Posted 29 марта 2017, 08:30
Published 29 марта 2017, 08:30
Modified 2 марта 2023, 14:32
Updated 2 марта 2023, 14:32
Лёд, грязь, сваленный снег — в Перми весна. Содержание улиц проверяют и районные отделы благоустройства, и дорожный надзор ГИБДД. И, совершенно очевидно, увидеть все проблемы содержания они не могут просто физически — их же армия. Последние несколько лет в Перми развивается общественный контроль, функционирует сразу несколько системных проектов. В любом проекте по гражданского контролю может принимать участие любой заинтересованный гражданин, который хочет, чтобы в его районе вовремя убирался снег и заделывались ямы на дорогах. Все нормативы находятся в открытом доступе, увидели несоответствие — написали заявление в отдел благоустройства вашего района. Там должны самостоятельно передать информацию подрядчику, и подрядчик должен среагировать незамедлительно. Один из таких проектов — «Дорожный вопрос», который с 2015 года реализует Пермский молодежный центр.
Три участка выбрали произвольно: пересечение улицы Снайперов с улицей Советской армии, район остановки «Сивкова» и межквартальный проезд от Карпинского до Самолетной.
Зимой проезжая часть должна чиститься до асфальтового покрытия, тротуары и парковочные места также должны убираться. Проблема в том, что, если центральные улицы хоть как-то прочищаются, о тротуарах и парковочных местах подрядчики нередко забывают.
Основная проблема в 2017 году — большая толщина уплотненного снега. Солнце уже начало его подтапливать, получается наледь на тротуарах — опасность для пешеходов. «Мы видим, что подрядчики пытаются в этой полуметровой толще вырезать какие-то ступеньки, но в большинстве случаев получается несуразно. Все начинает таять, превращается в кашу, потом подмораживает и все это превращается в лёд. В итоге — травмоопасность для пешеходов», — поясняняет Марк Коробов.
То же самое с парковочными местами в пределах улично-дорожной сети, зачастую они чистятся неудовлетворительно либо вообще там сваливаются кучи снега и льда. В итоге автомобили не могут до конца заехать на парковочное место, кормами торчат на проезжей части и затрудняют движение.
«Есть проблема с пешеходными переходами. В 5 метрах от знака «Пешеходный переход» во все стороны не должно быть снежных валов, так как они закрывают обзор пешеходу на дорогу и водителю на тротуар, откуда может выйти пешеход, особенно невысокого роста, ребенок. Но всю зиму мы такие валы выявляли», — делится Коробов.
Если грязная куча снега вызывает эстетическое отторжение обычного горожанина, это еще не есть нарушение нормативов на зимнее содержание улично-дорожной сети. И даже если от тающего сугроба, сложенного по нормативу на газоне, днем струятся потоки мутной жижи, превращаясь при заморозке в кашу или лёд, нарушения нормативов может и не быть. Вот, к примеру, абсолютно нормативный перекресток.
Есть и другая проблема, которую смело можно назвать системной — слишком много ответственных, а в итоге «перекладывание ответственности» на уровне фиксации нарушения. Обычный горожанин воспринимает пространство вокруг себе неделимо на городские улицы, межквартальные проезды, парковки у магазинов и тропинки возле собственного дома — если плохо, то плохо везде. Надзорный орган в этой ситуации может оценить соответствие нормативам содержания, но повлиять на устранение нарушения и привлечь к ответственности — не всегда. Потому что для начала надо выяснить, кто отвечает за то место, где зафиксировано нарушение.
«С такими ситуациями мы сталкиваемся постоянно, — подтверждает Марк Коробов. - И это действительно системная проблема. Есть и другие. Взять те же стандарты и нормативы: мы не считаем нормальным, что всю зиму на газоне лежит трехметровая куча снега. Да, она никому не мешает, не заслоняет обзор. Но в марте она начинает таять, и проблемы начинаются. Именно отсюда лужи и потоки воды, которые ночью замерзают, лед разрывает трещины в асфальте, днем снова все тает и вымывает их края. Так неделю-другую по кругу, в итоге — все дороги в ямах. Здесь даже можно вывести закономерность: хорошо вывозишь снег зимой, меньше латать ямы летом».
Продолжаем прогулку по межквартальному проезду от Карпинского к Самолетной. Задаем местным жителям один простой вопрос: «Вам нравится, как подрядчик убирает вашу улицу?»
В начале зимы дорожный надзор ГИБДД по городу Перми проводил для подрядчиков обучающий семинар, где показал примеры хорошего и неудовлетворительного содержания, рассказал, какие требования предъявляет к очистке дорог и тротуаров от снега и льда и за что нещадно штрафует.
Помогло ли? По собственным наблюдениям «Дорожного вопроса» и количеству жалоб, которые приходят от жителей Перми, не помогло. Больше всего жалуются жители Свердловского и Индустриального районов, именно там больше всего проблем с зимним содержанием. Подрядчик в Свердловском районе в 2016–2019 гг по контракту — ООО «Уралстройподряд», подрядчики в Индустриальном районе — ООО «ДСТ-Пермь», ООО «Большой Урал» и ООО «СК Уралстрой». «Большой Урал» уже получил массу предписаний от дорожного надзора и на должностных лиц, и на юридической. Штрафы — внушительные.
Экономика подрядчика не волнует никого, кроме самого подрядчика. Можешь тремя тракторами без претензий содержать район — молодец, не хватает и десятка — твои проблемы. Специалисты дорожного надзора согласны с тем, что подрядчики, заявляясь на контракты по содержанию улично-дорожной сети, не рассчитывают свои силы, ресурсы и возможности.
До наступления «летнего сезона» в содержании дорог осталось всего ничего, он начнется с 15 апреля. Но пока — еще не весь снег победили.