Posted 14 апреля 2017, 03:30

Published 14 апреля 2017, 03:30

Modified 2 марта 2023, 14:31

Updated 2 марта 2023, 14:31

«Чем наши власти вообще занимаются?» Тренер по плаванию рассказала Properm.ru, почему в Перми не растят олимпийских чемпионов

14 апреля 2017, 03:30
Татьяна Зырянова
Татьяна Карпова, тренер по плаванию и мама троих детей, взяла на себя «общественную нагрузку» — добиться в Перми строительства муниципального 50-метрового бассейна, улучшить ситуацию с плаванием, создать условия для появления олимпийских чемпионов.

— Вы пытаетесь прорваться на прием к врио губернатора Максиму Решетникову. Зачем?

— Нам, представителям очень большой инициативной группы тренеров, родителей, нужно попасть на прием к губернатору. Он молодой, энергичный, должен понять. А визиты к другим чиновникам, в том числе к министру спорта и руководителям городской администрации, ничего не дали.

Мы собираем подписи под петицией, написали множество писем, просим, требуем, доказываем, что в Перми нужно построить муниципальный 50-метровый бассейн. В других городах, в Екатеринбурге, в Первоуральске, в Казани, в Ульяновске есть хорошие, 50-метровые, муниципальные бассейны, а у нас «Олимпия» и «БМ» — частные.

— Как мешает развитию спорта то, что они частные?

— Это проблема, мы из-за этого не можем развернуться. У частников свои приоритеты, зачем им вкладывать деньги в спорт? На каком-то этапе он им выгоден, когда ребенок маленький, родители платят за обучение плаванию. А когда подростку 15–16 лет, ему надо ездить на соревнования разного уровня, в том числе общероссийские, за него надо платить. Частникам это не интересно.

Только тогда у нас появятся олимпийские чемпионы, когда будет муниципальный бассейн. А какая социальная функция будет выполнена? Ведь самые «голодные» дети — это те, которые на улице бегают, у них энергия неуемная, ты их в бассейн приведи, их можно будет два-три раза в день купать, и уставать не будут, потому что это дети такие, они мотивированы на результат.

— Вам, подозреваю, ответили, что денег нет в бюджете, так? И что вы с таким ответом делать будете?
— Деньги под строительство вообще можно выбить федеральные, есть масса федеральных программ. В стране по ним строятся бассейны, а у нас никто в этом не заинтересован.

Деньги можно найти, было бы желание. Я думаю, власти не заинтересованы в строительстве бассейна, считают, видимо, что «Олимпия» (на две трети принадлежит Пермскому краю) потеряет свою прибыль, которую они привыкли неизвестно куда тратить. Нет, правда, как расходуют они прибыль, полученную от «Олимпии»? Это же не их деньги, а государственные. В «Олимпии» абонементы дороже, чем в «БМ». Многие наши дети не смогут себе позволить туда ходить.

Да и не потеряет «Олимпия» в прибыли, мы просто расширим аудиторию, которая будет заниматься плаванием. И дадим возможность детям из не очень обеспеченных семей посещать бассейн, заниматься этим спортом.

— Каждая федерация считает, что именно их вид спорта должны развивать. Почему плавание?

— Плавание — самый безопасный вид спорта, противопоказаний нет, инвалиды плавают. Плавание укрепляет иммунитет, это всем известно, выпрямляет сутулые спины. Но врачи в Перми почему-то не спешат пропагандировать плавание. Хотя сами ходят, детей водят. А почему не объясняют пользу плавания родителям маленьких пациентов?

Раньше если ребенок слабенький, часто болеющий, отправляли в плавание, а сейчас таблетками пичкают. Я сама пришла в бассейн, потому что часто болела.

Есть Президентская программа по развитию детского спорта. Плавание — один из самых медальных видов спорта, 36 комплектов наград! Американцы поэтому и вкладываются в основном в два направления: легкая атлетика и плавание, потому что это медальные виды спорта. Развивай их у себя, и будешь сильнейшей в мире спортивной державой.

И в России на федеральном уровне, наконец, начали это понимать, собираются развивать. А тут бы как раз нашим властям с предложением о строительстве муниципального 50-метрового бассейна! Как бы было логично, правильно. Но нет, не хотят. Почему?

— Насколько серьезны затраты со стороны родителей?

— Можно сказать, что большая часть затрат на них. Сначала за абонемент платить надо, потом за абонемент и выезды на соревнования, за сборы, спортивный лагерь. У меня дочь кандидат в мастера спорта, мы ездим на соревнования всероссийские за свой счет, в долг. Есть родители, которые говорят детям: «Не поедешь, нет денег!» В среднем порядка 15 тыс. рублей поездка, выезжать надо раз в три месяца. Гидрокостюм — 25 тыс. рублей. Я уже не говорю про мелочи, шапочки, очки.

