Posted 19 февраля 2018, 12:00
Published 19 февраля 2018, 12:00
Modified 2 марта 2023, 14:36
Updated 2 марта 2023, 14:36
— Для чего были реформы с передачей автодорог в федеральную собственность?
— Структура федерального агентства «Росавтодор» предполагает, что есть территориальные управления, федеральные казенные учреждения. Сейчас сетью федеральных автодорог в России , более 50 тыс. км, управляет более 30 ФКУ. Наше управление имеет большую историю, в 2018 году отмечаем 75-летие. С 1943 года были разные стадии, разные названия. Предпоследнее — управление дорог «Волга» — находилось в Чебоксарах. В рамках организационных мероприятий «Росавтодора» сеть автодорог изменилась. С 1 января 2017 года появилось ФКУ Упрдор «Прикамье», реорганизованное из упрдора «Волга», с головным офисом в Перми.
В нашем оперативном управлении находится 1 921 км федеральных дорог, которые проходят по пяти регионам РФ: Пермский край, республика Удмуртия, Кировская область, Ненецкий автономный округ, республика Коми. Есть филиалы в Ижевске и Кирове, есть представительство в Сыктывкаре.
— До изменений федеральные трассы в Пермском крае находились в оперативном управлении «Уралуправтодора», из Екатеринбурга. Почему было важно разместить главный офис нового управления именно в Перми?
— Пермский край стратегически важен, так как здесь проходит несколько автодорог федерального значения. Это М7 «Волга», это Р242 «Пермь-Екатеринбург», это Р243 Кострома-Шарья-Киров, с 1 января 2017 года в федеральную собственность перешла дорога, соединяющая Кострому, Киров и Пермь. Поэтому решение об управлении этими автодорогами из Перми было принято «Росавтодором» и Минтрансом РФ.
— Что получили дороги Пермского края, перешедшие в федеральную собственность?
— Развитие. Потому что федеральная дорога, соединяющая субъекты Российской Федерации, с транзитным движением, должна соответствовать федеральным нормативам о состоянии и содержании. Федеральные нормативы и требования к автодороге выше региональных. У «Росавтодора» есть долгосрочная стратегия развития дорожной сети, которая предусматривает соответствие дороги определенным высоким нормативам. И мы идем к этому нормативу. Есть поручение президента РФ о том, что к концу 2018 года 80% федеральных трасс должны соответствовать нормативу. Федеральное финансирование, программы и задачи предполагают всё, чтобы это поручение выполнить.
— Если брать автодороги в вашем управлении, каков процент соответствия нормативу в начале 2018 года?
— Порядка 68%. Есть куда расти, есть, что делать.
— Что именно было сделано на тех трассах, которые передали в федеральное управление?
— Если говорить именно о Пермском крае, в 2017 году мы выполнили различные работы на порядка 135 км (из 520 км, которые проходят по Пермскому краю). Текущий ремонт, капитальный ремонт, устройство слоев износа покрытий.
Большое внимание, ресурсы и время выделяем безопасности: было выполнено большое количество работ по обустройству барьерного и тросового ограждения, установка видеокомплексов для мониторинга за состоянием проезда по федеральным трассам. Плотно взаимодействуем с ГИБДД, вместе выезжаем на объекты, ведем мониторинг, анализируем результаты. Там, где были проведены работы по усилению безопасности дорожного движения, аварийность упала в среднем на 10–12%. В процентах нельзя измерить человеческую жизнь, но положительная динамика по сокращению числа аварий уже есть.
В прошлом году проведены такие мероприятия, как установка табло переменной информации, сообщающее водителям дорожную обстановку, установлены дополнительные средства визуального ориентирования, нанесены шумовые полосы при подъездах к сложным участкам. По результатам этой работы в Пермском крае ликвидированы 3 места концентрации ДТП (из 3-х, выявленных по результатам анализа аварийности в 2016 году).
На автодороге «Кострома-Шарья-Киров-Пермь» отремонтировали участки, и дорога «поехала». Мы зафиксировали увеличения трафика на ней, особенно среди грузовых автомобилей. Дальнобойщиков сложно обмануть, они выбирают самые короткие маршруты, если они комфортны для проезда и экономят время в пути.
