Posted 13 сентября 2016, 18:15
Published 13 сентября 2016, 18:15
Modified 2 марта 2023, 14:40
Updated 2 марта 2023, 14:40
Сегодня, 12 сентября, Пермь с рабочим визитом посетил заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский. В ходе поездки Пузыревский совместно с Дмитрием Махониным провел встречи с гражданами, на которых обсудил вопросы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в ЖКХ Пермского края, а также провел ряд мероприятий с региональной антимонопольной службой.
С середины сентября в крае начинается период, когда квитанции с цифрами «за отопление» обращают на себя пристальное внимание пермяков. Реально ли охладить аппетиты монополистов в сфере ЖКХ? Почему тарифы все время растут, а качество услуг не улучшается?
Дмитрий Махонин отметил, что проблема регулирования тарифов на тепло в Пермском крае одна из самых острых на протяжении последних шести лет. Тарифы, установленные РЭК, многократно оспаривались в судах и отменялись, что не мешало их значительно повышать в каждом следующем сезоне.
«Хочу объяснить жителям Прикамья, что с недавних пор у них появилась новая «опция»: пожаловаться на необоснованные тарифы можно теперь не только в суды, но и нам, в федеральную антимонопольную службу, — сообщил Дмитрий Махонин. — Сделать это могут как председатели ТСЖ, так и собственники жилья. Пока этим правом пользуются в основном ресурсоснабжающие организации, доказывая необходимость ежегодного значительного повышения тарифов. Мы их обращения не поддерживаем, а в некоторых случаях, наоборот, снижаем тарифы. Ведь этот канал «обратной связи» задумывался как раз для потребителей».
Однако, по словам Махонина, контроль регулирования пока сводится только к годовому планированию: «Каждый год задача ресурсников — занести тариф с максимальным «запасом» и желательно утвердить задним числом, наша задача — вывести их плоскость обоснования реальных затрат. Организации делают все, перекладывают свои личные, зачастую ненужные затраты на потребителя, чтобы увеличить цену на тепло, при этом регуляторы их принимают почти «не глядя». В таком случае, мы вмешиваемся, изменяем или отменяем принятое решение».
Дмитрий Махонин: — Одним контролем с нашей стороны проблему не решить. Нужен отдельный федеральный закон о тарифном регулировании. Пока же есть разрозненные нормативные акты, которые обычно трактуют, кому как выгодней. В данном случае все происходит по поговорке про «дышло», причем раз за разом, благодаря различным видам лоббирования в регуляторах, оно поворачивается почему-то не в пользу потребителя. В каких-то случаях нам удается отменить незаконные решения по тарифам. Например, в моей практике личный рекорд — уменьшение заявленных тарифов почти в 20 раз. В Соликамске, к примеру, были «нарисованы» полмиллиона рублей за аренду гаража на пару буханок-уазиков. Для завышения тарифов используются, в том числе и в Прикамье, схемы с различными посредниками.
Кроме этого, нужны механизмы санкций для самих регуляторов. Так например, если руководитель комиссии (назначается губернатором — прим.Properm.ru) индексирует систему по своему усмотрению, без проверки обоснованности, и она не выдерживает судебного рассмотрения, на него должны налагаться взыскания. В случае регулярного нарушения норм и правил, по мнению Махонина, ФАС должна иметь полномочия отстранять руководителя регулятора от занимаемой должности.
Дмитрий Махонин: — Очень много зависит от местных властей, то как они себя ведут и выстраивают схему теплоснабжения. Нам приходится судиться с властью вместо того, что бы идти вместе с ней навстречу потребителям. Мы возлагаем надежды на те компетенции, которые мы получили в рамках работы с правительством.
По мнению Дмитрия Махонина, еще один путь к выстраиванию системы сдержек и противовесов состоит в том, что бы все «тарифные» расчеты перед тем, как попасть в региональную энергетическую комиссию, должны быть обнародованы. В большинстве ситуаций «выход в свет» составляющих тарифа позволит оспаривать их на уровне публичных слушаний до утверждения, без выхода в суд для отмены заведомо незаконного, но уже действующего тарифа, по которому жителям уже выставляются квитанции. Ведь вернуть переплату отдельно взятому плательщику крайне затруднительно, даже если суд отменит тариф. На все инстанции уходят месяцы, за это время уже отмененный тариф монополист успевает «компенсировать» утвержденым регулятором новым, не менее удивительным тарифом, как это было в этом сезоне.
Сергей Пузыревский:— В свое время именно прозрачность помогла навести определенный порядок в госзакупках: безумные и экзотические траты чиновников становились достоянием СМИ и соцсетей, подвергались жесткой критике. Механизмы обеспечения прозрачности до утверждения, по аналогии с госзакупками, необходимо прописать в законе о тарифном регулировании.