В 2017 году в Перми и Пермском крае произошел рост ДТП с участием пассажирских автобусов, тенденция продолжается и 2018 году: за январь аварий было больше, чем годом ранее. В 2017 году выявили 20 случаев, когда водитель автобуса находился в состоянии алкогольного опьянения, в январе этого года — выявили уже двоих, сообщили в ГИБДД по Пермскому краю.
Профилактическое мероприятие «Автобус», направленное на профилактику дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов, проводится ГИБДД по Пермскому краю уже безостановочно. Внимание акцентируется на причинах, по которым происходят дорожно-транспортные происшествия с участием автобусов. Более 350 автобусов с техническими неисправностями, две тысячи нарушений ПДД и даже пьяные водители на рейсе — итогами проверок с Properm.ru поделился начальник отдела надзора УГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю Михаил Кайгородов.
По словам Михаила Кайгородова, в 2018 году контроль за качеством и безопасностью пассажирских перевозок остается в приоритете деятельности службы и будет усилен. Кроме того, к проверке перевозчиков подключается и прокуратура.
Профилактические рейды будут продолжаться, обещают в ГИБДД, так как перевозчики допускают множественные нарушения и в части эксплуатации техники, и в части предрейсовой подготовки, не говоря уже о соблюдении ПДД водителями. Только за 2017 год к ответственности за нарушения ПДД были привлечны более 270 водителей, работающих на городских автобусных маршрутах. По вине водителей автобусов произошло 59 ДТП в Перми.
Среди этих 59 ДТП учитываются только те аварии, в которых погибли или пострадали люди. В этих авариях в 2017 году в Перми погибли пять человек, получили травмы разной степени тяжести 100 человек. Больше всего ДТП с автобусами произошло в Мотовилихинском и Свердловском районах, в них нет ни одного погибшего, но пострадали 38 человек.
Естественно, число аварий зависит от плотности движения в разное время суток. Самое аварийное у автобусов время — период с 12:00 до 21:00, с пиком между 15:00 и 18:00. Есть более аварийные и среди дней недели. В 2017 году больше всего ДТП с автобусами происходило по понедельникам (больше всего аварий в Мотовилихинском районе), средам (больше всего аварий в Свердловском районе) и четвергам (аварии во всех районах города).
Среди причин ДТП — сплошь нарушения ПДД водителями. На самые распространенные нарушения — нарушение требования сигнала светофора, неправильный выбор дистанции, несоответствие скорости конкретным условиям и несоблюдение очередности проезда — приходится почти половина ДТП. Остальные аварии происходили из-за нарушения правил перестроения, нарушения правил проезда пешеходных переходов, нарушения правил перевозки людей и других нарушений. Итогом всех этих нарушения стали 24 столкновения транспортных средств, 17 падений пассажиров с получением травмы, 10 наездов на пешеходов и другие аварийные стиуации.
Неоднократно сами водители сетовали, что аварийные ситуации возникают из-за жестких требований графика движения на маршруте, а опаздывающие «экипажи» теряют премию. Это доказывает и список самых распространенных нарушений, которые провоцируют ДТП (см.выше). Так, при осуществлении предпринимательской деятельности получение прибыли превалирует над вопросами обеспечения дорожной безопасности, хотя по федеральному законодательству все должно быть с точностью до наоборот.
Аварийность или безаварийность маршрута зависит не только от водителя и требований графика. Влияние оказывает и длина маршрута, и его прохождение по местам скопления трафика — это увеличивает риски попасть в аварию. По итогам 2017 года самым аварийным маршрутом стал №32, следующий из микрорайона Васильевка до Центрального рынка, — пять ДТП. По три аварии произошли на маршрутах №1 и №77.