— Какие планы по ремонту на федеральных трассах в Пермском крае в 2018 году? Где будут введены ограничения по движению транспорта?
— Планы сформированы, начинаем процедуры заключения госконтрактов, есть уже заключенные контракты. Объем работ будет примерно таким же, как в 2017 году, по километрам.
Согласно доведенному заданию, на 2018 год в Пермском крае уже запланированы работы по устройству слоев износа на 89 км: работы пройдут на автодороге Р242 «Пермь-Екатеринбург»
(41 км в кунгурском и Суксунском районах), на автодороге А153 «Нытва-Кудымкар»(34 км), на автодороге Р243 (7,5 км). Также запланирован капитальный ремонт 19 км на автодороге А153. На автомобильной дороге М-7 «Волга», подъезд к г.Перми, будет закончен капитальный ремонт моста через реку Сюзьва в Краснокамском районе. Запланирован капитальный ремонт моста через реку Очер. Сейчас идут процессы утверждения заданий работ. Итоговое количество километров может измениться.
Ограничения в движении транспорта, связанные с технологическими процессами, будут: реверсивные участки, светофоры, ограничение скорости. Постараемся минимизировать ограничения, сократить нагрузки на пользователей дорог.
— Примеров недобросовестной работы дорожных подрядчиков за последние 10 лет накопилось достаточно. Вспомнить хотя бы участок «Лобаново-Кояново» на трассе «Пермь-Екатеринбург» и мост через Сюзьву на М7. Что вы, как заказчик, можете законно предпринять, чтобы объект не оказался в руках плохого подрядчика?
— Действительно, мост через Сюзьву — проблема. Еще раз хотел бы принести извинения от лица «Росавтодора» за те неудобства, которые получили жители Пермского края. Подрядчик — «СтройТрест» — не организовал работу должным образом. Мы сделали всё, что могли сделать, согласно условиям госконракта, — штрафные санкции, претензионная работа. Но мост уже был разобран, и одну его часть нужно было завершать. В прошлом году мы выполнили работы, сняли ограничения в движении. Вышли на УФАС с инициативой включить этого подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков. Уверен, что мы сможем добиться того, чтобы подрядчики такого плана не работали на дорожных объектах ни в Пермском крае, ни в других регионах. На 2018 год есть финансирование на продолжение работ на вторую часть моста, начата процедура госзакупки. Подрядчик определится, и мы завершим капитальный ремонт в этом году.
Отношения с подрядчиками регламентируются госконтрактом. Если говорить о самой процедуре госзакупки, то здесь все прозрачно и просто — есть 44-ФЗ, который мы исполняем. Другое дело, что есть определенные квалификационные требования, которые мы предусматриваем. Это обеспечение заявки — денежная сумма или банковская гарантия, которая страхует ситуацию в случае неисполнения обязательств по контракту. Также есть обязательные технические требования.
Процесс строительства и ремонта дорог — сложный процесс. Есть те подрядчики, которые с ним не справляются, получают замечания, предписания и так далее. Есть подрядчики, кто хорошо справляется, соблюдает порядок на объекте как у себя дома. Нельзя говорить, что есть хороший подрядчик и есть плохой подрядчик. Есть 44-ФЗ, он очень простой и понятный, и в соответствие с ним мы работаем.
— Вы работаете в Пермском крае второй год. Как оцениваете пермских дорожных подрядчиков?
— Очень приятно и отрадно, что в Пермском крае серьезный пул хороших подрядчиков. Пермские подрядчики работают и в Пермском крае, и на сети федеральных дорог далеко за его пределами. Все работают хорошо.
— Поговорим об автодороге «Пермь-Екатеринбург». Завершается реконструкция участков «Лобаново-Кояново» и «Бершеть-Кукуштан». Известно, что есть планы по дальнейшей реконструкции. Какой станет эта автодорога через несколько лет? Что с финансированием?
