«Мотовилиха — наше всё». Что происходит со старейшим машиностроительным предприятием Урала?

«Мотовилиха — наше всё». Что происходит со старейшим машиностроительным предприятием Урала?

21 июня 2018, 12:22
Публичное акционерное общество (ПАО) «Мотовилихинские заводы» признано банкротом. На предприятии введена процедура конкурсного производства. 790 сотрудников получили уведомления о предстоящем сокращении.

Долгая борьба акционеров за власть на крупнейшем машиностроительном предприятии Урала подходит к концу. «Мотовилиху» банкротят в интересах государства. Мы встретились с бывшими и действующими сотрудниками предприятия, топ-менеджерами, проанализировали решения судов и информацию открытых источников, проследили новейшую историю предприятия, которая заканчивается в настоящее время.

Будущее «Мотовилихи» будет иным. Все опрошенные Properm.ru эксперты считают, что миноритарии «Мотовилихинских заводов» «опоздали», им надо было раньше продавать свои пакеты, в истории с контролируемым банкротством государство одержит верх — стратегическое и оперативное управление производством перейдет к Ростеху. Что изменится для Пермского края и Перми, что ждет рабочих завода?

Структура холдинга

Всего у ПАО «Мотовилихинские заводы» 13 стопроцентных дочерних компаний: ООО «Механик», ЗАО СКБ, УДС «Молот-Прикамье», «Мотовилиха — гражданское машиностроение», МЗ «Камасталь», торговая компания «Мотовилихинские заводы», ЗАО «Импульс-М», ПАО «Электрик», АО «Агротехмашстройсервис», ТД «Мотовилихинские заводы», ОО «Тепло-М», ОО «Третий спецмаш», ЗАО «МЗ-Сервис», и 5% холдинг имеет в ЗАО «ПКНМ-Краснокамск».

На данный момент на территории «Мотовилихинских заводов» осуществляют свою хозяйственную деятельность:

  • ПАО «Мотовилихинские заводы» — управляющая компания холдинга. Производство машиностроительной продукции специального и гражданского назначения.
  • ООО «МЗ «Камасталь» — производство металлургической продукции.
  • ООО «Мотовилиха — гражданское машиностроение» — производство нефтепромыслового оборудования
  • АО «Канаросс» — производство насосных штанг
  • ЗАО «СКБ» — конструкторское бюро специального и гражданского машиностроения.
  • ООО «Тепло-М» — котельная для нужд «Мотовилихинских заводов» и Мотовилихинского района Перми.

На предприятиях холдинга работает около 6000 человек.

Какую продукцию выпускают предприятия?

«Мотовилихинские заводы» специализируются на разработке и производстве техники военного назначения (артиллерийские орудия, миномёты и реактивные системы залпового огня), нефтепромыслового и бурового оборудования (насосные штанги, утяжелённые бурильные и ведущие трубы), металлургической продукции (поковки, штамповки, сортовой прокат).

«Мотовилихинские заводы» — единственный в стране артиллерийский завод полного цикла. Завод является разработчиком и единственным в России производителем боевой и транспортно-заряжающей машин из состава реактивных систем залпового огня типа «Град», «Смерч» и их модифицированных версий «Торнадо-Г», «Торнадо-С».

Производством гражданской продукции занимается предприятие «Мотовилиха — гражданское машиностроение». Основная продукция металлургического направления — это поковки (промежуточная заготовка или изделие, полученное ковкой или объемной штамповкой). Предприятие занимает 12% российского рынка, входит в тройку лидеров среди российских производителей поковок, ведёт поставки на экспорт. Вторым направлением металлургии является производство сортового проката. На предприятии работает штамповочное и литейное производство, осуществляются поставки полуфабрикатов российским металлургическим предприятиям. В 2017 году продажи продукции металлургического направления выросли на 30%. По направлению нефтепромыслового оборудования предприятие занимает порядка половины рынка насосной штанги и около четверти рынка утяжелённых бурильных труб.

Доля гражданской продукции в 2017 году составила 47%. За 2017 год продажи гражданской продукции выросли более чем на 20%. На 2018 год запланирован рост производства и продаж сортового проката и поковок, черновых железнодорожных осей. Продажи нефтепромыслового оборудования планируется увеличить на 10%.

Финансовые показатели холдинга и гособоронзаказ

Выручка ПАО «Мотовилихинские заводы» и его дочерних предприятий за 2017 год составила 12 млрд рублей, за 2016 год — 11,4 млрд рублей. Общий объем кредиторской задолженности — 12,8 млрд рублей. Чистый убыток в 2017 году составил 9,8 млрд рублей, по данным СПАРК.

