будут выступать ребята постарше.
— Пермская публика с удовольствием смотрит дрифт, дрег-рейсинг, контактные заезды на льду и любые offroad-соревнования. Поменьше народу приезжает на ралли и кольцевые гонки, так как дисциплины чуть менее зрелищные, не все знают, как их «правильно смотреть». Понятен ли спортивный картинг с первого раза?
— Хочу дать совет, как смотреть автогонки. Не нужно приезжать с самого утра, когда идут тренировки и квалификация. Изредка там случается что-то любопытное зрителю, но по большей части для неподготовленной публики — не слишком-то интересно и не понятно, что происходит. Потому что ничего не происходит. Смотреть надо сами соревнования — вот там сразу ясно, кто фаворит, кто аутсайдер, и сразу болеть за участников хочется.
Кстати, у нас с начала соревнований в воскресенье будет работать спортивный комментатор, с ним вообще весь ход соревнования будет как на ладони даже для тех, кто за картингом наблюдает первый раз в жизни.