Количество аварий за 2017 год | Маршруты |
---|---|
5 | №32 |
3 | №1, 77 |
2 | №3, 14, 18, 19, 20, 36, 53, 63, 66, |
1 | №3т, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 13, 27, 38, 40, 43, 49, 59, 64, 67, 80, 98т, 121, 160, 721, 823 |
Без аварий | №7,15, 17, 21, 22, 24, 25, 26, 33, 34, 35, 37, 39, 41, 42, 44, 46, 47, 48, 52, 54, 55, 56, 58, 60, 61, 62, 65, 68, 71, 73, 74, 75, 78 |
Отдельной строкой можно вынести те маршруты, на которых не только не было аварий в 2017 году, но и перевозчик (обслуживающий рейс в 2018 году) не был замешан в других дорожных происшествиях на других рейсах: №17 (ИП Старков), №21 (ООО АСК Транс), №22 (ООО Транзит), №25 (ИП Красновский), №26 (ИП Черноколпаков), №34 (ИП Мирзамухаметов), №37 (ООО ТрансК), №39 (ООО Закамский автобус-1), №42 (ООО АААвто), №44 (ИП Тетерин), №46 (ООО Вираж), №47 (ООО ПермАвтоЛайн), №48 (ООО Транзит), №55 (ООО ПАП-3), №56 (ИП Полежаев), №58 (ИП Аристов), №62 (МУП Пермгорэлектротранс), №73 (ООО АСК Транс), №74 (ООО ГорАвтоТранс), №75 (ИП Белозеров).
Некоторые перевозчики на маршрутах меняются, другие обслуживают одни и те же маршруты год за годом. Мы сопоставили фактическую и потенциальную аварийность перевозчиков за 2017 год (по статистике ГИБДД) и список перевозчиков на городских автобусных маршрутах на 2018 год (по данным «Пермгортранс»). Антилидером рейтинга в 2017 году оказался ООО «Дизель», которые недавно проверяла прокуратура. Также в этом рейтинге присутствует и ООО «Техстрой-Авто», чей водитель допустил смертельное ДТП на Садовом 20 февраля.
Юрлицо перевозчика | Привлечено водителей, 2017 | Актов при надзоре, 2017 | ДТП в 2017 | Маршруты в 2018 |
---|---|---|---|---|
ООО Дизель | 18 | 14 | 7 | № 18, 53, 77, 78 |
ИП Окулова | 15 | 9 | 2 | № 40 |
ООО СИТИ БАС | 15 | 8 | 2 | № 63 |
ООО Мега-Групп | 13 | 10 | 3 | № 8, 15, 20, 65 |
ИП Коротаева | 13 | 8 | 2 | - |
ООО НП МАНСИТИ | 13 | 5 | 2 | - |
ООО Техстрой-Авто | 12 | 8 | 1 | № 1, 52 |
ООО Арт Стиль | 11 | 9 | 1 | № 7, 49 |
ИП Златковская | 11 | 8 | 1 | № 10 |
ООО Экипаж | 11 | 7 | 1 | - |
ООО Автоколонна №3 | 11 | 7 | 1 | - |
ООО Транс-А | 10 | 9 | 1 | - |
ИП Анисимов | 10 | 8 | 1 | - |
После серьезного столкновения автобусов на Садовом 20 февраля открыто встал вопрос, кто находился за рулем одного из автобусов, какая квалификация была у водителя, сколько нарушений ПДД за ним числилось и так далее.
Не секрет, что проблема квалификации водителей на пассажирских перевозках стоит особо остро, а кадровый дефицит заполняется либо трудовыми мигрантами, либо далеко не асами, наскоро получившими права категории D. Тем не менее, аварийность пассажирского транспорта зависит не только от водителя — важен и «директор автопарка». Именно руководители компаний-перевозчиков допускают неквалифицированных водителей за руль своих автобусов, именно руководители закрывают глаза на техническое состояние машин и предрейсовый осмотр шоферов. У хорошего хозяина автобусы не «бесятся».
Рынок перевозчиков похож на другие рынки — часть компаний прямо или косвенно связаны друг с другом. Так, ранее мы выявили связь между участниками ДТП на Садовом ООО «Техстрой-Авто» и «Сервис-Авто».
Также среди перевозчиков, обслуживающих пассажирские рейсы в 2018 году, по некоторым признакам связаны: