***
История противостояния няшного прокурора и строгого Учителя будет, похоже, бесконечной. Свежайшая новость: «Закрытый показ «Матильды» прошел без эксцессов» — к нездоровому ажиотажу настолько привыкли, что даже отсутствие происшествий — это уже новостной повод. Казалось бы, дурацкая история, информационный пузырь, надутый из фантомной боли и персональных демонов в головах. Между тем, этот казус многое говорит о нашем обществе и государстве. Правда, это зеркало нам не льстит.
До истории с «Матильдой» монархические наклонности Натальи Владимировны Поклонской выглядели просто как милая странность. Однако после того, как госпожа депутат остановила анимешное око на киноленте Учителя, черти полезли из омута полками и дивизиями.
Нечто глубоко нездоровое есть уже в самой ситуации: монархизм Поклонской, как и вообще монархизм интересен мизерному количеству соотечественников. Фильм Алексея Учителя тем более мало кто посмотрит, причем вне зависимости от его реальных качеств — на отечественное кино зрителя, как показала практика, чаще всего и палкой не загонишь. Наконец, практикующих православных в стране объективно мало. Да, десятки миллионов людей считают себя православными, но что мы услышим в ответ на невинный вопрос в духе «Когда вы в последний раз причащались?»
Трудно найти СМИ, которое не написало бы о конфликте. То есть. Узкая, даже маргинальная группа людей смогла не просто сделать свои переживания достоянием общественности, но навязать свою повестку стране. Страна растерянно смотрит на этот праздник экзальтации и крутит пальцем у виска. Однако действия крайне шумной, хотя и малочисленной группы активистов во главе с госпожой депутатом приносят уже вполне материальные результаты.
Происходящее с «Матильдой» создает впечатление некоей пробы общества на излом и растяжение. Пробы, совершаемой с холодной головой. Кампания против «Матильды» позволяет устроить своего рода смотр радикалов, чтобы не сказать мракобесов, дать им общее знамя и точку приложения усилий. Она же дает возможность отследить действительный уровень поддержки «православных недоталибов» в обществе.
Наконец, крестовый поход против кинофильма — это отличная демонстрация «мягкой силы», буквальная реализация шутки о пенсионере, готовом по сходной цене письменно, по телефону, а также лично замучить любую организацию. Лично Поклонская может быть сколь угодно искренней в своем желании защитить попранную честь покойного императора. Однако можно не сомневаться, что за тем, насколько успешно и организованно возмущенная общественность устраивает обструкцию режиссеру, внимательно следят те, кто хотел бы при случае иметь карманных хунвейбинов, которых можно спустить и на кого-нибудь другого.
Евгений Норин специально для Properm.ru