Posted 9 февраля 2018, 04:49
Published 9 февраля 2018, 04:49
Modified 2 марта 2023, 14:37
Updated 2 марта 2023, 14:37
Потребность благоустраивать территорию в своих дворах только-только набирает обороты. Тренд заметен в центре города, но чем дальше от центральных улиц к окраинам, тем меньше.
Тихий Компрос, почти центр. По нынешним меркам «малоэтажная» застройка: 4–5 этажей размещены на тех же площадках, что и современные 25. Дому на Компросе повезло — он располагается внутри двора, и по проекту межевания квартала ему досталось 55 соток и почти все озеленение внутри квартала (у соседних домов заметно меньше: 32 и 43 сотки, и много асфальта). Поэтому здесь меньше проблем с машиноместами и перенаселенностью, но территория у них уже давно не отвечает сегодняшним потребностям жильцов, потому что ни разу с 90-х не благоустраивалась и инфраструктура дворов полностью разрушена.
ТСЖ в доме собственники организовали в 2007 году, но управляли домом консервативно, на момент смены состава правления не было сделано даже межевание территории. Почему «даже»? По словам председателя ТСЖ, по крайней мере на «тихом Компросе» существует прямая зависимость между формой управления домом и наличием у участка уточненных границ и частной собственности — большинство жителей в ТСЖ знают, чем владеют, большинство жителей в дома с УК — нет.
Основные проблемы в организации пространства — как и у большинства домов, старых или новых — начинается с борьбы за собственную территорию и засильем машин. Территорию двора на Компросе, 88 пришлось вначале «искать» — межевать. Квартальный план «подарил» дому небольшой пустырь сбоку от дома и несколько сквозных проездов, в том числе единственный проезд к детскому саду и неединственный и самовольный проезд в гаражный кооператив.
Жильцам в несколько общих собраний было продвинуто принятие положение о благоустройстве территории. В положение есть четко расписанное зонирование территории — зоны сквозных проездов, места для недолгой (гостевой) парковки, собственная зона хранения автомобилей. Согласно этому же положению расходы на организацию зоны хранения несут только автовладельцы.
Также давным давно отголосовано согласие жильцов на ограждение территории забором, но решение о сборе денег на него разнесено во времени с решением о создании, и ждет уже согласия соседних дворов по вопросу объединения усилий.
Во всех дворах квартала и непосредственно возле дома тротуарной части как таковой не было. Все асфальтирование было сделано по принципу «проездов», а не «проходов» — одноуровневым, неразделенным на зоны и легко доступным автотранспорту. Поэтому машины парковались где хотели — впритык к выходам из подъездов, иногда даже в два ряда, полностью блокируя пожарные проезды. На пятачке у дома влезало восемь-десять машин, остальные заезжали в широкие проезды и ночевали вокруг дома. К собственным машинам добавлялся транзитный трафик детского сада — всем родителям нужно было парковаться строго у ворот садика, и ни на метр дальше. Протиснуться между грязными машинами было сложно, не говоря уже о том, чтобы проехать с коляской или пройти с мешком мусора. Но поначалу больше половины жителей были против того, чтобы отодвигать парковку от дома и делать тротуарную часть, минимальную зону комфорта для пешеходов.
— Большинство жильцов здесь с самой постройки дома, они другого и не видели. Кто-то говорил: «Зачем заниматься благоустройством территории, когда надо решать насущные проблемы — у нас трубы текут». Но чаще говорили: «А куда ставить машины?» И конечно был «ватный» вариант: «мы так привыкли и не надо ничего менять, поэтому просто нет».
Этот вопрос был решен мной волюнтаристски — через превышение сметы. Я заложил смету на то, что мы делаем новое крыльцо каждому подъезду и новые ограждения клумб возле подъездов. А по факту мы сделали и это, и заасфальтировали всю тротуарную зону. Во время асфальтирования некоторые жильцы возмущались, грозились отобрать лопаты у рабочих. Но после окончания работ почти все единогласно решили, что так, конечно, гораздо лучше: «Так вот что ты хотел сделать, оказывается…» Можно хоть рисовать от руки, хоть делать компьютерную визуализацию, но очень сложно доказать что-то, пока это не увидят в реальности.
