Posted 20 марта 2017, 10:00

Published 20 марта 2017, 10:00

Modified 2 марта 2023, 14:32

Updated 2 марта 2023, 14:32

Как пермский аэропорт к успеху шёл: вспоминаем историю Большого Савино 2011–2017

Как пермский аэропорт к успеху шёл: вспоминаем историю Большого Савино 2011–2017

20 марта 2017, 10:00
Фото: Properm.ru
15 февраля 1965 года был официально открыт новый аэропорт союзных линий — Большое Савино. С тех пор он не сильно изменился. Разговоры о том, что Перми нужен новый современный аэропорт ведутся много лет. Сейчас, кажется, одна из несбыточных мечт жителей города близка к реализации. До завершения строительства нового терминала пермского аэропорта осталось меньше года.

В 2014 году агентство «АвиаПорт» провело исследование качества пассажирской инфраструктуры и уровня обслуживания пассажиров в российских аэропортах. Пермский аэропорт получил в рейтинге две звезды из пяти возможных. «Уровень комфорта ниже среднего: пассажиры не испытают ярко выраженных неудобств, но до положительных эмоций дело еще далеко; причины могут быть различны. Инфраструктурные проблемы настолько очевидны, что не может быть и речи о качественном росте без ввода в эксплуатацию новых аэровокзальных комплексов», — говорилось в комментарии к рейтингу относительно пермского аэропорта. При этом «Большое Савино» входит в число аэропортов федерального значения.

Сами пермяки никогда не гордились аэропортом на фоне увиденных даже в России гигантов Шереметьево и Домодедово, что и говорить про иностранные воздушные гавани. На уговоры жителей Кирова, Краснодара или Тюмени, где объективно все еще хуже, чем в Большом Савино, пермяки не поддавались. «Из-за убогости аэропорта от нас улетела «Люфтганза», — сетовали жители Прикамья. Понимание, что Большому Савино давно пора соответствовать имиджу города-миллионника (ведь даже московская элита прилетает на «Травиату» в Пермскую Оперу), пришло давно.

25 октября 2012. «Определен круг инвесторов, готовых вложить в реконструкцию аэропорта Большое Савино 2,5–3 млрд руб. Уже в этом году выставим проект на тендер. Реалистично открыть аэропорт до конца летнего сезона 2015 года. Он обеспечит современный уровень комфорта пассажиров, расширит географию полетов и позволит повысить пассажиропоток», — пообещал в послании депутатам краевого Заксобрания губернатор Виктор Басаргин. Он также отметил, что новый аэропорт «Большое Савино» «реалистично открыть до конца летнего сезона 2015 года».

29 января 2013. Краевые власти завершили акционирование КГУП «Пермские авиалинии» — предприятие реорганизовано в ОАО «Международный аэропорт «Пермь».

16 февраля 2013. Пермские власти пытаются удержать «Lufthansa» в регионе. Одной из причин, по которым известный авиаперевозчик решил покинуть Прикамье, является непрезентабельность Пермского аэропорта. «У них сложности не те, которые они описали в официальном сообщении. Сложности в том, что, видимо, они устали, что много лет им обещали ситуацию изменить, но не меняют. Они больше беспокоятся не о себе, а о своём имидже через пассажиров. Условия не очень хорошие», — прокомментировал переговоры с авиакомпанией председатель Правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов.

26 февраля 2013. Проект строительства нового аэропорта в Перми оценивается в 4 млрд рублей (2,5 млрд — инвестор, 1,5 млрд — бюджет). Министр транспорта и связи Пермского края Владимир Митюшников просит правительство РФ о выделении части средств из федерального бюджета.

24 мая 2013. Пермские архитекторы в Кольцово раскритиковали проекты реконструкции «Большого Савино». Архитекторы должны были дать добро на один из проектов, предложенных инвесторами, но встреча завершилась бурной полемикой. Вот как им ответил директор департамента мастер-планирования УК «Аэропорты регионов» Алексей Богатырев: «Вопрос строительства терминала в Перми назрел давно. Если мы сейчас погрязнем в этом, еще 20 лет пройдет, и Пермь будет с этим сараем».

28 июня 2013. Рабочая группа градостроительного совета окончательно одобрила концепцию реконструкции пермского аэропорта. Вместо «коробки» — современный комплекс, который будет выглядеть достойно как с архитектурной, так и с технической точки зрения. «Я готов на всё, лишь бы тот ужас, который в Перми называется «аэропортом», закончился», — резюмировал мнение коллег перед инвесторами архитектор Олег Горюнов. Тем не менее, выбран был достойный проект лондонского бюро Hintan Association.

25 октября 2013. Депутаты краевого ЗС в первом чтении приняли план приватизации государственного имущества, в который входит приватизация ОАО «Международный аэропорт Пермь».

19 ноября 2013. Properm.ru увидел своими глазами стройку аэропорта «Курумоч», который обслуживает Самару и Тольятти. Инвестором для реконструкции международного аэропорта «Курумоч» было выбрано ОАО «Кольцово-Инвест», входящее в ГК «Ренова». Именно эта компания время пыталась пройти процедуру утверждения в качестве оператора аэровокзала в Перми, однако сделка не была заключена из-за сомнений антимонопольщиков в чистоте инвестиционного меморандума, заключенного между «Кольцово-Инвест» и правительством края. Кстати, новый «Курумоч» уже давно сдан, отзывы жителей Самары и Тольятти — положительные.

27 декабря 2013. Правительство Пермского края рассмотрело вариант строительства нового терминала пермского аэропорта за счет собственных средств.

