Posted 20 февраля 2018, 10:59
Published 20 февраля 2018, 10:59
Modified 2 марта 2023, 14:37
Updated 2 марта 2023, 14:37
В прошлом году приоритет в программе должны были получить дома, набравшие наибольшее количество баллов по пяти критериям. Их устанавливал муниципалитет исходя из собственных соображений и нормативных актов Минстроя РФ. Например, в Перми выбирали участников программы по следующим пунктам:
Максимальное количество баллов — 14, набирала условная «сталинка» с разрушенным двором, которая ни разу за последние пять лет не участвовала в программах благоустройства, с активными жильцами, готовыми на два субботника, и почему-то с детской площадкой, построенной позднее 2011 года.
Фактически, баллы по данным критериям учтены не были, и дворы для благоустройства районные комиссии в пяти из семи районов Перми выбрали по размеру домов и количеству проживающих.
Теперь программу «Комфортная городская среда» стала курировать Региональная служба по тарифам Пермского края, которая изменила систему критериев.
Ключевое отличие от прошлого сезона — в критерии теперь входит количество благополучателей. Размер дома и количество электората, проживающего в нем, признаны ключевым формальным признаком, то есть прошлогодняя ситуация «де-факто» зафиксирована в 2018 году «де-юре». При этом был исключен самый весомый критерий прошлого года — возраст дома.
Список критериев РСТ носит «рекомендательный характер», то есть в некоторых территориях или частных случаях муниципалитеты могу выбрать свой порядок. Смотрим на полный перечень критериев, по которому ваш дом попадет (или не попадет) в программу:
Основной критерий | Уточняющий критерий | Баллы |
---|---|---|
№1. Численность населения | до 200 жителей | 3 баллов |
от 200 до 400 жителей | 5 баллов | |
400 и более жителей | 10 баллов | |
№2. Возможность синхронизации с иными проектами и программами | не предусмотрена | 0 баллов |
предусмотрена | 10 баллов | |
№3. Состояние дорожных покрытий | наличие различных типов покрытий функциональных зон двора, (детские, спортивные площадки, асфальтовое покрытие дворового проезда, покрытие дорожно-тропиночной сети) ремонт которых был проведен в течение 2–3х лет | от 1 до 4 баллов |
наличие одного типа покрытия, нуждающегося в полной/частичной замене | от 5 до 7 баллов | |
полное отсутствие каких-либо покрытий, либо наличие покрытия, нуждающегося в полной или частичной замене | от 8 до 10 баллов | |
№4. Состояние существующего оборудования (детских и спортивных площадок, площадок ТКО, урн, скамеек) | наличие оборудования, срок эксплуатациисоставляет от трех до пяти лет | от 1 до 4 баллов |
наличие оборудования, срок эксплуатациисоставляет от шести до десяти лет | от 5 до 7 баллов | |
полное отсутствие оборудования или наличие оборудования, ставшего полностью непригодным | от 8 до 10 баллов | |
№5. Состояние осветительных приборов | наличие комплексного освещения двора | от 1 до 4 баллов |
наличие точечного освещения двора, недостаточность освещения различных зон двора; | от 5 до 7 баллов | |
полное отсутствие осветительных приборов | от 8 до 10 баллов | |
№6. Наличие потенциально аварийных объектов | отсутствие аварийных и потенциально аварийных объектов | 0 баллов |
наличие аварийных и потенциально аварийных объектов | 10 баллов |
Отдавать приоритет служба рекомендует дворам домов, где проживает больше людей и есть возможность совместить («синхронизировать») благоустройство с другими проектами. Напомним, скоро 300-летие Перми, и под него будут разработаны программы по восстановлению облика города. Также по-прежнему действуют постановления мэрии №382 и №511, в рамках которых проводится благоустройство детских площадок и дворов.
Изменения коснулись и перечня работ, которые могут финансироваться за счет средств программы. Был полностью вычеркнут «дополнительный перечень работ». Бюджетные деньги больше не будут выделяться на обустройство детских и спортивных площадок, кронирование деревьев, озеленение территорий или обустройство площадок для сбора ТКО.