В первый сезон сила привычки «заставляла» людей заезжать на тротуар и парковаться прямо на нем. Пришлось выставлять ограничители проезда. Таким же образом, насильно, был закрыт сквозной проезд за домом — в первую очередь от родителей, привозящих чада в детсад, и паркующих свои машины прямо под окнами со всеми вытекающими — хлопанье дверьми, сработки автосигнализаций, работающие двигатели. Бетонные ограничители проезда они трижды общими усилиями («мужики, навались») скатывали с дороги, и мы их трижды возвращали на следующее утро на место. Противостояние было мелочным, но долгим, и победило в нем ТСЖ, когда мы замуровали шары в бетон. Проезду пожарных машин и трактора для уборки они не мешают — а всем остальным там делать нечего.
Когда зона тротуара была расширена, возможность поставить машины в два ряда была заблокирована. Естественно, машины переместились в другие проезды и на соседнюю территорию, часть машин стояли на платной парковке поблизости. После расширения тротуара председатель ТСЖ обратился к собственникам с предложением о действительно комфортном дворе без машин: «У нас есть пустырь, он наш, давайте делать автопарковку там». Решение о распоряжении земельным участком должно быть принято двумя третями всех жильцов, а не только автомобилистами.
— Это был действительно пустырь. Заросли травы, одна тропинка, останки детской площадки в виде половины турника, и тополя по периметру. Но сразу отсыпать площадку было нельзя, ждали межевание. В противном случае мы рисковали получить «революцию» от соседей. На межевания мы потратили много времени, почти два года — в центре города оказалось проще отступить от шести соседей полметра, чем получить от них согласование. Как только поворотные точки получили, сразу выгнали трактор. После засыпки площадки к нам пришла демонстрация из соседнего дома, который кстати «живет» под УК. Оказывается, у них здесь была «зеленая лужайка», а мы, вредители, засыпали ее гравием и снесли «их детскую площадку». Вызывали администрацию, жаловались.
Я согласен, что у нас в городе что-то «отсыпать» готовы все и всегда, и мы не исключение. Наверное, это самый простой способ решить любую проблему с газоном — уничтожив его. Но мы рассудили, что зелени на остальных 30 сотках нам будет предостаточно — но одно кронирование тополей мы за эти годы потратили более 200 тысяч, и банальная стрижка газонов обходится в год в заметную цифру.
Соседям же мы задали простой вопрос, на который не услышали ответа — что им мешало в предыдущие 30 лет из заросшего пустыря с останками турника делать нормальную ухоженную детскую площадку? Конечно, мы в ожиданни подобных реакций четко вымеряли разрешенные отступы от нашей будущей стоянки до домов и детсада. Поэтому демонстрация экологов закончилась ничем. Своей территорией, кстати, они не занялись до сих пор — там аналогичный пустырь, плюс жилище бомжей и три ничейных гаража.
Выравнивание, отсыпка и другие работы — получилось около 300 тысяч рублей на эти шесть соток. Да, дорого, но и действовать было предложено пошагово. Несмотря на расслоение в доходах жильцов, автовладельцы пришли к выводу, что большинству не хочется ставить машины хаотично и под окнами — решили, что не будут растягивать траты на долгий период ежемесячных платежей, а скидываются на всю сумму за один подход. Дальше — кто скидывался, тот на стоянку и ставит — это условие не забыли написать в Положении. Остальные — право на въезд на территорию имеют (иначе пойдут в суд), но зонирование в Положении не предполагает иных мест хранения, только зоны транзита и временной гостевой стоянки.
— Первый сезон наша стоянка прожила без забора. Мы понимали, что как только отсыпем площадку, на ней появятся и чужие машины — халявщиков среди соседей много. Кроме того, из-за отсыпки появился второй въезд на эту площадку, чужие машины стали заезжать и оттуда, что порядка не прибавляло. Мы договорились терпеть, так как установка ограждения — следующий логичный шаг.
Второй сезон — поставили ограждение по периметру стоянки. Туда начали залезать машины из соседних домов и те, кто приезжает в детский сад. Мы повесили цепочку с замком на въезде, всех кто попался, выпускали вручную — поток халявщиков сразу схлынул. Цепочку дважды рвали, опять был период «привыкания». И только на третий сезон, когда цепочка устояла, мы поставили автоматику на въезде.
