Едва ли Василий Татищев, определивший в 1722 году место для строительства будущего Егошихинского завода, знал, что еще в 17 веке до н. э. на левом берегу ручья Стикс, впадающего в Егошиху у воинского кладбища, находилась стоянка человека эпохи позднего палеолита. Уже во вполне осязаемые времена, но еще до основания завода, от которого принято отсчитывать историю Перми, в устье реки возникает починок, упоминаемый воеводой Прокопием Елизаровым в переписной книге по вотчинам Строгановых 1647 года. В этом же документе, кстати, перечисляются такие известные пермякам поселения как Култаево, Верхние Муллы и Савино.
В переписи князя Федора Бельского 1678 года называются фамилии конкретных жителей деревни — Верхоланцевы и Брюхановы. Скорее всего, Егошиха так и осталась бы маленькой деревенькой или совсем бы отмерла со временем, если бы не стечение обстоятельств.
Как пишет в своей книге историк Павел Корчагин, основание завода в устье Егошихи диктовалось не столько близостью месторождений медных песчаников, сколько географическим фактором.
Во-первых, навигация на этом участке Камы открывается на две недели раньше, чем в районе современного Лёвшино. Во-вторых, правый берег Камы был заболочен и для постройки завода не подходил. В-третьих, хотя с левой стороны в Каму впадает несколько рек, теоретически подходивших для устройства пруда — Язовая, Ива, Данилиха, Мулянка, только Егошиха имела достаточный «судовой ход», протекая по дну глубокого и узкого лога, что позволяло быстро возвести здесь заводскую плотину.
Татищев отплыл из Москвы на Урал 26 мая 1720 года. Осенью он вместе с перешедшим на русскую службу шведским капитаном Иоганном Берглиным осмотрел разведанные ранее рудники в логу Егошихи, примерно в двух километрах от её впадения в Каму.
Прибытие «конкурента» в лице Татищева вызвало немалое недовольство Никиты Демидова, безраздельно господствовавшего здесь в горном деле и уже воспринимавшего природные богатства Урала как свою собственность. По доносу Демидова Татищева вскоре сменили на Георга Вильгельма де Геннина. Он в ноябре 1722 года и сообщил Петру I, что лучшего места для строительства завода, которое ранее присмотрел Татищев, в Кунгурском уезде не найти. В декабре 1722 года на территории будущего завода уже стояли амбар и дом, в котором по приказу Геннина поселился управляющий Иван Полосков.
Весной 1723 года рабочие приступили к расчистке Егошихи от устья до места строительства завода. 15 мая 1723 года к будущему предприятию были приписаны 200 крестьян из деревень Кыласово и Комарово. Первая пробная плавка руды на построенном в короткие сроки Егошихинском заводе состоялась в ноябре. Работами руководил саксонец Мартин Циммерман, обучавший русских рабочих.
Вопрос о том, кто же основал город — Татищев, Геннин, Берглин или Циммерман — до сих пор то и дело всплывает в пермском краеведческом сообществе. Правда же заключается в том, что у Перми едва ли мог быть один отец-основатель.
Население Егошихи, где в течение полугода после открытия завода был построен поселок и основные производственные сооружения, росло быстрыми темпами. Первые два года это было довольно замкнутое поселение: даже продовольствие для завода закупалось централизованно и по подрядам. К началу 30-х годов 18 века в поселке проживало уже 800 человек. В отличие от других уральских городов, поселение при Егошихинском заводе сразу возводилось по регулярному плану, что предполагало повышение его статуса до города.
Несмотря на рост населения, завод с самого своего основания сталкивался с различными проблемами. К примеру, вплоть до конца 18 века местность изобиловала разбойниками, что вызвало необходимость строительства укреплений.
В 1724 году для нужд жителей Егошихи возвели деревянную церковь Петра и Павла, которая вскоре сгорела. На ее месте позже был возведен уже каменный Петропавловский собор, переживший длительный период запустения в советские годы.
