Posted 2 ноября 2017, 04:00
Published 2 ноября 2017, 04:00
Modified 2 марта 2023, 14:41
Updated 2 марта 2023, 14:41
29 сентября от Properm.ru был отправлен запрос в министерство природных ресурсов РФ по поводу отказа Кунгурской ледяной пещере в согласовании заявительной документации для включения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ответа от федерального ведомства так и нет, ждем. Видимо, придется обращаться в прокуратуру РФ по поводу нарушения минприроды РФ закона «О СМИ».
Пока ждем ответа от минприроды, собираем информацию о российских объектах, включенных в Список ЮНЕСКО.
О том, как плато Путорана получило статус всемирного природного наследия ЮНЕСКО, и что это дало Красноярскому краю, Properm.ru рассказала начальник отдела экологического просвещения ФГБУ «Заповедники Таймыра» Наталья Аношина.
При включении объекта в Список представители ЮНЕСКО в первую очередь обращают внимание на антропогенный фактор.
«Но у нас территория труднодоступная и удаленная, и человеческое воздействие минимальное. Ближайший населенный пункт — Норильск — находится в 180 км от охранной зоны, добраться до объекта можно по воде (летом), на снегоходе (с марта по апрель), а в остальное время только вертолетом», — пояснила Наталья Аношина.
С 2010 года увеличился интерес к плато как к туристическому объекту. Если в 2010 году количество туристов не превышало 100 человек в год, то сейчас их более 800 (и это только учтённые туристы). По факту количество туристов выросло в восемь раз, а это очень непростые и недешевые экскурсии, не такие цивилизованные, как экскурсии в Кунгурскую ледяную пещеру, сюда с детьми не рискнешь идти. Но если даже здесь после присвоения статуса мирового наследия количество туристов выросло в восемь раз, то, наверное, и в Кунгур поток туристов увеличился бы.
В 2013 году было создано учреждение ФГБУ «Заповедники Таймыра», в ведении которого находятся государственный природный заповедник «Путоранский» — объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО, государственный природный биосферный заповедник «Таймырский», государственный природный заповедник «Большой Арктический» — самый большой в России, а также два заказника федерального значения «Североземельский» и «Пуринский». Заказник «Пуринский» относится к водно-болотным угодьям.
Как говорит Наталья Аношина, «международных статусов у наших ООПТ (особо охраняемых природных территорий) достаточно. И все это, конечно же, накладывает на наше учреждение ответственность за сохранность этих уникальных объектов перед всем международным сообществом».
Суммарная площадь ООПТ — более 10,5 млн га. Земли труднодоступные, удаленные, и у сотрудников заповедников есть всего несколько месяцев в году, чтобы провести все необходимые мероприятия.
Раньше плато посещали в основном категорированные туристы, потому что территория сложная, опасная, и при несчастном случае сложно что-то сделать. После объединения заповедников такая практика была прекращена. Были разработаны маршруты, выделены рекреационные зоны. Теперь территорию заповедника можно посетить только с обязательным сопровождением, идти по разработанным маршрутам.
Однако в основном за разрешением обращаются не местные туристы. Местные (за исключением клубов), не утруждают себя получением разрешения. Наталья Аношина сетует, что полностью контролировать территорию и все экскурсии у них не получается, только вертолетные полеты.
«Большой интерес стали проявлять обывательские туристы (как мы их называем), и неорганизованные. Но мы не организуем туры, мы только предоставляем услуги. Влияет ли увеличение количества туристов на объект, увеличивается ли на него нагрузка? С полной уверенностью могу сказать — НЕТ», — рассказывает Наталья Аношина.
По ее словам, плато также труднодоступно, и даже самостоятельное посещение обходится очень дорого. К примеру, вертолет стоил в этом году около 200 тыс. рублей в час. А чтобы попасть на плато и посетить хотя бы один объект, необходимо минимум 3 часа. Ми8-МТ вмещает до 16 человек без груза, то есть туристов в вертолет входит максимум 13. Получается, с человека за вертолет чуть больше 15 тыс. рублей за час.
А ведь еще надо добраться до Норильска. Заброска в охранной зоне обойдется от 80 тыс. рублей на катере КС. Получается, с одной стороны удаленность и труднодоступность плато не позволяет в полной мере проводить охранные мероприятия, в то же время это является гарантией безопасности для плато, гарантией сохранения.
За плато, как и за Кунгурской пещерой, необходим постоянный мониторинг. Этим в «Заповедниках Таймыра» занимается научный отдел. Проблемы есть, но, по словам Натальи Аношиной, отдел охраны и отдел науки снабжены современной техникой. У инспекторов и научных сотрудников есть водо-, мото- и автотехника, а также различного рода приборы слежения (фотоловушки, квадракоптеры), все отделы обеспечены фото- и видеоаппаратурой. Подддержку оказывает ПАО ЗФ «ГМК «Норильский никель».
Просветительская деятельность является одним из гарантов сохранения уникальной природы. Работа ведется в разных направлениях: организация экологических акций и праздников, выставок.
Отдел экологического просвещения реализует проекты: обустройство охранной зоны «оз. Собачье — оз.Лама — оз.Глубокое»; организация волонтерских лагерей; «Сохраним толсторога вместе» (учет эндемика территории — путоранского снежного барана); эколого-этнографическая школа; «Фестиваль ремесел Хатанги»; «Ремесленные мастерские»; выездные мероприятия: турвыставка «Енисей», фестиваль «Мир Сибири», конференции, круглые столы.
По словам Натальи Аношиной, получить статус объекта ЮНЕСКО — почётно и престижно — «тогда сохранение уникальных мест гарантировано и на международном уровне».
«Ну и конечно же, главный фактор успешного развития — это грамотное руководство. Виктор Матасов — человек уникальный. Можно с уверенностью сказать (и это без прикрас, не для угоды перед руководством) все положительные изменения произошли именно благодаря четкому руководству нашего директора», — добавила Наталья Аношина.