— Получается, плавание — спорт для детей из обеспеченных семей?

— К сожалению, чаще всего так и получается. Почему к сожалению? Вот смотрите, дети дорастают до 15–16 лет, начинают формироваться, интересоваться противоположным полом, хотят жить полной жизнью.

Зачем этой девочке, уже девушке, у которой дом — полная чаша, вкалывать? Если она не влюблена в плавание, не помешана на нем, она уйдет. Она сама себя спросит: зачем я это делаю, чтобы стать мастером спорта? И что? Статистика это показывает, и поверьте опыту, обеспеченные дети уходят из спорта на уровне 1 и 2 взрослого разряда. Они плавают потом сами для себя, поддерживают форму. А вкалывать остаются дети с улицы, «голодные» дети или по-настоящему влюбленные в плавание.

— С детьми понятно. А что с тренерами? Зарплаты, нагрузки, способность вырастить олимпийского чемпиона?

— Спортивный тренер живет в бассейне, чтобы заработать не 15 тыс. рублей в месяц, а 30–35 тыс. рублей, берет коммерческие группы. А в других городах, в муниципальных школах плавания, он на воде шесть часов отработал, получил 30–35 тыс. рублей в месяц, все, ему не надо по бортику бегать, кричать, свистеть, ребят обучать плаванию — это очень тяжело. Он может спокойно тренировать мастеров, воспитывать чемпионов.

Так построена эта система в Москве, в Санкт-Петербурге, в Пензе, в Казани, в Екатеринбурге. А у нас нет. Но даже практически на голом энтузиазме мы все равно каждый год по человеку в сборную России поставляем! Представляете, что будет, если построить муниципальный бассейн, во главе его поставить нормального понимающего специалиста, потенциал огромен, тренеры сильные.

— Что ответил министр спорта Пермского края Олег Глызин?

— Написали нам, что в Перми есть МАУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа водных видов спорта», это бассейн на ул. Макаренко, три дорожки, 25 метров. В основном там развивается подводный спорт и дайвинг, это не олимпийские виды спорта. Кстати, по поводу того, как эта школа существует, как расходует бюджетные средства, какие у нее результаты, у многих профессионалов нашей сферы есть вопросы.

Еще есть СДЮСШОР «Старт» на базе бассейна «Кама», к ним вопросов нет, их дети, несмотря на то, что школа недавно открылась, занимают призовые места. Но «Старт» решает проблему максимум того района, даже микрорайона, где находится.

Также в ответе нам специалисты министерства спорта пишут, что в СК «Олимпия» и в «БМ» есть льготные клубные карты для многодетных семей, это не клубные карты, а разовые посещения предоставляются со льготой, если приходите всей семьей. Представляете, семье надо больше тысячи рублей оставить за час-полтора? Ну и как часто они будут ходить? Раз в год?

Еще сообщили, что строится бассейн в Кировском районе, Сысольская, 10/5, 25-метровый. Муниципальный бассейн, хорошо, но решит проблему опять же только Кировского района.

— Сейчас популярны концессии, государственно-частные партнерства. Может, такое предложение больше устроит власти?

— У нас есть бывший пловец, отец троих детей, сейчас успешный бизнесмен — фанат плавания. Он облетел всю Европу, объехал и осмотрел огромное количество бассейнов там и в нашей стране (кроме «Олимпии», в родном городе не пустили) — изучал их работу, особенности строительства зданий, какое оборудование используется. Заручившись одобрением со стороны пермских властей, за 3 млн своих рублей разработал проект строительства бассейна на своем участке и проект подключения к сетям.

Готов был 60 млн рублей вложить в строительство бассейна, а его завернули, потому что у них там вдруг стала красная линия проходить (по Генплану, где находится участок, предполагается расширение ул. Карпинского). Он попросил помочь, ну можно же как-то решить вопрос, подвинуть частные участки соседние, жилого сектора там нет, предпринять что-то.

На него «высшие мэры» города посмотрели сверху вниз, мол, часть участка у тебя мы за три копейки выкупим, когда надо будет, а с проектом иди отсюда. Такое наплевательское отношение! Наверное, если бы он им предложил откат, то сразу бы согласились. Но он и так будет по сусекам скрести на этот бассейн. А бассейн был бы 25-метровый, шесть дорожек, причем крайние по стандартам ФИНА, значит, можно проводить соревнования всероссийского уровня, присваивать разряды.

Выходит, нашим властям ни муниципальный бассейн не нужен, ни частный! Чем они там вообще занимаются? Мы очень надеемся попасть на прием к Решетникову и сдвинуть дело с мертвой точки.

Фото: Иван Соловьев

Подпишитесь