Находящееся в процедуре банкротства ПАО «Мотовилихинские заводы» имеет контракты по гособоронзаказу и продолжает их выполнение, — сообщили Properm.ru в пресс-службе предприятия.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года ПАО «Мотовилихинские заводы» включено в перечень стратегических организаций, это значит, предприятие имеет «стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ». Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности предприятия является производство оружия и боеприпасов.

26 марта 2018 года решением арбитражного суда Пермского края ПАО «Мотовилихинские заводы» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Исполняющим обязанности конкурсного управляющего назначен Виталий Шемигон. Задолженность предприятия на момент вынесения решения о банкротстве превысила 13,9 млрд рублей. В списке кредиторов на момент принятия судебного решения — 95 компаний.

С иском о банкротстве ПАО «Мотовилихинские заводы» в арбитражный суд обратилось АО «ВНИИ «Сигнал» (входит в холдинг госкорпорации «Ростех»). Задолженность — 32,1 млн рублей. Как сообщал Ъ-Пермь, имущество МЗ, возможно, сгруппируют в единый лот для продажи на закрытом конкурсе. По всей видимости, единственным покупателем будет Ростех. Самые крупные долги у завода перед АКБ «Россия» (7,6 млрд рублей), АО «Рособоронэкспорт» (3,9 млрд рублей), «Глобэксбанк» (885,6 млн рублей), госкорпорация «Ростех» (450 млн рублей).

ЗАО «Специальное конструкторское бюро (СКБ)», стопроцентная дочка ПАО МЗ. Выполняет гособоронзаказ. Контракты с предприятием заключены на несколько лет вперед, — сообщили в пресс-службе МЗ. Финансовых показателей ЗАО в пресс-службе не раскрыли, в открытых источниках информации нет. Уставный капитал ЗАО СКБ — 400 тыс. рублей.

Оборонные госконтракты 2018 года уже оформлены на ЗАО СКБ. Предполагается, что это общество станет балансодержателем имущественного комплекса МЗ. В мае 2018 года ЗАО СКБ получили две лицензии от Ростехнадзора и от МЧС РФ: на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности — это одна из основных лицензий как для оборонных, так и для металлургических предприятий.

ООО «Мотовилиха — гражданское машиностроение» осуществляет производство и продажу металлургической продукции и нефтепромыслового оборудования, производственные цеха по гражданскому направлению обеспечены работой. Выручка за 2016 год 1,6 млрд рублей, чистый убыток за этот же период составил 99,9 млн рублей. По данным бухгалтерской отчетности, на 2016 год кредиторская задолженность предприятия составляла порядка миллиарда рублей.

3 апреля 2018 года Ъ-Пермь писал о том, что после финансового оздоровления ПАО МЗ все гражданское производство, в том числе металлургическое, перейдет в ООО «Мотовилиха — Гражданское машиностроение». 10 апреля 2018 года ООО «ХардМеталл» (Челябинск) уведомило о намерении обратиться в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании ООО «Мотовилиха — гражданское машиностроение» несостоятельным (банкротом), в связи с наличием признаков банкротства. 30 мая 2018 года челябинская компания подала иск о банкротстве, задолженность «дочки» МЗ — 2,6 млн рублей. Заявление оставлено без движения до 4 июля 2018 года (не уплачена госпошлина).

ООО МЗ «Камасталь». Стопроцентный учредитель металлургического производства — ПАО МЗ. Определением Арбитражного суда Пермского края от 22 марта 2018 года в отношении ООО «Металлургический завод «Камасталь» введена процедура наблюдения. Истец — ООО «Р-Лайн Транспортные системы» (Санкт-Петербург), задолженность — 22 млн рублей. Представители «Камастали» пояснили, что у завода нет возможности исполнить обязательства (операции по расчётным счетам заблокированы). Временным управляющим предприятия назначен Максим Кибишев.

Следующее судебное заседание по результатам наблюдения назначено на 29 августа 2018 года. Выручка предприятия за 2016 год 3,8 млрд рублей, убыток — 40,7 млн рублей, по данным СПАРК. Кредиторская задолженность за 2016 год — 4,5 млрд рублей, более 4 млрд рублей из общей суммы задолженности металлургическое производство должно материнской компании, ПАО «Мотовилихинские заводы». Собственного имущества у «Камастали» практически нет.

О сокращении сотрудников МЗ

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в течение одного месяца после введения процедуры банкротства конкурсный управляющий обязан уведомить всех сотрудников должника об увольнении в связи с возможной ликвидацией общества. Предупреждения о предполагаемом увольнении получил весь списочный состав сотрудников: 791 работник ПАО «Мотовилихинские заводы».
Как пояснили Properm.ru в пресс-службе предприятия, на данном этапе вручение уведомлений — формальная процедура, не предполагающая реального сокращения. ПАО «Мотовилихинские заводы» имеет действующие контракты и продолжает выполнять гособоронзаказ.
«Прорабатываются варианты решения кадрового вопроса, в том числе дальнейшее трудоустройство работников в рамках группы предприятий «Мотовилихинские заводы», так как они также имеют контракты и нуждаются в квалифицированных работниках для их выполнения», — ответили в пресс-службе на вопрос про будущее заводчан.

