Posted 20 мая 2018,, 18:59

Published 20 мая 2018,, 18:59

Modified 1 марта 2023,, 15:03

Updated 1 марта 2023,, 15:03

Наши там. Каир: «Если ты упал — вся улица сбежится к тебе: поднимут, отряхнут, чаем напоят»

20 мая 2018, 18:59
Properm.ru продолжает рассказывать о странах глазами пермяков, сменивших место жительства. Сегодня — история пермячки Анны Безматерных.
Сюжет
Наши там

— Анна расскажи, когда и при каких обстоятельствах ты оказалась в Египте, в Каире?

— Начну с Египта, потому что в Каир я переехала спустя некоторое время.

Я работала в брендинговом агентстве. Работала на износ, занимала достаточно лидирующие позиции. Но была выжата, как лимон, и в какой-то момент просто захотелось перезагрузки, ментально–психологической. И, в общем, так получилось, я оказалась в Египте.

Прилетела в Шарм-эль-Шейх в отпуск, не имея никакого представления о стране. Меня впечатлила анимационная команда, которая бойко и жизнерадостно работала на берегу моря. Показалось, почему бы не поработать в свое удовольствие, с такими приятными погодными условиями. Когда я вернулась в Пермь, подписала контракт на работу в анимации и улетела вновь.

На тот момент у меня уже были друзья в Египте и когда они узнали, что у меня в планах оставаться и работать в анимации, начали меня отговаривать.Среди египтян это не очень почетное занятие. Так как я отвлеклась от плана в самый неудобный момент, были и попытки поработать в тур компании в Шарм-эль-Шейха, но все упиралось в визу, в визовый режим. При этом мне постоянно промывали мозги, что себя надо ценить, раз есть образование. В Египте очень большое внимание уделяется образованию. Не так как у нас: получил корочку, положил в стол, они там пылятся и ты, будучи стоматологом, работаешь геологом. Здесь, если ты получил образование — иди работать по нему, значит с головой все у тебя в порядке и потенциала у тебя больше. Поэтому все стали меня убеждать попытать удачу в столице по трудоустройству в посольстве Российской Федерации.

2012 год — постреволюционное время. Я уезжала из Шарм-эль-Шейха с друзьями будущего мужа. Я ехала в никуда и не понимала, что из себя Каир представляет. Я представляла что-то наподобие Шарм-эль-Шейха, но только на берегу Нила. Это, конечно, была большая ошибка, большая наивность. Когда мы прошли пограничный пункт и к нам приставили кортеж из бронированных машин, тогда ко мне пришло осознание, куда я еду. Доехала до Каира, с большими глазами, въезжала туда, как на Марс.

Каир очень трудный город, тяжелый, тем более, если ты девушка, иностранка. Город абсолютно задизайнен для мужчин, более того с ярко выраженным синдромом мегаполиса, когда либо ты движешься с толпой — либо тебя толпа снесет. На большинстве улиц отсутствуют светофоры, привыкала к этому очень долго, нервов на кулак намотала немало. С учетом морально устаревшей инфраструктуры мужчинам и людям на машинах там живется намного проще.

— Получилось обустроиться?

— Когда приехала в Каир, была жуткая безработица. На тот момент первая цветная революция отгремела, а вторая была на подходе. Поэтому в посольстве мне никто особо рад не был, сказали: «Мы, знаете, свои драгоценные кадры сокращаем с сердечным приступом, а тут как — бы еще какие-то дополнительные кадры стучатся…» Поэтому, все обернулась тем, что я ушла во фриланс.

В Каире пробыла всего два месяца, жила в Замалеке — богемный район. Там живут аристократы «в прошлом», у кого есть членство в различных английских клубах, они катаются на лошадях, играют в гольф. Ну, плюс звезды кино, сцены. В Замалеке базируются посольства всех стран.

На момент первого месяца моего нахождения в Каире я жила с тетей своего будущего мужа. Она вращалась среди иностранцев, работала в Британском консульстве, была очень открытая и дружелюбная. Потом я снимала квартиру с марокканкой, она была своего рода начинающе-продолжающей звездой кино. Но потом я уехала в Россию и вернулась только в октябре 2013 года, когда мой нынешний муж сделал мне предложение.

Мы официально оформили брак, сняли квартиру, предполагали, что я начну работать в call-центре. Там иностранцев любят, уважают, платятся, как правило, зарплаты намного выше средних, предоставляется полный соцпакет, но работать у меня не получилось, потому что на нас напали и я не смогла прийти на финальный экзамен. Напали в нашей же квартире. Четверо людей. Как мне потом пояснили — это была такая схема, которая на тот момент часто случалась в Каире

— Расскажи об этой схеме.

— Для заселения молодоженов здесь принято либо покупать новую квартиру, либо снимать абсолютно пустую и привозить свою мебель. Когда же снимается квартира мебелированная, восприятие другое: что какой-то мальчик мажор снимает квартиру ради потехи с той самой жрицей любви. А мы жили скромно, особого внимания к себе не привлекали: ну не будем же мы показывать наш брачный сертификат каждому встречному на улице. Ну и, очевидно, живя под чьим-то пристальным наблюдением, стали жертвой ложного слуха.

На нас напали и думали, что мы не пойдем в полицию, потому что из «тех». Соответственно, огласке не захотим предавать. Дело завели, потому что я выдала пламенную речь, как Россия помогала Египту в войне с Израилем. До этого полицейский с ухмылкой смотрел на все. Впоследствии кого-то из них даже поймали, и, очевидно, посадили.

— Расскажи, что за квартира, в которой вы жили?

— В районе Агуза. Стоила около 1500 фунтов, примерно 150 долларов по тем временам. К слову, это безопасный район, просто был смутный период после того как убрали Мубарака (президент Египта до 2011 года) и пришел Мурси (президент с июня 2012 по июль 2013 г.). В тот период времени со мной достаточно часто случались неприятные прецеденты уличного домогательства, иногда даже со стороны полицейских, что воспринималось шоково. После того как Мурси убрали, пришел к власти Сиси, установив милитарное государство, поэтому полиция везде и всюду. Стало безопаснее, стало спокойнее. Сейчас у меня нет ощущения, что за углом на меня нападут. Могу идти одна по улице достаточно поздно и быть уверенной, что дойду до дома в целости и сохранности.

Каир, как Москва — никогда не спит, вечно пробужденный город, везде люди. Стоит тебе только пискнуть, тем более если ты девушка, мусульманка, тому, кто стал причиной твоего писка-визга, ему точно не поздоровитcя, его завернут, смотают, наподдают.

Однако, Египет находится в горячей точке мира, и отпечаток это накладывает. Это и террористические организации, которые время от времени дают о себе знать, война на северном Синае. Но повторюсь, с учетом того, что сейчас военные у власти, есть какая-то уверенность, что тебя защитят, в обиду не дадут. Египетская армия числится в списке самых сильных и хорошо оснащенных во всем мире…

Сейчас, конечно, я живу в другом районе, он называется Мадинет Насер или Насер Сити. Это каменные джунгли, но с очень развитой пафосной инфраструктурой. Стоит квартира 3500 фунтов в месяц.

— Какими тебе показались каирцы?

— Первый год я была наивной. Мне казалось, египтяне жутко добрые, ради тебя они свернут горы, все поднесут на блюдечке с золотой каемочкой. Мне казалось, что здесь социальный рай. Ты упал — вся улица сбежится к тебе, поднимут, отряхнут, чаем напоют. У них принято при встрече обязательно поинтересоваться, как дела, а при прощании уточнить, требуется ли тебе что-то с их стороны. Это очень сильно располагало. Но позже я начала понимать, что это всего лишь норма вежливости. Бывало, что в моменты острой необходимости моральной поддержки много кто из новоиспеченных приятелей смотрели на меня с недоумением, почему я вообще рассчитываю на их помощь и делюсь чем-то сокровенным.

Но в своем большинстве египтяне адекватно ведут себя, когда кому-то нужна помощь, и им безразлично, что не знают этого человека. За весь период моего пребывания в Египте было много ситуаций с накалом страстей, опасных для жизни и здоровья, и египтяне не раз помогали. В то время, как в России, может быть, человек прошел бы мимо и никак не отреагировал.
Помимо того, что египтяне очень скорые на помощь и отзывчивые, они очень патриотичные. Некоторые хорошие специалисты уезжают в Европу, но потом возвращаются, потому что скучают по родине. Я иногда смотрю, и думаю «Боже, как они так любят свою страну, за что, за всю эту головную боль, за все страдания, бесчисленные проблемы в стране?» Но они легко смотрят на жизнь, в этом им помогает религия.

