Posted 14 июня 2017,, 10:30

Published 14 июня 2017,, 10:30

Modified 2 марта 2023,, 15:45

Updated 2 марта 2023,, 15:45

Нужна ли помощь в ловле пьяных за рулем? Разбираем пример «Ночного патруля» из Кирова

Нужна ли помощь в ловле пьяных за рулем? Разбираем пример «Ночного патруля» из Кирова

14 июня 2017, 10:30
Анастасия Вяткина
Фото: Properm.ru
Только в 2016 году в полицию Пермского края поступило около 1,4 тысяч сигналов о неадекватном поведении и возможном опьянении водителя. Большая часть сигналов подтвердилась, более 900 нарушителей были выявлены, убраны с дороги и привлечены к ответственности. Но массового движения, которое бы помогало полиции выявлять дорожных дебоширов, в Перми нет. Зато есть в Кирове.

Каждый уик-энд в Пермском крае задержанными за нетрезвое вождение оказываются 150–200 водителей, после длинных выходных и праздников эта цифра еще выше. Если каждую неделю с дорог убирают нарушителей, почему цифра не становится меньше? По версии пермской полиции, так происходит потому, что часть водителей не до конца осознает степень ответственности собственных деяний и позволяет себе садиться за руль в нетрезвом виде как впервые, так и повторно. При этом не стоит списывать со счетов и «вновь прибывших» из числа новичков и тех, кто вернул водительские права после лишения.

А вот цифра, вполне подтвержденная ГИБДД: с 2015 года, когда вступила новая мера ответственности за вождение в состоянии опьянения, более 4 тысяч водителей были задержаны на дорогах Пермского края в состоянии опьянения будучи лишенными водительских прав на момент задержания. Стоит рассказывать, за какое деяние они были лишены прав? Угадали! И штраф в 30 тысяч рублей, который им был уже назначен, и угроза уголовной ответственности их не остановили.

Проблемные территории в масштабах края — Пермь, Березники, Чайковский. В масштабах города Перми — Мотовилихинский и Орджоникидзевский районы. Даже если накануне ГИБДД открыто анонсирует рейды, на той же Гайве сотрудники ДПС задерживают по четыре-пять водителей, находящихся за рулем в нетрезвом виде.

В последнее время неравнодушные пермяки начали помогать ГИБДД с выявлением нетрезвых водителей. И результат «по сигналам от граждан» есть. Однако массового «народовольческого» движения, которое помогало бы полиции бороться с пьяными водителями, в Перми не существует. Нет подобного движения и в Екатеринбурге, на который некоторые пермяки так любят равняться.

Пример эффективной помощи общества существует в соседнем Кирове: движение «Ночной патруль» существует несколько лет, и за этот срок они не просто отсигналили, а поймали более тысячи опасных нарушителей и добились, чтобы они получили наказание в соответствие с законом.

Об успешном опыте «Ночного патруля» рассказал создатель этого движения Сергей Косолапов.

— Как появился «Ночной патруль»?

— Он появился «благодаря» страшной аварии, которая осталась не только в памяти кировчан, но и вошла в российскую историю громких ДТП. История «белого бумера» — по Кирову гонял пьяный «мажор», несколько часов к ряду провоцируя опасные ситуации на дороге. Догонял до того, что сбил трех ни в чем не повинных человек. При этом все возможные видеозаписи происшествия были уничтожены, как выяснилось, в течение нескольких часов после той аварии. Спустя какое-то время появилась информация, что он продолжает ездить по городу, в той же манере. Небольшой группой мы воссоздавали обстоятельства той страшной аварии по крупицам. Спустя год нам удалось добиться, чтобы его посадили на 5,5 лет.

Как вы уже поняли, в первый раз мы собрались, чтобы ловить «белого бумера». А затем стали ездить совместно с ГИБДД. Наша коммуникация состоялась благодаря тому, что мы решили помогать полиции. Экипажей в Кирове стало откровенно мало после полицейской реформы. Их сокращают, реорганизовывают, перенаправляют, а в итоге, когда «белый бумер» носился по городу уже после той страшной аварии, на весь город работали всего четыре экипажа. Это очень мало, поэтому мы поняли — надо помогать.

— Как ваше желание помогать было воспринято в ГИБДД Кирова? Хотели они таких помощников?

— Сначала нас восприняли резко негативно. Пришлось завоевывать авторитет. И вежливо разговаривать, и попросту «носом ткнуть» в бездействие сотрудников. Вот после последнего уже сложился контакт с командиром городского полка ДПС. Также диалогу помогло содействие общественной организации ветеранов полиции. В итоге и к пониманию друг друга пришли, и стали вместе ездить.

— Как развивалось это содействие дальше?

— Образовалась гражданская шерифская служба, которая вместе с полицией ездит по ночам в самое «пьяное время». Это как раз ночь с пятницы на субботы, с субботы на воскресенье.

— Сколько вас?

— Постоянно присутствуют на выездах от 30 до 60 человек, всего участвуют в движении около 300 человек. Конечно, надо понимать, что люди присоединяются по мере собственных возможностей.

— Как организован сам процесс помощи полиции в ловле пьяных водителей? Все законно?

— Понятное дело, что самим задерживать пьяного водителя — это незаконно. И полиция ревностно к этому относится. Но и в административном, и в уголовном праве есть понятие «крайняя необходимость», и его вполне можно применять, если нетрезвый водитель реально опасен, уже ведет себя неадекватно.

Если мы видим пьяного водителя, опасного для других участников движения, мы можем взаимодействовать для его задержания и с вневедомственной охраной, и патрульно-постовой службой, если наряды ДПС ГИБДД недоступны или заняты. Можем задержать и сами, правда в этом случае нужно обеспечивать процесс полной и непрерывной видеосъемки, не применять излишнюю силу, иначе потом задержанный нас может обвинить в противоправных действиях. Бывают ситуации, когда в машине находится несколько человек, все пьяные и очень агрессивно настроены в нашу сторону.

За пять лет существования «Ночного патруля» мы прошли весь путь от «стукачей», над которыми смеялись и которых поносили в интернете, до действительно народной поддержки. У нас работает «горячая линия», ловим всех, невзирая на статусы. Бывает, что в первую очередь звонят нам, а уж потом — в дежурную часть полиции.

— Вы транслируете свой опыт в другие города?

— В 2015 году по приглашению полицейского главка Самарской области помогали применить кировский опыт «Ночного патруля» в Самаре. Мы помогли стартовать проекту там, а развиваться он стал уже самостоятельно. Знаю, что опыт переняли в Тольятти, в Новокуйбышевске. Там движение уже успело завоевать себе имя резонансными задержаниями. Общаемся с Воронежем, с Ижевском.

— В Перми бы поработали?

— Ваш город очень люблю. В Перми живет очень много друзей и знакомых, сам частенько бываю. В летнее время неоднократно отмечал, что есть водители, которые ездят откровенно беспредельно. Официального приглашения от пермской полиции пока не получали.

Видео: Первый городской канал в Кирове

"