Posted 27 февраля 2018,, 09:35

Published 27 февраля 2018,, 09:35

Modified 2 марта 2023,, 14:36

Updated 2 марта 2023,, 14:36

Пять мнений об эспланаде. «Я боюсь, чтобы эта площадь не была изуродована, как площадь у Театра-Театра»

Пять мнений об эспланаде. «Я боюсь, чтобы эта площадь не была изуродована, как площадь у Театра-Театра»

27 февраля 2018, 09:35
Анастасия Вяткина
Фото: Properm.ru
В Перми вновь развернулась дискуссия об использовании пространства эспланады. Мы собрали пять мнений экспертов о том, на что следует обратить внимание при переустройстве эспланады и как нужно подходить к приданию новых смыслов этой площади в центре города. О высоких смыслах рассказал главный режиссер Театр-Театр Владимир Гурфинкель. По его мнению, пермская эспланада — место, где люди могут стать счастливыми.
Сюжет
Колонка

Дискуссия вокруг эспланады возникает в среднем раз в пять лет. В феврале 2018 года в администрации Перми состоялся круглый стол о концепции развития городской эспланады в квартале №68, от здания заксобрания до ул. Попова. Были представлены три проекта, как может измениться пространство. Один из представленных проектов был одобрен депутатами городской думы.

О проблеме транспортной инфраструктуры в центре города и опасениях, что проект реконструкции эспланады без должных гарантий может повторить историю новой набережной, накануне высказался Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования «Российской академии транспорта».

По мнению наших собеседников, ни один из представленных проектов невозможно считать окончательным. Проектам не хватает ни масштабности, ни комплексного подхода к инфраструктуре, ни высоких смыслов.

***

Владимир Гурфинкель:

— Люди театра воспринимают мир с точки зрения взаимоотношений людей, их общения. Есть разные пространства: камерные, в которых можно говорить о лирическом; большие, которые требуют драматического взгляда, и, быть может, даже трагедийного. А есть пространства уникальные — они вызывают в человеке потребность эпического разговора, когда человек сопоставляет себя с городом, страной и миром.

Пермская эспланада на долгие годы стала для меня объектом исследований. Началось исследование тогда, когда мы сделали первый целостный ледовый городок. После этого опыта мы сделали фестивальный городок «Белых ночей», где мы попробовали закрыть пространство и создать атмосферу, которая влияла бы на поведение человека. Когда у человека окружающая среда и обилие предметов искусства вызывали возвышенные чувства, потребность в определенном поведении и мыслях. Как же удивлены были представители полиции, которые не понимали, почему на территории фестивального городка два года отсутствовали прямые конфликты между людьми и факты хулиганства. Я им объяснял, что если не допускать внутри пьянства, курения, у людей внутри будут другие мысли, они будут заняты другим.

Сегодня невозможно не думать об этом месте. Мы вступили в то время, когда человеку кажется, что он постоянно включается в прямое общение, которое преподнес интернет как некий подарок. На самом деле, это не подарок, потому что интернет дает информационное общение, но не созидает в нас эмоциональную сопричастность. Только площадь и только толпа, которая себя осознает и становится народом, может дать человеку возможность эмоциональной сопричастности. В этот момент «я» заменяется на «мы», человека постигает невероятное ощущение счастья. Каждый человек знает, что он конечен, что есть смерть, но «мы» — бесконечны. Человеку необходимо периодически подключаться к энергиям больших потоков, отходить от гаджетов и становиться «мы», не только взявшись за руки, но и соединившись мыслями и чувствами.

"