По словам самих работников, простых рабочих, не топ-менеджеров: «На нашем заводе два направления: МГМ (гражданское машиностроение) и РСЗО (реактивные системы залпового огня — прим. Properm.ru.), в МГМ сокращений нет, в РСЗО будут сокращать 800 человек. Зарплата упала, работы нет. Сейчас нас (МГМ) соединили с «Камасталь», нас стало много. Было всего четыре цеха, стало больше. Занимаемся в основном нефтянкой, военки очень мало. Мало работы. Мы работаем неделю в первую смену, неделю во вторую, неделю в ночь. А в РСЗО с июня переходят на четырехдневную рабочую неделю. Им дали уже бумаги эти подписать. Приехали собственники новые, говорят, что они из Екатеринбурга, пытаются тут какие-то свои порядки устанавливать. Дали корешки по зарплате, у многих недоплата: за 8 часов, за 6 часов. Где они? Не знаем, разобраться не можем. У нас по-разному оплачивают, в среднем 75 рублей в час. Люди идут со своими корешками, говорят, что не доплатили же. А им говорят: «Идите за забор, если что-то не нравится». Про нас ничего пока не говорят, работаем, только с начислением зарплаты какие-то всё время непонятки».

Новейшая история

1992 год. Распоряжение правительства о приватизации государственного предприятия «Пермский машиностроительный завод имени В.И. Ленина» и преобразовании его в акционерное общество «Мотовилихинские заводы».

1993 год. Фонд имущества Пермской области проводит чековый аукцион по продаже акций АО «Мотовилихинские заводы» — крупнейшего в России предприятия по производству бурового и нефтепромыслового оборудования. Работающих на заводе — 21378 человек. Балансовая стоимость основных фондов — более 650 млн рублей, уставный капитал АО — 568,8 млн рублей, площадь земельного участка более 8 тыс. га.

1998 год. «Мотовилихинские заводы» входят в 300 крупнейших предприятий страны. Руководила предприятием группа совладельца завода Юрия Булаева. На «Мотовилихинских заводах» Юрий Булаев работал с 1964 года после окончания Пермского политехнического института, начинал с должности производственного мастера цеха №70. С 1986 по 2002 год возглавлял ОАО «Мотовилихинские заводы». Юрий Булаев умер в 2010 году.

Булаев провел реорганизацию предприятия, создал сеть дочерних и зависимых предприятий. По словам экспертов Properm.ru, создать много компаний, «раздробить завод» было «грамотным решением» Юрия Булаева, «он спас предприятие, оно сохранилось практически целиком, а если бы он оставил все одним заводом, то гигант рухнул бы», — пояснил Properm.ru один из бывших топ-менеджеров предприятия.

2000 год. АО «Мотовилихинские заводы» — это 85 дочерних и зависимых обществ. В 2000 году выручка предприятия составила 3 млрд рублей. Налоги, которые платит предприятие — 800–900 млн рублей в год.

2002–2003 годы. Команда Юрия Булаева продала контрольный пакет предприятия структурам ФД «Русь», подконтрольным экс-депутату Государственной думы Рафаэлю Гималову и его племяннику, бывшему сити-менеджеру Казани Марату Загидуллову.

«Русь» — это бывший чековый фонд, созданный на заре приватизации. Финансовый дом представлял собой объединение нескольких компаний. По данным СПАРК, в 2002–2003 годах акционерами МЗ были государственное НПП «Сплав» (20%), а также физические лица и мелкие компании: ООО «Сианта» (16,6%), «Реона-трейд» (14,5%), ООО «Селен» (18,8%), сейчас компании ликвидированы. Позже появилось ЗАО «Финансовый дом «Русь», на 100% принадлежащее оффшору МПК «БОРНЕЛ ФАЙНЕНС ЛТД» (Британские Виргинские острова). Гималова и Загидуллова СМИ Казани называли представителями интересов в Татарстане олигарха Бориса Березовского.

Как сообщал «Новый компаньон», версий продажи Булаевым предприятия было несколько. Правдопободные: 70-летний Юрий Булаев решил уйти на пенсию, и настало время объединения. «Привыкшие к вольнице директора многочисленных ЗАО и ООО не уйдут со своих постов просто так. «Воевать» же с друзьями, проработавшими бок о бок не один десяток лет, Юрию Андреевичу не с руки», — писал НК.