29 мая 2014. 75% акций аэропорта «Большое Савино» перешли в собственность Пермского края. Оцененные в 769,9 млн рублей 204 492 акции были приватизированы и поступили в собственность региона. Права акционера получило краевое министерство промышленности, предпринимательства и торговли.

20 октября 2014. Губернатор Пермского края Виктор Басаргин заявил, что реализовываться проект будет на условиях государственно-частного партнерства, а его ориентировочная стоимость составит около 5 млрд рублей. При этом Басаргин пообещал, что инвестору предъявят жесткие условия участия в проекте.

24 февраля 2015. Главным претендентом на строительство пермского аэропорта стала структура «Новапорта». В «Корпорации развития Пермского края» состоялось вскрытие конвертов по отбору инвестора для строительства нового аэропорта Перми. Было подано три заявки: ООО «Базэл Аэро», ЗАО «Большое Савино — Инвест» (входит в группу Кольцово-Инвест), ООО «Новая Колхида» (единственный учредитель Роман Троценко, владелец холдинга «Новапорт»). «Базэл Аэро» предложил за акции аэропорта 780 млн рублей, «Большое Савино-Инвест» — 1,04 млрд рублей, «Новая Колхида» — 1,5 млрд рублей.

1 марта 2015. «Корпорация развития Пермского края» подвела окончательные итоги отбора инвесторов на строительство нового терминала ОАО «Международный аэропорт «Пермь». Сюрприза не произошло: победителем была признана ООО «Новая Колхида», учредителем является владелец холдинга «Новапорт» Роман Троценко.

11 августа 2015. Федеральное агентство воздушного транспорта выдало Международному аэропорту «Пермь» разрешение на строительство нового аэровокзального комплекса внутренних и международных воздушных линий.

5 сентября 2015. Победителем конкурентных переговоров на право заключения договора генподряда строительства нового аэропорта в Перми стало ООО «Альфа-Строй» из Екатеринбурга. Компания предложила цену контракта 4,728 млрд рублей.

17 сентября 2015. ОАО «Международный аэропорт «Пермь» подписало договор с генеральным подрядчиком строительства нового терминала ООО «Альфа-Строй». Трехэтажное здание пассажирского терминала площадью 29,7 тыс. кв.м, разработанное по проекту ООО «Спектрум-холдинг», должно появиться в Перми до декабря 2017 года. Начало стройки — конец сентября 2015 года.

2 октября 2015. В Перми заложили первый камень в основание будущего аэропорта. «Это самая большая инфраструктурная стройка Перми после так называемого постперестроечного периода. Это некий символ нашего движения в будущее, долгожданный объект. Действительно, проект отвечает сегодня всем параметрам самого современного аэропорта, после завершения строительства терминал войдет в 10-ку крупнейших в РФ. Это знак нашим инвесторам о том, что с нами можно и нужно работать», — произнес торжественную речь Виктор Басаргин.

26 октября 2015. Международный аэропорт «Пермь» получил требуемое финансирование со стороны государства в рамках реализации проекта «Развитие аэропорта «Большое Савино» — 3 млрд рублей из 5,43 млрд рублей, необходимых для строительства.

29 января 2016. Подготовлена строительная площадка, организована система внешнего видеонаблюдения и пункта пропуска на строительную площадку. На 60% завершено свайное основание, начаты работы по гидроизоляции фундаментной плиты. Всё идет по плану, сообщает подрядчик. Министр транспорта Пермского края Алмаз Закиев сообщил СМИ, что на трассе Пермь — Усть-Качка появится двухуровневая развязка для подъезда к новому аэропорту.

26 марта 2016. Первый этап строительства нового Пермского аэропорта завершен — на территорию завезен грунт и заложено основание фундаментной плиты нового терминала. Также на 65% готова сама фундаментальная плита здания. Начат монтаж вертикальных конструкций выше нулевого метра. Работы ведутся круглосуточно.

5 апреля 2016. Строительство нового терминала пермского аэропорта застраховали на 6 млрд рублей. В рамках договора застрахованы все строительно-монтажные риски при строительстве нового терминала, включая ошибку проектировщика. Расширенное покрытие включает страхование убытков в связи с задержкой ввода в эксплуатацию аэропорта, а также риск «терроризм».

29 апреля 2016. «Строительство нового терминала пермского аэропорта с опережением графика», — рапортует администрация губернатора Басаргина. Руководитель компании-инвестора ООО «Новапорт» Сергей Рудаков сообщаает, что финансирование проекта осуществляется в соответствии с согласованным планом.

Июль 2016. Завершаются работы по возведение монолитного железобетонного каркаса здания, ведется монтаж металлоконструкций каркаса будущего терминала, ведутся работы по наружным инженерным сетям. Строительство ведется в круглосуточном режиме. Общий процент выполнения по возведению несущих конструкций надземной части нового терминала Большого Савино составляет 50%.

4 февраля 2017. Завершен монтаж железобетонных и металлоконструкций здания, ведется реконструкция котельной. Терминал подключен ко всем инженерным коммуникациям по временной схеме (по постоянной схеме сети подключат в марте следующего года). В багажном отделении нового здания уже выполнена чистовая отделка, на втором этаже терминала ведутся работы по витражному остеклению корпуса. Завершена кирпичная кладка наружных стен, завершается кладка внутренних перегородок, на 60% выполнено устройство черновых полов. В строительстве терминала задействованы порядка 500 человек, более 30 единиц строительной техники.

20 марта 2017. Properm.ru отправился на проверку успеваемости строительства нового терминала Большого Савино. Рассказываем и показываем:

Подпишитесь