Posted 8 мая 2018, 11:39
Published 8 мая 2018, 11:39
Modified 2 марта 2023, 14:34
Updated 2 марта 2023, 14:34
Согласно ч. 2 ст. 169 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном правительством РФ порядке аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с ч. 2 ст. 174 ЖК РФ в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, средства фонда капремонта используются на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома по решению собственников помещений в этом многоквартирном доме. В случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и соответственно изъятия каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, средства распределяются между собственниками помещений дома пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капремонт и взносов, уплаченных предшествующими собственниками.
Аналогичная норма предусмотрена в ст. 184 ЖК РФ применительно к деятельности регионального оператора: В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции региональный оператор обязан направить средства фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции в соответствии с частями 10 и 11 ст. 32 ЖК РФ на основании решения собственников помещений.
В случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и изъятия каждого жилого помещения региональный оператор в порядке, установленном нормативно-правовым актом субъекта РФ, обязан выплатить собственникам помещений средства фонда капитального ремонта пропорционально размерам уплаченных ими взносов и размерам указанных взносов, уплаченных предшествующими собственниками. При этом жильцы сохраняют право на получение выкупной цены за изымаемое жилое помещение и иные предусмотренные статьей 32 ЖК РФ права.
По ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию этого дома, земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение (ч. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ).
Постановлением правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Кроме того, на краевом уровне действует ст. 27 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» и постановление правительства Пермского края от 01.11.2017 № 884-П, которым утвержден порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядка использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома.
Таким образом, путь возмещения уплаченных взносов один. Но варианты решений у собственников помещений, как указано в ст. 174 ЖК РФ, могут быть разные:
Необходимо обратиться с заявлением с указанием соответствующих обстоятельств и реквизитов счета для перечисления денежных средств к региональному оператору, либо к владельцу специального счета: фонду капитального ремонта, управляющую компанию, ТСЖ, жилищный кооператив.
Для запуска процедуры возврата взносов на капремонт необходимо решение государственного либо муниципального органа об изъятии земельного участка многоквартирного дома для государственных или муниципальных нужд.
В случае, если такое решение вопреки нормам закона не принимается, бездействие администрации муниципального образования может быть обжаловано в суде.
Так, в прошлом году после актуализации программы капремонта в Перми из нее было исключено 503 дома. Однако по сведениям, полученным редакцией, до сих пор не принято ни одного решения об изъятии земельного участка многоквартирного дома. В фонде капремонта поясняют, что такие решения — это все-таки компетенция органов местного самоуправления, поэтому лучше этот вопрос задать им. В пермской администрации поясняют, что принятие решения об изъятии земельного участка и жилых помещений у собственников путем выплаты возмещения за изымаемые помещения принимается при наличии соответствующего источника финансирования. При включении аварийного дома в программу по расселению управление направляет заявку на изъятие стоящего на кадастровом учете земельного участка под аварийным домом в департамент земельных отношений администрации Перми. После изъятия распоряжением начальника управления принимается решение об изъятии жилых помещений в аварийном доме.
Судебные решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд не принимались. Поэтому судебные решения, обязывающие департамент земельных отношений администрации Перми, принять решение об изъятии земельных участков в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) отсутствуют.
Законодательно срок обращения с заявлением не определен. В то же время определен срок, в течение которого региональный оператор, либо владелец специального счета обязаны осуществить возврат денежных средств — шесть месяцев с момента направления заявления.
Закон не содержит каких-то ограничений на этот счёт.
По общему правилу, возврату подлежит вся сумма. Исключение составляют ситуации, связанные с осуществлением сноса многоквартирного дома за счет собственников на основании их решения, а также с выполнением работ по капремонту дома до признания его аварийным. Последняя ситуация является спорной и детально законодательно не регламентирована. Но нужно полагать, что возврату подлежит уплаченная собственником сумма за минусом понесенных затрат на капитальный ремонт пропорционально доле собственника (доле в праве собственности на общее имущество дома).
Здесь, как обычно, два юрисдикционных пути: обратиться в органы прокуратуры, инспекцию государственного жилищного надзора, либо в суд (для физических лиц — в суд общей юрисдикции).
Таким образом, процедура возврата средств капитального ремонта не так проста, как это изложено на бумаге, и при пассивности органов власти собственнику квартиры предстоит потратить немало времени и сил для претворения её в жизнь.