— Каир хорош развит?

— Каир — это мегаполис, самый крупный город Африки, но, к сожалению, государство не совсем интенсивно занимается его улучшением. Когда ты приезжаешь в определенные части города, можешь себя почувствовать в 70-ых. Однако, наряду с этим продолжают активно застраиваться новые районы такие, как New Cairo, Tagamoa, пригород 6-го Октября и т.д. В основном, богатые египтяне селятся там. Плюс, сейчас закладывается фундамент новой столицы, проект очень амибициозный — планируется, что это будет африканский Нью-Йорк.

Если пойдешь в государственную поликлинику забудешь, что ты болен, сразу выздоровеешь, посмотрев на колорит, на персонал. Например, удел мой как иностранки — это идти в платную клинику. Через нужных людей узнаешь, идешь, может даже со скидкой.

Если закрывать глаза на внешнее оформление, то внутреннее содержание будет достойное, похожее на наше бесплатное здравоохранение, на наших врачей, которые, конечно, очень славятся по всему миру. Но, к слову, египтяне врачи и инженеры также пользуются большим спросом в Европе. Например, если ты идешь к врачу, который 10 лет отработал в Париже, то, безусловно, есть уверенность в его компетентности.

— Какие еще профессии престижные в Каире?

— Такие профессии, как военный, полицейский, врач, инженер, безусловно, пользуются большим почетом. У тебя будет огромное количество социальных благ. Например, членство в определенные клубы с большим перечнем бонусов, куда вход людям вне профессии ограничен.

Кстати про директоров. Есть иерархия. Ты работаешь на начальных позициях и только спустя 5–10 лет будет первое повышение. Тогда увеличат зарплату. И опять же это всё системно.

Что касается корпоративной жизни, помимо возрастной дискриминации, есть ещё и гендерная. Я долго не могла привыкнуть, не хотела принимать как факт. Но, к сожалению, это тоже имеет место. Когда ты женщина или девушка, другие не очень рады твоим высоким позициям: смотрят с недоверием, немножко даже со снобизмом и высокомерием. Мол: «Тебе бы дома сидеть и детьми заниматься, а ты тут что-то пытаешься изобразить из себя в бизнесе»

— Сексизм

— Да сексизм.

— Ты начала говорить про местную кухню. Расскажи, что тебе понравилось, к чему до сих пор не можешь привыкнуть, чего не хватает?

— Не хватает маминых супов. Это точно! Когда мама начинает рассказывать, что она уху или борщ приготовила, хоть пешком иди на этот запах. А вообще египетская кухня очень вкусная. Мясная. За что я сейчас расплачиваюсь высоким уровнем холестерина. Когда я прилетела первый раз в Египет, была вегетарианкой. Но, я просто не смогла устоять от обилия мясных блюд. Очень трудно.

Например, Фатта. Очень популярное блюдо особенно в Рамадан. С говядиной, рисом и сушёным хлебом. Очень питательно и вкусно. Есть Макши. У нас это обычно перцы фаршированные или голубцы, а у них это и баклажаны (маленькие правда), и виноградные листья, и кабачки (опять же маленькие). Всё что у них фаршированное они называют макши. В основном с рисом или мясом.

Восточные сладости, безусловно. Здесь путь к мужчине лежит через его желудок и, в частности, через восточные сладости.

— Раз упомянули Рамадан. Расскажи как ты приняла ислам?

— Да я приняла ислам официально в 2014 году. Я принесла свидетельство шахаду, когда ты говоришь, что веришь в единого бога И пророка Мухаммеда. Мусульмане на самом деле верят во всех пророков начиная с Адама, потому что он был первым пророком на земле. И поехали: Ной, Моисей, Иисус и заканчиваем Мухаммедом. Официально — это я имею в виду в Аль-Азхаре. Официальная организация при университете, одном из старейших в мире, где ты официально принимаешь ислам и тебе выдаётся сертификат, который позволяет тебе совершать паломничество в Мекку.

— Меня больше интересовало твоё внутреннее состояние. Ты принимала это из-за необходимости или всё же из-за веры?

