Зимнее содержание — комплекс мероприятий, включающий защиту дорог от снежных заносов, очистка дорог от снега, борьба с зимней скользкостью и наледью. Эти мероприятия должны обеспечивать безопасное и бесперебойное движение транспорта по дорогам, а также пешеходов по тротуарам и обочинам.
Зимой, как никогда, легко отследить прямую зависимость от действий пары «заказчик-подрядчик» и возникновение негативных последствий в виде ДТП и заторов. Чем хуже работает подрядчик, тем ниже пропускная способность и тем тяжелее последствия ДТП.
Зимняя скользкость. Все виды снежно-ледяных отложений на дорожном покрытии. Три вида: рыхлый снег, снежный накат и стекловидный лед. Никакие приборы для выявления зимней скользкости не нужны — она определяется «органолептически».
Рыхлый снег откладывается на дорожном покрытии в виде ровного по толщине слоя. В зависимости от содержания влаги снег может быть сухим, влажным и мокрым. Снежный накат представляет собой слой снега, уплотненного колесами проходящего автотранспорта. Он может иметь различную толщину и плотность. Стекловидный лед появляется на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной от 1 до 3 мм и изредка в виде матовой белой шероховатой корки толщиной до 10 мм и более. Этот вид зимней скользкости является наиболее опасным.
На этих фотографиях примеры того, как быть не должно. |
В соответствие с ГОСТом зимняя скользкость должна быть устранена на дорогах местного значения в течение 6 часов с момента обнаружения, на обходах города и пригородных автодорогах — в течение 4 часов с момента выявления. Инспектор дорнадзора в ходе ежедневной проверки сообщает подрядчику о выявленной скользкости (если подрядчик сам не выявил и не начал устранять), и контролирует устранение через положенное время после сигнала. Не устранено — протокол. Если подрядчик не реагирует на звонок или как-то иначе не принимает меры для получения этой информации, это только его проблемы. Контрольная проверка будет выезжать в 100% случаев.
Сужение проезжей части. На метеостанции дорнадзор получает информацию, когда завершился снегопад, отсчитывает 6 часов и смело едет проверять очистку дороги. Если дорога не очищена, то инспектор выявляет под снегом край проезжей части и/или бордюрный камень и замеряет расстояние, на которое дорога была заужена из-за снега.
Дороги должны быть расчищены на всю ширину, вне зависимости от категории — это объективное требование, т. к. при заужении проезжей части возникает риск ДТП из-за сложности встречного разъезда транспорта, это самые тяжкие аварии с точки зрения последствий.
«Санкции за необеспечение требований дорожной безопасности при содержании дорог составляют 300 тыс. рублей. Судебная практика рассмотрения жалоб на поставления дорнадзора сводится к тому, что почти все постановления остаются в силе. Особо нерадивых и неадекватных подрядчиков можно штрафовать на такую сумму ежедневно», — напомнил подрядчикам Ильдар Халлиулин.
Для наглядности дорнадзор закончил обучающую встреччу с подрядчиками демонстрацией фотографий, где уборка сделана идеально. И пожелал стремиться именно к такому результату.