***
Я видел разные музеи, в разных странах мира. Может быть я даже больше сторонник музеев, чем кинемотографа, потому что считаю это абсолютно фундаментальным явлением для национальной культуры, и явлением надполитическим. Считаю, это очень важно. Это та самая область деятельности, к которой предрасположена Россия.
Мне приходилось работать в разных музеях и архивах, от Японии до Латинской Америки. Музейная и архивная практика Советского Союза и России стоит на высочайшем уровне. База профессиональной музейной деятельности у нас огромна. Завидовать западу у нас нет никаких оснований. Я работал не так давно в Лувре и должен сказать, что был сильно разочарован.
То, что мы видим здесь, это настолько уникально и ни с чем не сравнимо, что очень трудно это комментировать. С одной стороны, ходить по этой территории, как по музейной, морально тяжело, все время чувствуешь вину за соглядатайство, ведь это места мук людей. С другой стороны, это страшные поучительные курсы для народа и общества, склонного забывать и преувеличивать свои достоинства и победы.