Теперь в рамках программы «Комфортная городская среда» жители Прикамья могут рассчитывать только на:
На федеральном уровне программа заявлена пятилетней — с 2017 по 2022 год. Процедура приема заявок была проведена в прошлом году, и в этом году должна повториться.
Однако сложность в том, что при смене системы критериев все старые заявки теряют свою актуальность, ведь они были оформлены по старым требованиям. Все заявки прошлого сезона делятся на две части — попавшие в сезон благоустройств 2017 года, и перенесенные на «потом». В части районов в итоговых протоколах комиссий этот перенос звучит как «2018 год», в других более честно «2018–2020» или даже «2018–2022».
Руководитель Региональной службы по тарифам Пермского края Антон Удальев считает, что дворы домов, которые попали в прошлом году в программу 2017 года, но по вине муниципалитета не были отремонтированы, должны быть благоустроены в этом году, независимо от того, сколько человек в них проживает. Соответствующие рекомендации направлены всем местным властям.
Что касается домов, которые были ранее включены в план «Комфортной городской среды» на 2018–2022 годы, их ожидает переоценка, согласно новым критериям, рекомендованным РСТ. В прошлом году оценку производили общественные комиссии в районах и муниципалитетах, а не собственники.
Мы сделали реестр всех отложенных на этот и более поздние сезоны заявок, поданных в прошлом году:
По новой системе критериев большинство домов-лидеров по оценке прошлого года (12–14 баллов), лишатся своего «преимущества», поскольку возраст домов учитываться не будет.
Таким «старым» домам, и домам среднеэтажной застройки, например тем, что находятся в историческом центре Перми и Мотовилихе, вице-премьер предлагает объединяться и благоустраивать общие дворовые территории. Для этого нужно подать комплексную заявку, которая будет соответствовать критерию «более 400 человек». По такому же принципу РСТ рекомендует благоустраивать общественные пространства в сельских территориях и городах с небольшим населением.
В РСТ отдельно отмечают, что заявки поданные в 2017 году, должны быть автоматически включены в сводную таблицу всех заявок. Значит заново проводить собрание и подавать заявку этим домам не нужно.
Пока не понятно. Местные власти должны разработать программы и в марте 2018 года предоставить их в РСТ. Основываться программы должны на методических рекомендациях, которые разработала региональная служба по тарифам.
Окончательное решение о том, как будут выбираться дома для включения в программу «Комфортной городской среды» определяет муниципалитет. Поэтому сейчас собственникам нужно узнать, какой порядок будет определен местными чиновниками, и когда выйдет соответствующее постановление с требованиями и сроками подачи заявок.
Надеемся, что временной промежуток между постановлением местного главы и датой окончания сбора заявок не будет до курьезного малым, как это было в прошлом году в Перми. Тогда соблюсти все формальные процедуры, не допустив нарушений, могли только очень организованные собственники. Также хочется верить, что требования к заявкам будут включать исчерпывающий перечень, которым руководствуется комиссия, включая такие тонкости, как наличие дизайн-проекта, точной сметы и проведенная собственниками процедура выбора подрядчика.
Однако кампания по выбору дворов в этом году может пройти совсем по другому сценарию — без заявок от жителей. К заявкам, поданным в прошлом году и пересчитанным по новым критериям, новые дома будут добавляться не инициативным порядком, а по самостоятельному решению местных чиновников.
Муниципалитеты могут использовать предоставленные РСТ методические рекомендации и созданные ведомством паспорта дворов. Затем, на основании этих данных выбрать дворы самостоятельно, не дожидаясь заявок жителей. Частично список заполнится такими заявками или полностью, и насколько эти заявки «пододвинут» прошлогодние — решает глава муниципалитета.
Как будут выбирать подрядчиков и контролировать чиновников?
Благоустраивать дворы предлагается двумя способами — через субвенции управляющим компаниям и ТСЖ, или через подрядчиков, определенных при помощи аукциона на сайте госзакупок. Каким путем идти, выбирает опять же конкретный муниципалитет.
