Скандал с сокращением санитарок в соликамском детском санатории «Росинка» набирает обороты. 9 февраля руководство санатория для детей, больных туберкулезом, планирует перевести 23 палатных санитаров в уборщики помещений. Те, кто откажется от новой должности, будут сокращены, четверо собрались увольняться. Региональный штаб ОНФ 6 февраля провел круглый стол с представителями минздрава и медучреждений, но к единому мнению прийти не удалось. «Фронтовики» намерены обращаться в суд.
— Вы уже видели новую должностную инструкцию? Чем она отличается от прежней?
Лариса: — «Посчастливилось» совсем случайно. Когда я написала обращение в «Общероссийский народный фронт», меня попросили взять должностную инструкцию у руководителя медучреждения и тогда я ее прочитала. В ней не было ни слова о детях! Такое ощущение, что теперь мы будем мыть помещения, вытирать пыль, драить полы и совсем перестанем заниматься детьми!
— А раньше было иначе?
Лариса и Регина: — 12-часовой рабочий день начинается в 7:15 утра. Сначала поднимаешь детей, подмываешь их, заправляешь кровати, в 7:20 приходит воспитатель и вместе мы спускаемся вниз, так как спальня находится на втором этаже. Там дети переодеваются. Потом завтракают, идут на процедуры, гулять. Мы во всем помогаем воспитателям, так как детей по 15–20 человек в группе. Им от трех до шести лети, и они не могут самостоятельно одеться, причесаться. Некоторые и вовсем не приучены к навыкам самообслуживания.
Кроме того, у нас каждый день стоит в графике генеральной уборки. Понедельник — мы моем стульчики, во вторник — туалеты и т. д.
— Ваш учредитель, краевой минздрав, заявляет о том, что функционал санитарки в должностной инструкции уборщицы сохранится в полном объеме.
— Это не так! Уже сейчас вечернее подмывание и купание детей пытаются переложить на медсестер, но немногие из них соглашаются. И кто будет это делать? Кормить малышей? Переодевать их? Многие наши санитарки говорят, что с 9 февраля будут работать только по должностной инструкции. И если там не прописан уход за детьми, то заниматься им не будут.
— Это акция протеста?
— А как нам быть? Если до сих пор мы получали зарплату по 12 тыс. рублей в месяц, работая по 12 часов в день, и 14 тыс. рублей — в ночь. Теперь только 10 тыс. рублей в месяц. Убрали выплаты за вредные условия труда (мы работаем в опасных условиях с больными детьми), несмотря на то, что мы все равно будет контактировать с пациентами. У нас не будет дополнительного отпуска. А 30-часовая рабочая неделя сменится 40-часовой (по постановлению правительства РФ от 14.02.2003 N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» младший медперсонал имеет право на сокращенную рабочую неделю). Сегодня нам говорят, что это оптимизация, экономия бюджетных средств, повышение производительности труда. Но как мы должны работать в этих условиях?
Регина: У меня трехкомнатная квартира, я многодетная мама. Как я должна жить на эти деньги?
Лариса: Давайте начнем повышать производительность труда с административно-управленческого отдела, где работают три бухгалтера (!) и делопроизводитель?! Воспитателей уже второй год в нашем медучреждении внесли в категорию прочие работники. Из-за чего те все льготы потеряли. Нам сказали, что мы не соответствуем занимаемой должности, так как у нас нет образования. А на образование нужны деньги, а их нет. Поэтому нас сокращают.
Регина: Чиновники просто помешались на деньгах. Они говорят, деньги есть, они выделены фондом ОМС 3,5 млрд рублей, 700 млн рублей пустят на выполнение «майских указов», но на деле все происходит иначе. Нас убирают из младшего медицинского персонала со словами, якобы мы не соответствуем квалификационным требованиям, чтоб не выполнять показатели «дорожной карты»: по младшему персоналу зарплата должна составить не меньше 26 тыс. рублей.
— Почему сначала вышел один приказ за подписью главного врача Анны Пономаревой о переводе санитаров в уборщики, затем он был отменен. Вышел другой об отмене предыдущего и внесении в него изменений?
— Прошлой осенью, когда в нашем медучреждении вышел приказ о переводе всех санитаров в уборщики, в это дело вмешалась прокуратура. Проверяющие сказали руководителю «Ай-я-я-яй!», и его отменили. И если по первому приказу нас всех автоматически перевели в уборщицы, то по новому сначала сократили штат санитарок, а уже потом ввели новые должности.
— Согласятся ли санитарки работать в новых условиях? Что вас ждет в будущем?
— Четверо уже уволились. Остальные останутся. Но при такой огромной нагрузке любой из нас быстро «выгорит», и на смену придут пенсионеры, так как за такие деньги работать по 40 часов в неделю вряд ли молодежь захочет. От новых изменений пострадают все: не только работники, но и дети.
Как пояснила главврач, при сокращении палатным санитаркам были предложены свободные ставки специалиста по закупкам, бухгалтера, подсобного рабочего, машиниста по стирке и ремонту спецодежды, кладовщика и 17 ставок уборщиков служебных помещений. 18 санитарок написали заявление на перевод, четверо не согласились и будут сокращены.
«Наше учреждение — это детский санаторий. Большая часть пациентов — это здоровые дети, которые имеют определенный риск по заболеваемости. Туберкулезников немного, и это не лежачие пациенты. И необходимость в специальном уходе за ними отсутствует», — пояснила Пономарева.
По словам министра здравоохранения Пермского края Дмитрия Матвеева, когда разрабатывались «майские указы», в них было прописано, что увеличение зарплаты врача на 200%, медсестры на 100% и младшего медицинского персонала на 100% — может делаться и за счет повышения производительности труда, или снижения неэффективных расходов. Так как младшие медицинское работники не участвуют непосредственно в лечебном процессе и не имеют специальной подготовки, то расходы на повышение зарплаты этой категории работников можно считать неэффективными.