Posted 15 сентября 2016, 09:07
Published 15 сентября 2016, 09:07
Modified 2 марта 2023, 14:40
Updated 2 марта 2023, 14:40
В пермских школах и вузах в сентябре проходят «Дни финансовой грамотности». В рамках этой всероссийской программы финансисты, банкиры, страховщики и многие другие на некоторое время превратились в преподавателей.
Properm.ru изучил список тем и экспертов и отправился в Пермский педагогический университет на самую, на наш взгляд, интересную лекцию — про финансовое мошенничество. Лекторами на ней стали специалист Центробанка Михаил Теплоухов и сотрудник угрозыска Дмитрий Удинцев. Последний в своем рассказе сконцентрировался на дистанционных мошенничествах.
По словам Дмитрия, дистанционное мошенничество приобретает много различных форм.
— «Ваша карта заблокирована». Так мы называем самый распространенный вид мошенничества сейчас. Мошенники в данном случае осуществляют SMS-рассылку на абсолютно любые номера, регион никакой роли не играет. Текст обычно такой: «Ваша карта заблокирована. Обратитесь по телефону…» или «С вашей карты был осуществлен платеж. Обратитесь по телефону…», — рассказывает сотрудник полиции. — Получив такое сообщение, вы начинаете переживать за свои деньги на карте, звоните на указанный номер и на том конце провода начинают из вас вытягивать информацию, которая необходима для доступа к карте.
Для наглядности Дмитрий включил студентам аудиозапись разговора с SMS-мошенником. Приводим ее почти без сокращений.
— Оператор Мария. |
— Так, мошенники начинают узнавать ваши данные, — поясняет сотрудник угрозыска. — Следующим их действием будет введение владельца карты в заблуждение. Ему скажут, что по карте была проведена операция, но ее можно отменить. Для этого ему нужно подойти к банкомату. Там ему начнут диктовать телефонный номер. Но не так, как мы обычно привыкли его слышать — 8–902…, а по-другому. Человек начинает вводить эти цифры и фактически сам переводит деньги мошенникам.
Если хотите узнать больше о таких SMS-мошенниках, то читайте на Properm.ru материал: «Ваша карта заблокирована». Что делать, чтобы уберечь ваши деньги от мошенников? |
Следующий способ — это когда мошенники обещают жертвам приз.
— Здесь также осуществляется SMS-рассылка, в сообщениях пишут: «Вы выиграли приз. Справки по телефону». Действия мошенников те же самые. Перезвонившего человека начинают обрабатывать. Ему говорят, что нужно заплатить налог на приз. Тогда как приза никакого и нет.
Также мошенники выискивают своих жертв в интернете, на таких сайтах как Avito.ru, Drom.ru т.д. Обманывают как продавцов, так и покупателей.
— Если мошенник выступает в роли продавца, то он размещает объявление. Чтобы привлечь покупателей он указывает сумму, гораздо ниже среднерыночной, — рассказывает Дмитрий Удинцев. — С ним начинают связываться покупатели. Мошенник говорит, что очень торопится с продажей, ему нужно уехать или закрыть кредит, поэтому он готов прямо сейчас закрыть объявление при условии предоплаты. Покупатель деньги переводит, а «продавец» исчезает.
Мошенники играют и другую роль — покупателя. По словам сотрудника правоохранительных органов, особенно на это ведутся девушки и молодые мамы.
— Мошенники находят объявление, связываются с продавцом. При этом их не интересует ни цена, ни характеристика товара. Он прямо сейчас готов перевести деньги и для этого ему нужно узнать номер карты, — говорит Дмитрий. — После этого он пытается снять с карты деньги — ее владельцу приходит SMS. В это время звонит мошенник и говорит, что пытался положить деньги, но с него требуют код из этой самой SMS-ки. Так продавец сам переводит деньги «покупателю».
Хотите узнать больше? Читайте еще два материала об этом виде мошенничества: «11 признаков того, что интернет-мошенники пытаются украсть деньги с вашей карты» и «Как продажа участка на Avito обернулась для пермячки потерей 25 тыс. рублей c банковского счета». |
По словам Дмитрия Удинцева, распространено мошенничество, связанное с поисками работы.
— У нас, например, очень много водителей «устраивались на работу в администрацию». Мошенники под видом работодателя говорили им: «Нас всё устраивает, мы готовы принять вас на работу, только вам нужно купить коньяк, фрукты и закинуть деньги на несколько номеров телефонов». После им обещали, что они будут работать личными водителями у какого-нибудь заместителя главы администрации. Получается, мошенники, с одной стороны, деньги получают, с другой — резвятся и глумятся.
— Еще один вид телефонного мошенничества чаще всего затрагивает пожилых людей. Мы его называем «Родственник в беде». Мошенники обычно звонят на домашний телефон и просят деньги под предлогом того, что внук или сын попал в беду, — говорит Дмитрий. Для наглядности он вновь включил студентам аудиозапись. Приводим ее почти без сокращений, стилистика речи сохранена.
— Але-але? |
— Женщина грамотной оказалась. И позвонила своему сыну на сотовый, — резюмирует Дмитрий.
Напоследок сотрудник правоохранительных органов предупредил студентов, что они не только могут стать жертвами мошенников, но и сами очутиться в их роли.
— Есть лица, мы их называем «дроперы». Они на себя оформляют много обычных банковских карт, а потом их продают. Оформил карту — получил 1000 рублей. Вроде бы ничего такого. Но я предупреждаю вас сразу, — сообщил Дмитрий Удинцев. — Если в дальнейшем по этим картам будет замечено обналичивание денежных средств, то это может навлечь проблемы. Банк может просто заблокировать все ваши карты и внести вас в стоп-лист. Будьте внимательны. Есть статья 159 Уголовного кодекса. Мошенничество. Штраф до 1 млн рублей. Лишение свободы до 10 лет. Я вас предупредил и вооружил.