— Участки 20–27 км и 40–47 км еще не переданы в ФКУ Управдор «Прикамье», они находятся в управлении «Уралуправтодора». Как только заказчики завершат реконструкцию, после этого передадут в управление нам. Штаб по реконструкции и содержанию этих участков проводится каждую неделю, мы тоже в нем участвуем — проблем со сдачей не будет.
Реконструкция автодороги «Пермь-Екатеринбург» от Кукуштана будет продолжена. Это будет реконструкция участка федеральной автодороги, с доведением его до первой категории, организации 4-полосного, местами 6-полосного движения. План — до 85-го км, то есть до Кунгура, сделать дорогу категории 1Б. Срок начала реализации всего проекта запланирован на 2019 год, весь проект разбит на три участка, окончание работ в 2022 году. Сроки в том числе зависят от финансирования. Проект серьезный и сложный, его стоимость порядка 12 млрд рублей из федерального бюджета.
Участок 47–58 км — перспективный участок, уже готов проект реконструкции. Он уже включен в федеральную адресную инвестиционную программу, начало реализации запланировано на 2019 год. У нас и в Минтрансе РФ есть неоднократные обращения губернатора Пермского края с инициативой начать реализацию проекта раньше. Сейчас «Росавтодор» рассматривает возможность сместить начало работ на этом участке на 2018 год. Как только мы получим окончательные документы, сообщим о сроках реализации проекта широкой общественности.
— За Кунгуром на трассе «Пермь-Екатеринбург» идет интенсивный транзитный трафик. Есть ли перспективы реконструировать ее от 85-го км и дальше?
— В долгосрочных планах мы видим развитие этой дороги. Мы анализируем интенсивность движения на всех федеральных трассах, и из этого уже делаем выводы. И сейчас точка самой высокой интенсивности движения по федеральным трассам на территории Пермского края приходится на 458-й километр на подъезде к Перми от М7. Сейчас там самый серьезный трафик, более 30 тыс. автомобилей в сутки.
На трассе «Пермь-Екатеринбург» трафик тоже растет, точка с наибольшей интенсивностью движения — Шахарово. Работаем совместно с ГИБДД по снятию напряжения и обеспечению безопасности. В долгосрочной перспективе думаем о реконструкции, а до этого можно применять другие способы. Не секрет, что большое количество аварий происходит из-за усталости водителей, им просто негде безопасно и комфортно остановиться для отдыха. Сейчас «Росавтодор» разработал и принял концепцию развития объектов дорожного сервиса в РФ, которая предполагает, что пользователь федеральных автодорог в любой точке России может получить хороший и доступный сервис, с заправкой, питанием, горячей водой, туалетом.
— Как производится мониторинг? Какая оперативность реакций?
— Доставка информации мгновенная. В одном из мессенджеров создан чат, куда включены наши ответственные представители, представители МЧС, ГИБДД. Это позволяет всем участникам в любой момент времени фиксировать проблему и оперативно решать ее. Наш куратор, инспектор ГИБДД выкладывают фото — тут же реакция всех ведомств. Такой чат существует в каждом регионе.
Наши дороги оборудованы автоматической системой мониторинга метеообстановки, с помощью видеокамер мы видим, в каком состоянии дорога. Метеодатчики расположены именно на тех участках дорог, где наибольший риск возникновения сложной ситуации из-за погодных условий. Так мы можем прогнозировать, давать подрядчику информацию с опережением, и заранее планировать работы — это очень важно именно в зимнем содержании дорог. Отмечу, что вся дорожная техника оснащена бортовыми терминалами ГЛОНАСС и подключена к нашему программному комплексу. С его помощью мы видим все автомобили наших подрядчиков: где они находится, что делают. Работа диспетчерских служб подрядчиков также организована в круглосуточном режиме.
— Перед началом зимнего сезона подрядчики отчитывались о заготовке песко-соляной смеси для подсыпки дорог. Будет ли переход на современные реагенты?