Один из бывших топ-менеджеров, долгие годы проработавший на предприятии, рассказал Properm.ru: «Юрий Андреевич Булаев недооценил тех людей, которым доверял. В результате завод был потерян для него и других руководителей. Я считаю, это был рейдерский захват со стороны ФД «Русь». Все промышленные предприятия в то время оказывались под влиянием различных групп, криминальных, полукриминальных. Известна же судьба «Уралмаша», прекрасных челябинских заводов. Булаев сопротивлялся до последнего. Я был в курсе всего. Но товарищ, которому он доверял на 100%, его подвёл. Он, работник завода, продал акции. Такое отношение к этому «товарищу» и у всех заводчан: сдал завод. Потом, видимо, годы взяли свое. На него перестали обращать внимание. Наверное, Бог его накажет, я так думаю. Но после этого завод пошел по рукам».

По данным Properm.ru, «подвёл» Булаева бывший совладелец член совета директоров и совладелец ПАО «Мотовилихинские заводы» Алексей Левыкин.

За сколько были проданы «Мотовилихинские заводы», информации нет. Активы на момент продажи оценивались в 150–158 млн долларов. По даным «Нового компаньона», сделку одобрил глава президентской администрации Александр Волошин. Юрий Булаев написал заявление об уходе и, собрав личные вещи, уехал с территории предприятия. И. о. генерального директора стал Евгений Мокроносов.

22 октября 2002 года совет директоров ОАО «Мотовилихинские заводы» назначил гендиректором предприятия Ивана Костина, ранее возглавлявшего автозавод «КАМАЗ». Иван Костин возглавлял камский автозавод с 1997 по 2002 годы. Из убыточного завода удалось сделать прибыльное предприятие, удалось при поддержке правительства Татарстана реструктуризировать долги КАМАЗа в размере около миллиарда долларов.

По словам источников Properm.ru, главная задача нового руководителя была — «вытащить завод из дыры, куда он провалился за пару лет, после того, как «ушли» Булаева». Иван Костин получил завод в сложном финансовом состоянии. Самое сложное было — наладить взаимодействие, диалог между собственниками, мелкими акционерами, мажоритарными акционерами, государством, при этом не упустить интересы менеджмента завода. Собеседники Properm.ru отмечают, что Ивану Костину это удалось. Также при Иване Костине были возобновлены замороженные в 1990-х годах работы по крупным оборонным заказам.

2005 год. «Мотовилихинские заводы» продали ДК им. Ленина за 50 млн рублей религиозной организации «Пермское епархиальное управление христиан веры евангельской». Продажа ДК вызвала резкое недовольство общественности. В собственность религиозной организации перешел единственный крупный ДК в Мотовилихинском районе. Обжаловать сделку местным властям не удалось. Ресторан «Горный хрусталь» у «Мотовилихи» в конце 2005 года приобрела группа компаний «Норма».

До этого, в конце 2004 года, предприятие реализовало профилакторий, как писал Ъ-Пермь, «пермским бизнесменам». Позже в здании профилактория по адресу Ким, 64 находился ЗАО «Мерамед-Пермь», принадлежащий Алексею Левыкину, бывшему члену совета директоров и бывшему совладельцу предприятия, он же являлся совладельцем располагающейся сейчас в здании клиники репродукции «Философия жизни». Сам Левыкин по решению суда признан банкротом как физическое лицо в 2017 году.

В 2005 году дочернее предприятие «Рособоронэкспорта» — ООО «ОборонИмпекс» — приобрело 25% акций МЗ. Владельцем 19% акций стало ЗАО «ТехноПрогресс».

«Приобретение 25% акций структурой «Рособоронэкспорта» — продуманный и взвешенный шаг со стороны основных акционеров», — комментировал сделку Иван Костин. По его словам, заводу предстоит грамотно использовать возможности государства, чтобы как можно быстрее подготовиться к «возможным конкурентным боям при вступлении России в ВТО». Гендиректор МЗ не исключал, что появление в составе акционеров компании «ОборонИмпекс» шло в русле формирования крупного российского холдинга.

2006 год. Мотовилихинские заводы подписали первый контракт на поставку РСЗО «Смерч» для минобороны Индии на сумму 450 млн долларов, в 2007 году стороны подписали опцион на новую поставку «Смерчей» на 300 млн долларов.

2008 год. Акционеры «Мотовилихинских заводов» (МЗ) на три года продлили контракт гендиректора машхолдинга Ивана Костина. Костину поручено лоббировать продвижение оборонной продукции «Мотовилихи». Заключен второй экспортный контракт — на поставку шести комплектов «Смерч» в Туркменистан. Костин проработал менее половины из трех лет, предусмотренных контрактом. Свой уход объяснил ухудшением здоровья. Иван Костин остался в финансовой группе «Русь» советником.

2009 год. Гендиректором «Мотовилихинских заводов» стал бывший председатель правительства Пермского края Николай Бухвалов. Он был приглашен на предприятие Сергеем Роговым, председателем совета директоров.