Наибольшее влияние на развитие территории, пожалуй, оказал перенос в 1734 году горного начальства из Пыскорского завода на Егошиху и основание Пермского горного начальства. Это стало залогом становления будущей Перми как крупного административного центра.
Вскоре были построены дороги между Егошихинским заводом и Пыскором, а также путь на Оханск. Всё это настолько способствовало развитию торговли, что Егошихинский завод начал постепенно отнимать у Кунгура часть хлебного оборота.
К середине 18 века Егошиха — уже не просто поселок при заводе, а город в полном смысле этого слова. Помешать его дальнейшему развитию могло лишь произошедшее вскоре истощение запасов меди, но к этому моменту починок уже не зависел исключительно от завода, и вот почему: в 1763 году был официально открыт Сибирский тракт, а через год закрыта Верхотурская таможня. Старый и единственный легальный путь в Сибирь, так называемая Бабиновская дорога, стала необязательной. Все потянулись на берега Егошихи.
Для Егошихинского поселка это означало взрывной рост торговли. Товары привозили на судах к заводу, откуда сухопутным путем доставляли дальше. В 70-е годы 18 века в устье Егошихи был построен первый в Перми деревянный гостиный двор.
В это время условные границы города проходили по сегодняшней улице Клименко на западе, району железнодорожной станции Пермь-I на севере, Егошихинскому кладбищу на юге и району планетария и цирка на востоке, то есть фактически частью сегодняшнего микрорайона Городские горки.
В 1736 году произошло еще одно судьбоносное для истории Перми событие — закладка в нескольких верстах от Егошихи Мотовилихинского медеплавильного завода. В отличие от Егошихи, где работали по старинке и в качестве готовой продукции продавали отлитую в бруски «штыковую» медь, в Мотовилихе использовали самые передовые технологии в металлургии того времени, переплавляя медь, доставляемую приписными крестьянами с других заводов, в «чистые» сорта.
Такая продукция пользовалась большим спросом, поэтому значение завода с самого начала было высоко. С этого момента два поселка при заводах — Егошихинском и Мотовилихинском — начинают развиваться параллельно, чтобы в будущем слиться в город Пермь.
О Мотовилихинском медеплавильном, а затем и пушечном заводе, вокруг которого формировался второй исторический центр Перми, мы поговорим в следующий раз. Что касается завода на Егошихе, в 1761 году он перестал быть казенным и перешел в руки графу Михаилу Воронцову. Пермский горный округ был переведен в Кунгур, но маховик истории уже был раскручен. Егошихинский завод с начала 70-х годов 18 века начинает угасать, поселок при нем, напротив, продолжает развиваться, теперь уже за счет торговли.
Именно поэтому Егошихинская слобода стала центром города Пермь, учрежденного указом Екатерины II в ноябре 1780 года. Указ об учреждении Пермского наместничества с разделением его на две провинции и 16 уездов был подписан 27 января 1781 года.
Во второй половине 18 века по распоряжению пермского и тобольского наместника Евгения Кашкина было основано Егошихинское кладбище — старейшее в городе из сохранившихся до наших дней. Долгое время место расположения первого кладбища было загадкой для пермских историков и археологов, но ее, кажется, удалось разгадать в 2014 году, когда во время раскопок Камской археологической экспедиции Пермского университета в центре Перми был обнаружен древний некрополь. Новое Егошихинское кладбище было основано между Егошихой и ее притоком Стиксом.
В конце 18 — начале 19 века центр городской жизни стал постепенно смещаться на запад, в сторону современной эспланады. В 1842 году старые деревянные дома в районе заброшенного Егошихинского завода сгорели во время пожара, и восстанавливать их никто не собирался.
Поэтому развитие Разгуляя, получившего свое название то ли оттого, что здесь находился один из первых в городе питейных домов, то ли потому, что пруд Егошихинского завода был излюбленным местом для лодочных прогулок, замедлилось или прекратилось вовсе.