— Ну что касается веры поясню. Я была человеком религиозным будучи христианкой. Более того, я была настолько религиозной, что в детстве читала библию и проявляла к ней интерес. Я не понимала сама откуда это тяга к походу в церковь, узнавать больше о моей религии. И таким пиком был как раз отлёт в Египет.

Скажем так: родственники мужа, стали задавать правильные вопросы. Они спрашивали верю ли я, что Иисус пророк, а не полубог-получеловек? Была какая-то правильная подача. Был задан интересный вопрос, а почему бы я не Напрямую обращалась к нашему создателю, а не к святым? Это оказалось правильно. Картина сложилась, как пазл. Я прочувствовала ислам душой и разумом. В исламе даются ответы на многие вопросы, на которые ты можешь жизнь потратить, чтобы найти ответ.

Опять же сказать, что на меня повлияли? Да, в том смысле, что нашли правильный подход. Главное, всё понятно и правильно объяснить, и оставить человека довольствоваться своей свободой и свободой своего выбора. Если он захочет, то придёт в эту религию если нет, то это его право выбора. Сразу скажу в Коране написано, что в религии нет принуждения. Поэтому вот эти все террористические организации наподобие ИГИЛ (официально запрещена на территории РФ) — это абсолютно неверующие люди.

— Расскажи про культурную жизнь. Чем египтяне занимаются?

— На самом деле египтяне такие же люди, у них есть и увлечения. Кальян и чаепитие все же удел стареющего поколения. Молодёжь, в основном, любит сходить в клуб пошуметь. Занимаются спортом. Кстати бодибилдинг очень развит. Есть экстрим парки. Сейчас набирают популярность сноупарки с искусственным снегом.

Девочки, например, покупают абонементы в фитнес-центр, бассейн. Могут там весь день провести, обсудить новинки моды. Мужчины же увлекаются спортом, бары, кино. Я очень страдала, когда поняла, что здесь не развиты театры. Мне очень не хватает этого.

— Пирамиды все так же популярны?

— Это лицо Каира, больше того символ Египта. В общем, достаточно заботливо относятся. Какого-то кощунства я не замечала.Также по-прежнему ведутся раскопки. Восстанавливается Каирский музей (был частично разрушен и разграблен в 2011 году — Properm.ru). Коллекция пополняется. Когда я в последний раз была меня очень потрясла экспозиция мумий. И сейчас по проекту ЮНЕСКО строят новое здание каирского музея, обещают что-то невероятное.

В районах дельты Нила, где земля принадлежит жителям местные фермеры находят много золотых статуэток, причём золото фараоновских времён. По закону люди не должны делиться, так как это находится в их собственности. Получается, что за секунду люди становятся миллионерами.

— Что местные знают о России?

— Набор стереотипов, как и везде: балалайка, Путин, холод. В Египте кстати, как и в Китае, нет центрального отопления, поэтому очень тяжело переживать здесь зиму. Климат средиземноморский. Ночами холодно зимой. Приходится надевать пять слоёв одежды и два одеяла. Находиться в здании очень холодно.

В общем, русских уважают. Знают, что мы не предадим, если кого-то назвали другом. Сколько я не езжу в Шарм, когда узнают, что я русская, плачутся. Они не верят. «В смысле ты из России? Ты откуда? Мы так скучаем!». Когда узнают, что русская, то хвала и почёт.

— Египтяне скучают по русским, а ты скучаешь по Перми, по России?

— Первый год нет. Но со второго года, когда редко получалось навестить свою семью, друзей, началась ностальгия. Патриотичность взлетела до небес. Стала жёстко позиционировать, что я русская.

Меня либо путают с сирийками — мы очень похожи, либо с мансурами. Когда этого происходит, я говорю, что русская. Также случалось, что говорили: «Ты мусульманка, значит ты египтянка, а не русская». У ислама нет национальности. Я русская мусульманка.

Окрепла патриотичность. Осознала какая у нас богатая культура. Пик ностальгии возник ещё, когда я ходила на Рождество в Оперный театр. Там были украшенные ёлки и снег ватный. Почувствовала, что соскучилась по русской зиме, по этой атмосфере. По России очень скучаю, но на самом деле тебе будет хорошо там, где тебя ждут и любят.

"