В этом же году владельцы ФД «Русь» Рафаэль Гималов и Марат Загидуллов продали часть своей доли завода Вагаршаку Сарксяну (10%), известному пермскому бизнесмену и депутату Законодательного собрания края, совладельцу обувной фабрики «Модена», Юрию Медведюку (10%) и Руслану Валитову (10%). У структур ФД «Русь» на 2010 год оставался пакет в 39,3%. Новые миноритарии установили контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Начался их конфликт с Маратом Загидулловым.

2011 год. Загидуллов, не согласовав свои действия с новыми миноритариями и управленцами, продал оставшийся пакет (39,3%) НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ). Начался конфликт уже «Уралвагонзавода» с акционерами Вагаршаком Сарксяном, Юрием Медведюком, Русланом Валитовым. УВЗ планировал выкупить их акции, но предлагаемая цена не устроила руководство госкорпорации. УВЗ не удалось консолидировать контрольный пакет, в итоге свои акции компания передала Ростеху в обмен на пакет НПО «Электромашина». На сегодняшний день УВЗ на 100% принадлежит Ростеху.

По данным источников Properm.ru, УВЗ, являясь государственным предприятияем, имело особые связи с федеральными министерствами, и в 2011 году МЗ, остававшийся под контролем миноритариев, практически перестали получать гособоронзаказ. «Как по мановению волшебной палочки», — вспоминает один из бывших сотрудников.

2013 год. Николай Бухвалов по поручению совета директоров обратился к председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину с заявлением о причинении ущерба предприятию в размере 1,2 млрд рублей в период управления предприятием Маратом Загидулловым (заявление есть в распоряжении редакции). Как следует из заявления, сделки, которые привели к такому крупному ущербу, проходили при участии Олега Ощепкова (сотрудника ЗАО «Финансовый дом «Русь») и Зинаиды Якимчук (бывшего финансового директора ЗАО «Финансовый дом «Русь»).

«Мотовилихинские заводы» предоставили займ ООО «Эколизинг» в размере 100 млн рублей под 11% годовых без указания цели использования денежных средств. Средства в указанные договором сроки возвращены не были, сроки возврата займа продлевались. В 2009 году ООО «Эколизинг» передало остаток долга и проценты по задолженности ООО «ЭкоТрансЛизинг», причины перевода долга неизвестны. В 2011 году «ЭкоТрансЛизинг» признано банкротом, ликвидировано. Оставшаяся задолженность перед МЗ — 86 млн рублей.

В 2004 году МЗ приобрели долю в 99% в ООО «Гринтон Энтерпрайзес» за 37 млн рублей, а путем внесения дополнительного вклада в уставный капитал было оплачено 175 млн рублей. В 2007 году МЗ предоставили ООО «Гринтон Энтерпрайзес» займ в размере 354 млн рублей под 13% годовых без указания цели займа. В качестве залога по договору займа предусматривалась доля завода в «Гринтон Энтерпрайзес». Деньги по договору займа и проценты по задолженности возвращены не были. На 2012 год сумма составила 529 млн рублей плюс 212 млн рублей — вклад в уставный капитал (фактические потери МЗ). Контора последний раз вела какую-то финансово-хозяйственную деятельностьб в 2008 году, а в 2017 году признана банкротом.

В 2005 году МЗ предоставили займ ТФК «Камасталь» в сумме 300 млн рублей под 12% годовых. В мае 2010 года стороны договором новации заменили обязательства заемщика по возврату основного долга и процентов по нему на два самостоятельных обязательства. Во исполнение договора был заключен новый договор займа, согласно которому его размер составил 189,2 млн рублей под 16% годовых. Денежные средства МЗ взыскивали в судебном порядке. В итоге суд постановил взыскать с ТФК «Камасталь» более 268 млн рублей. В эту сумму вошел основной долг, проценты за пользование заемными средствами и неустойка. Средства возвращены не были. «Камасталь» не имеет активов в виде имущества и не способна исполнить обязательства по договору займа.

В 2006–2007 годах «Мотовилихинские заводы» предоставили займы ЗАО «Эконацбанк» (педседателем совета директоров банка был Марат Загидуллов, членами совета директоров были Олег Ощепков и Зинаида Якимчук): 100 млн рублей, 14 млн рублей, 22,5 млн рублей. Также пермский завод купил 17,5% акций «Эконацбанка» за 39 млн рублей. В 2008 году банк был признан банкротом, в 2013 году ЗАО «Эконацбанк» ликвидировано. Общая задолженность банка перед МЗ так и осталась в размере 138 млн рублей плюс 39 млн рублей за 17,5% акций.