По словам Удальева, несмотря на то, что порядок отбора домов и подрядчиков достаточно вольный, за региональной службой по тарифам останется контролирующая функция.
«Когда будут готовы муниципальные программы, мы дадим им свою оценку. Если мы увидим, что будут случаи, где, вместо двора с населением в 400 человек выбор упадет на двор с 50 жителями, то спросим, почему так произошло. Если внятного ответа от местных властей не будет, они не смогут объяснить, почему не воспользовались теми критериями, что мы дали, то будем пересматривать наше соглашение о выдаче субсидий. Мы в любом случае узнаем, если кто-то что-то сделал не так», — говорит глава РСТ Пермского края.
Все взаимодействие между краем и муниципалитетами будет проходить через проектный офис, созданный при региональной службе по тарифам. Это подразделение ведомства будет консультировать местные власти по вопросам благоустройства и согласовывать проекты. В том числе проверять сметы. Тем не менее в правительстве призывают жителей всех территорий принимать участие в контроле работ при помощи сервиса «Управляем вместе».
Чего ждать?
Логика новой методики понятна — привести в приемлемое состояние как можно более крупные жилые массивы. Учитывая, что в 2017 году на 395 млн рублей в Пермском крае благоустроили 173 двора, то в 2018 году, при самом плохом раскладе, их должно быть минимум вдвое больше. При этом соотношение жителей (благополучателей) в домах, попавших в программу, должно быть больше, чем в два раза, относительно прошлогодних показателей.
Стала ли программа прозрачнее? Пока об этом говорить сложно. Если муниципалитеты откажутся от 44-ФЗ, что вполне вероятно, из-за недостатка кадровых ресурсов для организации большого количества дополнительных конкурсных процедур, то выбирать подрядчиков формально предстоит УК и ТСЖ.
Учитывая то, что подавляющая часть жилого фонда находится под управлением УК, и как проходят голосования жильцов в большинстве таких домов, сохраняется риск, что мы увидим поддельные протоколы. При таком положении дел, мало кого удивит, если в исполнителях окажутся организации, аффилированные с местными чиновниками, депутатами-одномандатниками или руководителями управляющих организаций.
Председатель ТСЖ «Компрос 88» Алексей Чистяков считает, что предложенная РСТ система оценки, впрочем, как и федеральная программа, вновь поощряет пассивность жителей:
«Финансирование сваливается на собственников домов, которым годами было безразлично, что происходит у них во дворе. А те, кто ответственно подходят к благоустройству своей территории и хотят что-то улучшить, из-за своей активности отодвигаются на задний план. Государство тем самым показывает дурной пример и продолжает взращивать патернализм — чем меньше вы лично участвуете в создании комфортной среды, тем больше денег вам свалится на ее создание.
Не думаю, что после внезапного точечного благоустройства такие собственники оценят упавший «с неба» подарок и будут содержать его, или как минимум не ломать. Через пять–семь лет все результаты программы будут разрушены самими же собственниками, и деньги в таком же объеме понадобятся вновь», — резюмирует председатель ТСЖ.
Смущает участников рынка и то, что местные власти смогут выбирать дома на основе анализа, учитывая лишь статистические данные из сводной таблицы, исключив жителей из процесса. Антон Толмачев, председатель ТОС «Краснова», высказывается за другую систему критериев:
— Нужно вводить только один критерий — софинансирование со стороны собственников. Он будет свидетельствовать, о том, что люди готовы и хотят перемен. Я уверен, что если бы он был введен, то ни один дом, находящийся «под гнетом управляющей компании», никогда бы не собрал нужные суммы. Потому что люди там неорганизованны, и многие даже не знают, что вообще «голосовали» за какое-то благоустройство. Таким образом программа была бы направлена на тех, кто смог самоорганизоваться, и, возможно, простимулировала бы часть домов отказаться от рабства УК и организовать ТСЖ.
Напомним, подобный отбор, через обязательное софинансирование части затрат жителями в размере от 5% и более, применялся в проводимой до 2015 года программе капремонта домов. По какому сценарию будет развиваться программа "Комфортная городская среда" в 2018 году, мы увидим уже в марте.