Posted 5 декабря 2016, 12:30

Published 5 декабря 2016, 12:30

Modified 2 марта 2023, 14:36

Updated 2 марта 2023, 14:36

Родственники почтили память погибших в «Хромой лошади». Репортаж от мемориала

Родственники почтили память погибших в «Хромой лошади». Репортаж от мемориала

5 декабря 2016, 12:30
Фото: Виктор Михалев для Properm.ru.
Сегодня, 5 декабря, в Сквере уральских добровольцев собрались родители, дети, родственники и друзья погибших. Они рассказали, что администрация Перми больше не будет проводить памятные мероприятия, а выплаты компенсаций варьируются от 99 копеек до 28 рублей в месяц.

Пожар в клубе «Хромая лошадь» произошел в ночь с 4 на 5 декабря 2009 года. Из-за фейерверка в помещении воспламенился потолок и деревянный декор. Огонь быстро распростронился по пенопласту и пластиковой отделке стен, в клубе начались паника и давка. Эвакуация осложнялась переполненным помещением и узкими дверными проёмами. Кроме того, свет погас, а аварийное освещение отсутствовало.

В результате произошедшего от отравления дымом и ожогов погибли 156 человек, пострадали 404 человека. Пожар был признан крупнейшим в постсоветской России.

Сегодня, в седьмую годовщину трагедии, в сквере Уральских добровольцев у мемориала собрались немногочисленные родственники и близкие погибших. Многие потерявшие близких предпочитают скорбеть вдали от чужих глаз. Те, кто пришел, вглядывались в фамилии, выбитые в каменной плите, и делились воспоминаниями о той трагической ночи.

Ежегодно здесь проходит молебен, а помимо цветов зажигаются десятки свечей; для родственников организуют автобус до кладбища. Но сегодня ничего этого нет.

— Нам сказали, что на эспланаде будет какой-то праздник, поэтому вся администрация будет там. Ничего не выделили, денег на проведение молебна не дали, — рассказала одна из пришедших к мемориалу женщин.

Сегодня в Перми у монумента «Героям фронта и тыла» состоялась церемония возложения цветов, посвященная Дню начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой. Об этом стало известно накануне. Инициативной группе сообщили, что прошлый год стал последним, когда администрация принимает участие в митинге. Теперь родственники будут проводить памятные мероприятия своими силами. Молебна у мемориала тоже не было: пригласить батюшку участники митинга не успели. Родственники огорчены тем, что спустя семь лет о тех, кто погиб во время пожара, уже забыли.

— Мы бы все равно пришли, что нам их решение. Пусть делают что хотят.

— У них финансирования нет на нас.

На сайте Пермской городской Думы уже появился фоторепортаж с эспланады. В мероприятии приняли участие депутаты, сотрудники администрации, представители краевого и городского советов ветеранов, общественных и религиозных организаций, патриотических клубов, студенты и школьники. Они возложили к монумента «Героям фронта и тыла».

30 апреля 2013 года Ленинский районный суд озвучил наказание для подсудимых по делу о пожаре в клубе «Хромая лошадь». За каждого погибшего судья постановил взыскать с подсудимых по 1,5 млн рублей. Выплаты в 500 тыс. рублей должны будут получить пострадавшие, получившие вред средней тяжести, 200 тыс. — легкий вред здоровью, 50 — без вреда. Размер выплат с подсудимых определялся степенью их вины. Однако самые большие компенсации должны быть получены от Анатолия Зака, Светланы Ефремовой, Константина Мрыхина.

— Знаете, нам ежемесячно приходят выплаты по 22 или 28 рублей. Приходил 1 рубль, — рассказывает Лариса Николаевна.

— А мне 99 копеек, — добавляет женщина.

— Почему так мало? — недоумеваю я.

— А кто их заставит? Они могут выплачивать так несколько лет. Как ни странно, единственный, кто выплатил свою долю — Зак (450 тыс. рублей за каждого погибшего — прим Properm.ru).

Весной 2013 года Ленинский районный суд Перми приговорил Анатолия Зака к 9 годам и 10 месяцам лишения свободы в колонии общего режима. До конца января 2015 года он содержался в больнице исправительной колонии №9 в Соликамске. После, по распоряжению руководства ФСИН, Зака отправили в исправительную колонию общего режима №7, расположенную в городе Сегеж республики Карелия.

— Так он сейчас и сидит.

— Долго ли сидеть будет? Уже сколько раз пытался УДО выпросить…

— Пока ему отказывают, — уточняю.

— Вот и правильно.

У памятника переговариваются две пенсионерки.

— Помнишь, в первый год ведь и памятник не хотели делать?

— Говорили, что жильцы дома против…Зачем им «кладбище» под окнами.

Спустя 20 минут после начала, люди стали расходиться. Оглядев еще раз всех присутствующих, не могу найти Наталью Безе. У нее на пожаре семь лет назад погибла дочь. Она прошла сотни судебных заседаний и всегда помогала близким погибших.

— Она скончалась в этом году, — сообщила пенсионерка. — Прекрасная была женщина. Царство ей небесное.

Подпишитесь