Таким образом, общий ущерб, подтвержденный документально, по мнению нового топ-менеджмента МЗ, составил 1,2 млрд рублей. По словам источников Properm.ru, фактически он был больше 2 млрд рублей. Уголовное дело по факту причинения имущественного ущерба ОАО «Мотовилихинские заводы» было возбуждено, но в 2014 году было прекращено «в связи с отсутствием состава преступления в действиях фигурантов».

По данным источников Properm.ru, структуры Марата Загидуллова пользовались деньгами «Мотовилихинских заводов» для реализации девелоперских проектов. Но кризис 2008 года разрушил все девелоперские планы. Рафаэль Гималов, при помощи которого 28-летний Марат Загидуллов стал фактическим владельцем и руководителем крупнейшего машиностроительного предприятия, доверял племяннику, а после того, как стало ясно, что вернуть деньги предприятию нет возможности, дистанцировался. Гендиректор ЗАО УК «Финансовый дом Русь» и председатель Совета директоров «Мотовилихинских заводов» Сергей Рогов предложил Николаю Бухвалову стать генеральным директором завода, главная цель была — выйти из кризисной ситуации.

Сергей Рогов разработал программу, с которой, как потом расскажет СМИ Николай Бухвалов, он как новый гендиректор был согласен. По словам Николая Бухвалова, были достигнуты договоренности о том, что «Русь» не продает свой пакет в течение трех лет, и предприятие не банкротят. Но буквально через год договоренности были нарушены, Рафаэль Гималов и Марат Загидуллов продали часть своих долей Сарксяну, Медведюку и Валитову, а позже оставшуюся часть продали УВЗ. Рогов с Сарксяном не нашли взаимопонимания, Сергей Рогов подал в отставку — ушел с поста председателя совета директоров.

2014 год. УВЗ предпринимал череду неудачных попыток по смещению Николая Бухвалова. По инициативе Ростеха полномочия гендиректора были досрочно прекращены в 2014 году. «Мотовилихинские заводы» перешли под управление еще одной дочки Ростеха — «РТ-Авто». Генеральным директором назначен Юрий Клочков, ранее возглавлявший «КАМАЗ». Председателем совета директоров стал Сергей Когогин, генеральный директор ОАО «КАМАЗ» и ОАО «РТ-Авто». С 2011 по 2013 годы этот пост занимал Евгений Ковалев, советник гендиректора ЗАО «Реона-МЗ» Вагаршака Сарксяна. Он уже был председателем совета директоров с 2002 по 2009 год. В 2013 году частные акционеры «Мотовилихи» передали контроль над советом директоров Ростеху, совет директоров машхолдинга возглавил директор департамента корпоративных процедур Владимир Литвин.

У пермской команды и нового директора отношения не сложились. «Мотовилихинские заводы» никогда не были предприятием массового производства, как «КАМАЗ», — пояснил Properm.ru один из бывших работников предприятия. — Массовой продукции не было никогда. Даже тот же турбобур делали не только мы: Кунгур нам помогал, Павловск, колония на Балмошной и то делала диски. Кооперация была хорошая, сбыт был, на экспорт отправляли во Вьетнам эти турбобуры, запасные части к ним. И если Костин, который тоже с «КАМАЗа» сообразил, что нельзя здесь с «камазовскими» подходами, то Клочков не сообразил».

Бышие топ-менеджеры считают неверным отказ Юрия Клочкова от начатого при Бухвалове направления — «нефтегазовое машиностроение» (договоренности с «Татнефтью» сошли на нет). При Клочкове же предприятию удалось реструктуризировать старую задолженность, взяв кредит в размере 7 млрд рублей в банке «Россия». По словам Юрия Клочкова, он принял предприятие в «очень сложной ситуации». «Годовой оборот завода составлял меньше 6 млрд рублей, а кредитный портфель — больше 12 млрд рублей. Плюс долги всевозможным поставщикам. По сути, мы принадлежали не нашим акционерам, а кредиторам, поэтому у собственников был большой риск потерять завод», — рассказывал журналистам Юрий Клочков.

2016 год. Юрий Клочков уволился. Свой уход он объяснил личными причинами. Но на предприятии, действительно, существовал внутренний конфликт. Исполняющим обязанности генерального директора был снова назначен Иван Костин, который уже имел опыт руководства МЗ с 2002 по 2009 годы.

