В армии любят сокращать. Для начала разберемся с аббревиатурой. ППД - пункт постоянной дислокации, БЖРК - боевой железнодорожный ракетный комплекс, ну а 52 РД - 52-я ракетная Тарнопольско-Берлинская орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды ракетная дивизия (в/ч 54090), дислоцировавшаяся в ЗАТО Звёздный Пермского края до своего расформирования в 2002 году. На смену дивизии пришла 1328-я база хранения и перегрузки элементов БЖРК (в/ч 12264), просуществовавшая до 1 сентября 2007 года.
В этот период все самое ценное и опасное было вывезено или утилизировано и вот уже целое десятилетие о существовании ракетной дивизии напоминают только руины военных городков, остатки инфраструктуры и боевых позиций разбросанные на огромной территории в лесах южнее города Перми.
Бетон, а местами и железо, пока еще остались, а как же люди? Ветераны дивизии разъехались по всему бывшему СССР, а кто-то навсегда осел в Звездном, сохраняя память о соединении в любовно созданном своими руками музее.
Вся эта безрадостная картина лично мне представляется живой иллюстрацией периода развала Римской или, что ближе к нам, Византийской империи. В периоды между нашествиями очередных варваров, крестоносцев или всхождения на трон полубезумных императоров подданным империи всех уровней социальной иерархии не оставалось ничего другого как мечтать о реванше и воссоздании былого величия.
Если у нас ко Дню РВСН даже через 5 лет не побегут по железным дорогам веселые ракетные поезда, то сейчас пока еще можно посмотреть как все было устроено и работало еще каких-то десять лет тому назад. Смотреть конечно лучше в музее в "Звездном", но для любителей натуры никакой макет не заменит живое прикосновение к истории, к остаткам железнодорожно-ракетной цивилизации.
На границе осени и зимы мы приехали на ППД осмотреть неоднократно осмотренное и заглянуть в пару сооружений где еще не были. Припарковавшись между перездами, скакать дальше по разобранным путям особого желания не возникало, отправились к неказистому зданию пешком.
Подходим к станционному зданию ближе. Его еще называют постом электрической централизации, отсюда можно было централизованно управлять движением поездов.
Здесь пути были разобраны давно и уже частично зарастают мелколесьем.
На здании до сих пор сохранились свойственные станционным постройкам часы на парадном фасаде и большие окна второго этажа с "оперативным" залом. На месте путей - только шпальная клетка.
Практически во всех помещениях сохранилось кое-что из мебели, а вот радиаторы парового отопления безжалостно срезаны и наверняка уже нашли другого хозяина. Неплохо выглядят и оконные рамы, только в редких случаях стекла разбиты.
Помещение фильтро-вентиляционной установки. Интересно оснащение подобным агрегатом обыкновенного не защищенного здания. Внизу валяются нарезанные кем-то дюралевые уголки от установки подготовки воздуха.
Алексей Старков для Properm.ru