— Пермский краевой суд начал 2017 год с рассмотрения большого уголовного дела. Потерпевшими по нему проходят свыше тысячи человек. При этом значительная их часть изъявила желание участвовать. Зала, способного вместить в себя всех желающих, в здании Пермского краевого суда нет. Поэтому мы задействовали четыре зала, все они связаны системой видеоконференцсвязи, — рассказывает заместитель председателя Пермского краевого суда по уголовным делам апелляционной инстанции Евгений Рудаков.
Стартовавшее сегодня, 11 января 2017 года, дело Рудаков называет сложным, многоэпизодным и многотомным. Речь идет об уголовном деле в отношении руководителя кредитного потребительского кооператива граждан «Город» Дмитрия Колесникова. Летом 2016 года он был осужден по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодеса РФ («Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение»). По словам зампреда суда, таких крупных и сложных дел становится всё больше и буквально 25 января начнется рассмотрение дела, где число потерпевших превышает уже две тысячи человек. Но об этом в следующий раз.
Судебное заседание по делу КПК «Город» очень напоминает собрание кредиторов негосударственного пенсионного фонда «Стратегия». Большинство людей, доверивших деньги кредитному потребительскому кооперативу, — пенсионеры.
На этом сходство с собранием кредиторов «Стратегии» не заканчивается. Собравшиеся также охотно общаются друг с другом, жалуются, делятся информацией, предсказывают, что никаких денег они не увидят, и обсуждают между собой, какой плохой Дмитрий Колесников.
Руководителю кредитного потребительского кооператива «Город» Ленинский районный суд уже вынес обвинительный приговор и назначил наказание в виде семи лет лишения свободы и штрафа в размере 250 тыс. рублей. Суд признал его виновным в хищении 132 млн рублей у 1040 человек. Деньги кооператив «Город» начал привлекать в 2005 году, обещая доходность до 27% годовых, но в 2009 году выплаты прекратились. Колесников с решением суда не согласился и подал апелляцию, к рассмотрению которой и приступил Пермский краевой суд.
— Бессовестные! Я ему всё высказала! Всю войну прошла, проработала всю войну… — причитает женщина в первом ряду.
Неподалеку группа из четырех человек активно обсуждает положение дел и еще больше воодушевляется, завидев конкурсного управляющего Сергей Пигалева.
— Подойдите сюда! Подойдите сюда! — настойчиво зовет его женщина.
Пигалев ничем их порадовать не может и честно говорит, что шансов на взыскание долгов мало.
— Вот, Колесников, например, говорил, что у него есть в собственности нежилое здание. Продайте и спишите долги. Но, когда мы выезжали на место, стало понятно, что здание это стоит, ну максимум, 1 млн рублей, хоть там и площадь 10 тыс. квадратных метров.
На часах уже 10:00, начало заседания задерживается, продолжают прибывать всё новые потерпевшие.
— Всё куплено у него, — тем временем рассказывает нам мужчина, отдавший в КПК «Город» 250 тыс. рублей и не получивший ни копейки. — Попробуй, рядовой человек столько украсть, давно бы ему пожизненное дали. А тут… Я был на прошлом заседании. Так судья Колесникова спрашивает: «Сможете присутствовать», а он отвечает: «Если не буду себя плохо чувствовать». Разве так с преступником разговаривают? Кино! Какая-то трагикомедия получается!
С небольшой задержкой заседание все-таки начинается. После того, как все присутствующие представились, наступило время ходатайств. Дмитрий Колесников просит суд приобщить к материалам дела сведения о тех, кто и сколько должен КПК «Город». Суд это ходатайство отклоняет, в чём его поддерживает и прокурор, считая, что это к делу отношения не имеет.
После наступает очередь потерпевших. Специально для них судья объясняет, что такое ходатайство.
— Это просьбы к суду о приобщении каких-то материалов, об истребовании документов, об исследовании каких-то доказательств и другие процессуальные вопросы. У кого-то имеются ходатайства?
— У меня имеются. Вот он семь лет вешал нам лапшу и наши миллионы себе забрал, а нам ни рубля не дал, — начинает говорить один мужчина. Судья его прерывает, говоря, что это к процессуальным вопросам не относится, а касается уже рассмотрения дела по существу.
— Я указал два конкретных факта хищения, совершенных Колесниковым. Расписал, как они происходили. Хочу это приобщить. Судья вновь останавливает и обещает, что это будет учтено в рамках рассмотрения дела по существу.
— Его жена тоже принимала участие, — только и успевает сказать женщина.
— Еще раз поясняю! Ходатайство — это просьбы к суду. Высказаться вы сможете в дальнейшем. Сейчас исключительно процессуальные вопросы. Есть у вас такие?
— Ну, нет пока, — тихо отвечает женщина.
В начале дня зампред суда поделился с журналистами своими ожиданиями — дело сложное, процесс будет долгим. За первые полтора часа заседания только и успели, что представиться и подать ходатайства, не успев даже приступить к прению сторон. К концу дня они так и не закончились. Следующее заседание состоится в пятницу, 13 января.