В 2016 году по статье «мошенничество в особо крупном размере» возбуждено уголовное дело в отношении Вагаршака Сарксяна, депутата Законодательного собрания Пермского края, совладельца «Мотовилихинских заводов». Санкцию начать расследование в связи с особым депутатским статусом подозреваемого дала экс-руководитель следственного управления Пермского края Марина Заббарова. Дело было возбуждено на основании заявления Николая Волобуева, заместителя директора корпорации Ростех. Претензии к Сарксяну и экс-руководителю «Камасталь» Андрею Костареву основывались на результатах налоговой проверки и проверки краевого управления экономической безопасности. По данным следствия, через организации ООО «Спецоборудование», ООО «Феррум», ООО «Уральская металлургическая компания» было осуществлено хищение средств при поставке металлопроката и ферросплавов. Ущерб предприятию оценивался в 600 млн рублей, а федеральному бюджету (за возмещение НДС) — 16 млн рублей. Также «Камасталь» подозревалась в уклонении от уплаты налогов в размере 78,5 млн рублей. Краевая прокуратура в лице нового прокурора Вадима Антипова отменила постановление о возбуждении уголовного дела. После этого все следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия были прекращены.

Для справки: Вагаршак Сарксян — депутат Законодательного собрания Пермского края. По данным муниципального сканера (антикоррупционный проект), в 2016 году Вагаршак Сарксян с женой имел чешский вид на жительство, владел компанией SPEKTRUM-NOVUM spol. s.r.o. и квартирой в Праге. Данной недвижимостью чета Сарксян владеет с 07 декабря 2011 года. Недвижимость находится в аренде у McDonald`s System of the Czech.

2017 год. Ростех в очередной раз поменял управленцев на «Мотовилихинских заводах». Предприятие возглавил столичный финансист — бывший управляющий субхолдинга минобороны «Спецремонт» Александр Анохин.

Для справки: Александр Анохин родился 19 августа 1975 года в Ленинграде. В 1997 году окончил факультет экономики и управления Санкт-Петербургского государственного технического университета по специальности «Международные экономические отношения». В 2015 году окончил Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Трудовую деятельность начал в 1995 году. С 1995 по 2013 годы работал на руководящих должностях в различных коммерческих структурах. С 2013 года до начала 2017 года работал Генеральным директором ООО «Молот-Оружие» (ГК «Ростех»; производство вооружения, военной и специальной техники, а также стрелкового оружия гражданского назначения). С 2014 по 2017 год был Генеральным директором и Членом совета директоров АО «Спецремонт» Министерства обороны Российской Федерации.

Иван Костин был назначен советником топ-менеджера (сейчас он не работает на предприятии), а Сергея Когогина на посту председателя совета директоров сменил бывший премьер Чечни Сергей Абрамов.

В 2017 году МЗ и Краевое государственное автономное учреждение «Центр спортивной подготовки Пермского края» подписали договор, в соответствии с которым УДС «Молот», находящийся в собственности ПАО «МЗ», передан в аренду краю. Стоимость аренды — 2 млн 562 тыс. рублей ежемесячно. Данные средства в полном объеме будут направлены в бюджет края на оплату налогов, а также на поддержание имущества дворца спорта в исправном состоянии.

2018 год. Ростех планирует избавиться от старых цехов и ненужных площадей пермского предприятия «Мотовилихинские заводы». Об этом рассказал замгендиректора Ростеха Александр Назаров. «Речь идет об избыточных площадях, которые не нужны для производства, но требуются городу. Мы намерены существенно модернизировать предприятие, сделать его современным, компактным», — сказал Назаров. Часть производственной территории предприятия может быть передана городским властям для развития транспортной инфраструктуры.

Почему? Официальная позиция

Почему старейшее, крупнейшее машиностроительное предприятие, пережив не самые простые годы, вдруг стало банкротом в не самое сложное время? Официальная позиция МЗ (читаем — Ростеха): «Причины тяжелого финансового положения предприятия возникли давно. На протяжении последних нескольких лет ПАО «Мотовилихинские заводы» находится в кризисе, генерирует убытки и накапливает долги». По сообщению пресс-службы предприятия, многолетние попытки выйти из кризиса за счет кредитов не увенчались успехом, а обязательства вернуть кредиты остались.
Основными причинами ухудшения финансового положения стали высокая закредитованность предприятия, низкая рентабельность госконтрактов, снижение доли экспортных контрактов по военным заказам.
Анализ платежеспособности, финансовой активности и деловой устойчивости, проведенный временным управляющим в ходе процедуры наблюдения, показал, что ПАО «Мотовилихинские заводы» неплатежеспособно, возможность восстановления платежеспособности в ближайшем будущем отсутствует. Единственно возможным вариантом в данной ситуации было открытие конкурсного производства, и суд его поддержал.

Почему? Мнение бывшего топ-менеджмента

По данным бывших топ-менеджеров завода, главной причиной банкротства предприятия стал затянувшийся конфликт между акционерами («война акционеров»), смена руководителей и стратегий, борьба за оперативное управление предприятием и неэффективные управленческие решения.

Николай Бухвалов считает, что государственно-частное партнерство в случае «Мотовилихинских заводов» можно считать успешным. По его словам, при Сарксяне и Медведюке (которых многие СМИ называли не иначе как «рейдерами») удалось вернуть «самую ценную компетенцию» «Мотовилихинских заводов» — артиллерийское производство.