— Совместно с коллегами из администрации Перми и минтранса Пермского края смотрим, что можно применить. В этом году на участке автодороги М7 провели эксперимент с противогололедными материалами, которые изготавливают в Пермском крае. Все же федеральная дорога и городская улица — это разные объекты по интенсивности движения. По итогам эксперимента могу сказать, что материалы очень качественные, хорошо себя зарекомендовали на сложном участке, даже при переходах через ноль. Думаю, в ближайшее время мы будем применять эти материалы.
— Скоро начнется новый дорожно-строительный сезон. Будут ли при ремонте федеральных трасс применяться новейшие дорожно-строительные технологии?
— Планируем применять холодный ресайлинг для ремонта дорог. Не скажу, что это новейшая технология, однако в России она применялась не часто. На Р243 применяем эту технологию. Технология заключается в стабилизации основания, усилении и уплотнении грунта. Это позволяет уйти от капитального ремонта, глобальной замены грунта в основании дороги. Специальная техника вскрывает старое основание, с учетом химического состава стабилизирует существующее основание, уплотняет его, а сверху уже укладывается асфальтобетон. Сокращаются сроки ремонта, стоимость ремонта. При этом дорога получается как новая, технология хорошо себя зарекомендовала.
Есть и другие технологии по усилению асфальтобетона, применяем геосетки, геосинтетики. Применяем композитные материалы, они легкие, простые и быстрые в монтаже. Применяем современные решения для обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе тросовые ограждения, диодные светофоры, подсветку пешеходных переходов.
— Много дискуссий было о применении тросового ограждения на российских трассах.
— Троссовое ограждение эффективно. Мы постоянно находимся в контакте с ГИБДД. В Пермском крае с Алексеем Кариным смотрели, по каким причинам происходят аварии — большая часть приходится на нарушение правил обгона и выезд на встречную полосу движения. Дороги становятся лучше, позволяют ехать быстрее, но не все водители добросовестно исполняют требования ПДД и совершают опасные маневры. Для предупреждения этого нарушения нам нужно разделить встречные потоки. Когда нет времени ждать, пока будет проект на обустройство разделителя «нью-джерси», на помощь приходит тросовое ограждение. В сравнении с «нью-джерси» оно бюджетно, легко монтируется. Еще одно преимущество — его можно смонтировать там, где капитальный разделитель поставить невозможно.
— Правда ли, что может появиться федеральная автодорога «Пермь-Сыктывкар»?
— Да. Видим развитие соединения двух субъектов РФ, Пермского края и Республики Коми, федеральной трассой. Сейчас наша дорога доходит до Кудымкара, а связи с Республикой Коми по федеральной дороге нет, есть только региональная дорога через Гайны и Визингу, асфальтовая с одним грунтовым разрывом. Предложения о федеральной автодороге «Пермь-Сыктывкар» есть и со стороны Пермского края, и со стороны Республики Коми. «Росавтодор» эти предложения поддерживает, нужно проработать проектные решения и пакет документов для передачи региональной дороги в федеральную собственность. Правительство Пермского края и правительство республики Коми сейчас готовят документы на передачу автодороги.
Связь Перми и Сыктывкара федеральной автодорогой перспективна — это и удобство в перемещении для жителей регионов, это и логистическое удобство. Далее есть перспектива вести дорогу на север. В Нарьян-Маре у нас есть 4 километра федеральной автодороги, подход к аэропорту. Есть планы соединить федеральной автодорогой республику Коми с Ненецким автономным округом, так как сейчас там дорога в самом разном состоянии.
— Какие дороги Пермского края могут стать федеральными в ближайшее время?
— Ведем переговоры о том, чтобы передать в федеральную собственность Южный и Западный обходы Перми, так как они являются разрывом между федеральными автодорогами Р243 и Р242. Это было наше предложение, его поддержало правительство Пермского края.
— Чего ждать от программы «Безопасные и качественные дороги» в Пермском крае в 2018 году?
— Участвуем в этой программе. В прошлом году было сделано всего 86 объектов в Пермском крае, в 2018-м будет сделано всего 48 объектов, в том числе один на федеральной дороге. Всего по пермской агломерации будет отремонтировано 111 километров покрытия. Перечень был составлен как по данным диагностики, так и с обязательным учетом мнений жителей агломерации.