Posted 5 мая 2017, 12:24

Published 5 мая 2017, 12:24

Modified 2 марта 2023, 14:14

Updated 2 марта 2023, 14:14

Недоступная Пермь. Проверяем общественный транспорт в инвалидном кресле

Недоступная Пермь. Проверяем общественный транспорт в инвалидном кресле

Фото: Кирилл Козлов для Properm.ru.
5 мая во всем мире, в том числе и в России, отмечается Международный день борьбы за права инвалидов. Именно эту дату пермское отделение Всероссийского общества инвалидов выбрало, чтобы проверить, насколько городской общественный транспорт доступен для маломобильных групп населения.

Начали проверку с остановки «Борчанинова», которая находится на ул. Ленина. Наша цель — добраться до ж/д станции «Пермь II» и проверить работу автобусов. Нужный транспорт ждали около 15 минут. Конечно, в направлении вокзала, автобусы курсируют чаще, но колясочник может попасть только в низкопольный транспорт, в котором нет ступенек и есть откидной пандус.

Подходящим для нас оказался автобус маршрута №15. Однако, несмотря на его пригодность для инвалидов, произошла заминка. Кнопка вызова водителя, которая находится справа от двери, не работала. Кондуктор автобуса растерялась, было видно, что женщина не знает, как повести себя в такой ситуации.

Через пару минут транспорт тронулся с места, оставив инвалида на остановке, но проехав пару метров вновь остановился. Причиной остановки стала не совесть, заигравшая в груди у водителя, и не нормы закона, который он должен выполнять. Причина — просьба сотрудницы Всероссийского общества инвалидов. Поняв, что кондуктор не знает, что происходит и не информирует водителя о ситуации, девушка сама подошла к нему и сказала, что в транспорт так и не попал инвалид-колясочник. Тогда мужчина вышел, вынул отверткой откидной пандус и мы наконец-то попали внутрь.

В салоне все оказалось в порядке — есть специальное место для инвалидов и колясок. Также присутствует кнопка связи с водителем, однако работает она или нет, мы не выяснили, поскольку сказали водителю, что будем выходить на конечной, когда заходили в автобус.

«Если бы Роза была одна, то уехать в такой ситуации она бы не смогла. Вообще кнопка вызова должна работать, чтобы водитель знал, что нужно выйти и помочь инвалиду попасть в салон. Такая же схема действует в случае с мамочками и детскими колясками. Помогать им это обязанность водителя», — говорит Сергей Жбанов, директор «Ресурсно-информационного центра «Доступная среда».

Следующая наша задача — добраться от вокзала «Пермь II» до Центрального рынка. Поедем снова на автобусе.

В этот раз ждали недолго, повезло. На остановку сразу подъехал низкопольный автобус маршрута №1, но у него не оказалось пандуса. Из-за низкого бортика остановки, пришлось наклонять коляску вместе и под приличным углом заезжать внутрь. В салоне автобуса, как и в предыдущем случае, было специальное место для инвалидов. Проблем с размещением не оказалось.

Кондуктор автобуса оказалась очень приветливой и милой женщиной. Она попросила флаеры и повесила несколько штук в салоне. «Мы даже и не знали, что сегодня День инвалидов. Повешу у входа, пусть читают. Может кому-то будет полезно» — говорит кондуктор.

Автобусная остановка на Центральном рынке, как и на ж/д вокзале, оказалась далека от нормативного состояния, но лучше чем остановка трамвая, которая обозначена только оранжевыми линиями на дороге.

Сергей Жбанов, директор «Ресурсно-информационного центра «Доступная среда»: — Здесь можно сделать такой же остановочный комплекс, как на ул. Ленина, рядом с ЦУМом. Ширина дороги позволяет. Тогда в низкопольные трамваи колясочникам будет гораздо проще попасть. Это все возможно.

В то время, когда мы измеряли ширину дороги, на остановку подъехал трамвай, из которого вышел молодой человек на костылях. Судя по его внешнему виду, парень — спортсмен, и просто недавно получил травму.

«Не задумывался раньше о том как это тяжело, но сейчас почувствовал все на себе. Две недели я в таком состоянии и, скажу честно, передвигаться в нашем общественном транспорте некомфортно. Уверен, что можно сделать все гораздо лучше», — рассказывает молодой человек.

Чтобы дождаться низкопольного транспорта пришлось около получаса простоять на остановке. Нам нужен был трамвай, следующий по маршруту №11, чтобы доехать до ЦУМа. За это время в нашем направлении проехали два, следующие в нужном направлении, но они оказались непригодными для маломобильных групп населения из-за крутых ступенек.

Приятно удивил водитель «того самого» долгожданного трамвая. Во-первых на лобовом стекле общественного транспорта был знак, что он доступен для инвалидов. Во-вторых, даже не пришлось нажимать на кнопку вызова. Мужчина увидел колясочника, вышел из салона, вынул пандус и поинтересовался, когда мы будем выходить, а в салоне нам уступили место, рядом с откидными сидениями, чтобы можно было встать с коляской.

Когда мы доехали до нужной остановки водитель вышел и предложил снова достать пандус, но это было ни к чему. На трамвайных остановках оборудованы удобные для инвалидов комплексы. Высота бортика (20 см) и расстояние от него до входа в транспорт (не более 10 см) соответствуют нормативу. Теперь наша задача — проверить как подготовлены троллейбусы. Отправляемся для этого к Центральному универмагу.

В этот раз нам повезло, ждать транспорт не пришлось, низкопольный троллейбус подъехал сразу, как мы подошли к остановке. Реакция водителя, на этот раз женщины, была такой же как и у ее коллеги из трамвая. Сама вышла, достала пандус, спросила когда собираемся выходить. Она даже окрикнула водителя автобуса, который начал ей сигналить, потому что троллейбус «задержался» на остановке.

Высота остановки далека от идеала, но этот недостаток компенсирует работа водителя троллейбуса.

«Сегодня мы увидели, что многие остановки не предназначены для инвалидов. Особенно на Центральном колхозном рынке. Оснащение автобусов, работа их кондукторов и водителей тоже оставляет желать лучшего. Хорошо показал себя муниципальный «Горэлектротранс». Видимо, там провели обучение для водителей. Несмотря на это работы остается еще много», — резюмирует руководитель информационного центра «Доступная среда».

Роза Аксиленко, ведущий специалист ПКО «Всероссийское общество инвалидов»: — Только в 45 странах мира права инвалидов защищены законодательством. Россия тоже попала в этот список. Но наличие законов не дает никаких гарантий на деле. Казалось бы, по закону инвалиды — полноправные члены общества и обладают теми же правами, что и остальные граждане. Нам не запрещено работать, учиться, создавать семьи. Вот только создавать возможности для реализации этих прав чиновники не торопятся. На практике мы постоянно сталкиваемся с нарушениями наших прав на получение полноценного образования, доступа к инфраструктуре, трудоустройства и получения достойной пенсии.

По результатам проверки сотрудниками центра «Доступная среда» и Всероссийского общества инвалидов будет подготовлено письмо. Его направят в Департамент дорог и транспорта Перми. После этого чиновники должны для себя решить, будут ли они устранять несоответствия и делать город доступным для всех групп населения.

Подпишитесь