Зона комфорта для пешеходов, выходящих из подъезда, устроена. Автомобили выселены в отдельно стоящую «конюшню». Во дворе остались только гости и 2–3 ночующих машины, которые не скинулись на парковку. Как говорилось выше, вопрос с ними остался подвешенным — в Положении прописано, что ночевать под окнами запрещено и ТСЖ имеет право эвакуировать такие машины, но ресурса на это пока нет, а главное — нет охраняемого контура, поэтому бегать за ними не стали. Большинство автовладельцев это понимают, хотя могли поступить аналогично.
На все это ушло три года. Что дальше? Большая работа предстоит по благоустройству самого двора. А там — остатки бордюров, вытоптанные лужайки, разрушенное ограждение газонов, древняя детская площадка и торчащий «саркофаг» теплотрассы. Предстоит оформить центральный проезд, сделать тротуары для трафика из двора, сделать бордюрное ограждение для зеленых зон.
— Попытка ТСЖ сделать эти элементы с помощью федеральной программы «Комфортная среда» в 2017 году потерпела крах — дом по программе набрал 12 из 14 возможных баллов и был в явных лидерах по формальным признакам, но в силу вступили неформальные — средства по программе фактически распределяла комиссия из сотрудников администрации и депутатов без учета набранных баллов. Но программа будет и в этом году, и мы не теряем надежды.
Любителям безбарьерной среды — забор ТСЖ сделать все-таки планирует. Это несомненно ухудшит доступность, прервет внутриквартальный трафик и заставит самих жильцов обходить все по кругу. Но мотивация проекта у председателя есть, и аргументов у нее достаточно — безопасность внутри контура, чувство «своей» земли у собственников, снижение транзитного выгула собак, снижение давления на дом спамеров с макулатурой и клеем в руках, закладочников и любителей стритарта. Плюс скоро зона платной парковки дотянется и до этой части города.
Вариант организации «европейского» безмашинного двора и отдельно стоящего паркинга, который реализуется в этом доме, отнюдь не универсален — не каждому дому достаются заросшие репейником 6 соток. Но снижать давление машиномест на внутридворовую экосистему рано или поздно придется — когда появится соответствующий запрос на комфорт.
Примеру дома на Компросе, 88 следуют и соседние дома, в данный момент обсуждаются предложения объединить три дома в квартале в единый периметр и общую зону благоустройства.
— На старте длительного процесса благоустройства вашего двора нужно принять положение о благоустройстве территории, где четко расписать назначение всех зон.
— Несмотря на множество проблем с состоянием дома, стоит принять решение: 20–30% бюджета на содержание тратить на благоустройство территории. Нельзя жить во дворце посреди болота, нужно параллельно решать проблемы и в доме, и снаружи его.
— В одну повестку общего собрания собственников не стоит вносить пункты по преобразованию территории и сразу же о стоимости. На первом — принимаете решение о преобразованиях, на следующем — про бюджеты. Сначала голосуем за забор, потом — про его цену. Это позволит нужной инициативе «просочиться» через фильтр консерваторов, и не стать запоротой о денежный вопрос. Если на первом собрании приняли решение «за», на следующем его уже не сольют, а будут действительно договариваться о деталях бюджета.
— Легкое превышение сметы для реализации благоустроительной инициативы не станет камнем преткновения, когда очевидный положительный результат налицо. Отчет по фактической смете утверждается на общем собрании значительно легче, чем согласование плановой.
— Чем больше благоустраивается территория, тем дороже стоит ее содержание! Отгрохал огромный газон — полезли затраты на полив и стрижку (неожиданно, да?). Сделал детскую площадку — возникли затраты на ремонт. Неухудшающееся и постоянно возобновляемое состояние инфраструктуры — основной козырь теории «разбитых окон», которая несомненно работает, но стоит дорого.
Если вы знаете двор в типовом доме в Перми, где сами жильцы избавились от парковки и отдали пространство парку, игровой или спортивной площадке, подскажите нам адрес!