По правде сказать, это место и сегодня является как бы смычкой двух городских районов, поэтому роль Разгуляя в истории Перми несколько подзабылась. Исторические знания об этом месте заросли также, как старая трамвайная линия, с конца 20-х годов прошлого века проходившая по мосту через Егошиху.
Трамвайное депо, о возможной реинкарнации которого в качестве выставочного пространства поговаривали во время «культурной революции», было построено в 1912 году. Сейчас оно не функционирует именно как депо, там располагаются мастерские, где ремонтируют и изготовливают детали для трамваев и троллейбусов.
Разгуляй вообще исторически связан с рельсами. Еще в 19 веке по северной границе очерченного нами пространства прошла Уральская горнозаводская железная дорога — первая, а до 1896 года основная железная дорога на Урале.
В 2000-е здание вокзала было заброшено, но реанимировано в 2010 году, когда вскоре после приезда в Пермь галериста Марата Гельмана здесь открылся «Музей пермских древностей». Сейчас здание пустует — музей переехал на улицу Сибирская.
Вместе со строительством железной дороги в Разгуляе появились каменные промышленные здания, среди которых особое место занимает железнодорожный вокзал Пермь-I, построенный в 1877–78 годы по проекту Петра Шрейбера. Рядом с симпатичным зданием вокзала Пермь-I были построены здания для управления Пермь-Тюменской железной дороги и управления Пермь-Котласской железной дороги, в которых сейчас располагается Пермский институт железнодорожного транспорта.
Вторая доминанта этой части района — Речной вокзал — значительно моложе вокзала железнодорожного, но судьба у этих зданий чем-то схожа. Речному ради выживания тоже пришлось примириться со сменой своего предназначения. И если расположение в нем музея PERMM выглядело логично хотя бы в свете того, что современное искусство большинством пермяков до сих пор воспринимают как некий андеграунд, то официоз выставки «Россия — моя история», которую теперь планируют разместить здесь, у многих вызывает вопросы.
Здание Речного вокзала было построено в 1940 году. Старые советские фотографии свидетельствуют об оживлении, которое царило на набережной Камы в годы активной речной навигации. Сегодня сюда приезжают в основном только ради того, чтобы сфотографироваться с арт-объектом «Счастье не за горами» и посмотреть на панораму виднеющихся дальше по течению Камы Мотовилихинских заводов.
С 19 века и до сегодняшнего дня район Разгуляя и бывшего Егошихинского завода практически не развивался. Некоторое оживление в «пограничной зоне» этой территории внесло открытие Северной дамбы в 1959 году и возведение в 1960-е годы на границе Ленинского и Мотовилихинского районов зданий цирка и планетария.
О важности строительства в городе обоих объектов заговорили в 60-е. «Иметь свой планетарий — давнишняя мечта горожан», — писала краевая газета «Звезда» в 1965 году, уточняя, что планетарий разместится около дамбы на склонах речки Егошихи.
Здание планетария было сдано в эксплуатацию в 1967 году, а через три года на Городских горках было достроено и универсальное здание цирка, рассчитанное на 2090 мест.
В 1970-е годы в Перми разрабатывался проект полноценной застройки микрорайона. В Государственном архиве Пермского края даже сохранились фотографии макета «будущей застройки». В последние годы тема преображения района для повышения статуса и значимости исторического центра города для пермяков продвигают пермские архитекторы.
Летом 2016 года Союз архитекторов представил три лучшие концепции на создание исторического комплекса в районе Разгуляя, но проект «Первогород», для реализации которого создан благотворительный фонд, пока что выглядит утопичным. Сейчас, по мнению архитекторов, указанная территория «представляет собой депрессивный неразвивающийся участок в структуре города». Спорить с этим трудно. Но помнить о том, что именно здесь бьется сердце старой Перми — надо.
Александр Глушков специально для Properm.ru