Николай Бухвалов, бывший генеральный директор «Мотовилихинские заводы»: — Последние пушки «Мотовилиха» делала в 90-е годы. С помощью Геннадия Васильевича Стрелкова, уникального специалиста, профессионала, нам в минимально сжатые сроки с минимальным финансированием (причем не государственным, а частным, это были инвестиции акционеров) удалось восстановить производство. К 275-летию предприятия мы вернули ему главное — артиллерийское производство. За 1,5 года и порядка миллиарда рублей частных инвестиций.

По словам Николая Бухвалова, «Мотовилихинские заводы» снова стали артиллерийским заводом №1 в стране. Но выведенные при Загидуллове деньги, плюс вложенные, но неоправдавшие себя средства в реконструкцию металлургического комплекса (новая печь долгое время выдавала некондиционную сталь), плюс отсутствие гособоронзаказа серьезно ухудшили состояние предприятия. «И предприятие стало брать кредиты, чтобы обеспечить кредиты», — пояснил Бухвалов.

Что дальше?

Официальная позиция МЗ: банкротство предприятия — юридическая процедура, строго регламентированная законодательством. Сейчас ПАО «Мотовилихинские заводы» находится в процедуре конкурсного производства, при этом предприятие продолжает осуществлять производственно-хозяйственную деятельность, выполняет гособоронзаказ.
Первостепенные задачи, которые стоят перед и.о. временного управляющего — проведение инвентаризации, а также оценка имущества ПАО «Мотовилихинские заводы», по итогам которых кредиторами будут определены дальнейшие действия в отношении предприятия и его имущественного комплекса.

Фактически предприятие не исчезает, потому что завод, который выпускает уникальную военную и востребованную гражданскую продукцию, не может исчезнуть. В данный момент предприятие работает, и речь не идет о его полной ликвидации и прекращении производственной деятельности. Как Properm.ru заверили источники в Ростехе, «нет задачи поставить крест на предприятии, как раз наоборот». В пресс-службе завода также говорят, что «все усилия менеджмента и и.о. конкурсного управляющего направлены на сохранение компетенций и выполнение гособоронзаказа».

Зачастую процедура банкротства — единственный способ сохранить производство, перезапустить все процессы. Примеров в российской оборонной промышленности много, в частности история Ижевского машиностроительного завода, преобразованного в концерн «Калашников».

«Мотовилихинские заводы» выкупит Ростех по выгодной для него цене. Что-нибудь, может быть, получат банки, но в общем, по словам экспертов, кредиторам и миноритариям надеяться не на что. Для Пермского края важно сохранение рабочих мест и уникальных профессиональных компетенций, связанных с артиллерийским производством.

Алексей Чибисов, заместитель председателя правительства Пермского края: — Речи о ликвидации предприятия и увольнении людей «на улицу» не идет. Сейчас прорабатывается вариант о переводе сотрудников на другие подразделения ПАО «Мотовилихинские заводы». После решения вопроса по исполнению заказов (получение соответствующих лицензий) основная масса персонала будет переведена в ООО «Мотовилиха-гражданское машиностроение» и ЗАО «СКБ» (конструкторское бюро специального и гражданского машиностроения). Руководство «Мотовилихинских заводов» совместно с центром занятости ведут работу по распределению работников. На данный момент в базе вакансий центра занятости населения Перми имеется более 1000 рабочих мест по специальностям ПАО «Мотовилихинские заводы», что гарантирует занятость сотрудникам, которые не захотят продолжить трудовую деятельность на предлагаемых предприятием условиях. Сейчас в Центре занятости находятся 14 заявлений от работников.

Застроят элитным жильем?

Эксперты считают, что эти слухи не имеют под собой никакого основания. Площадь территории, на которой размещено производство, 115 Га. Как прокомментировал Properm.ru один из бывших топ-менеджеров предприятия: «Какое элитное жилье рядом с заводом «Машиностроитель»? Да и нефтепромысловое направление «Мотовилихи» останется. Да и достаточно еще в Перми места под жилую застройку».

Один из собеседников Properm.ru уверен, что перспективы МЗ могут быть связаны только с их переносом из города: «Территория ограничена с одной стороны железнодорожными путями, с другой стороны Камой. Не дело быть предприятию в черте крупного города. Надо переносить туда, где энергозатраты минимальные. И какую-то модернизацию проводить на новом месте, делать производство более компактным, конечно же. Ведь вы представляете себе, какая это территория? Три остановки на электричке! Современное производство должно быть компактным, менее затратным. А здесь прекрасный получился бы аквапарк».

Историческая справка, или послесловие

Чтобы не было упреков об отсутствии длинной, интересной и славной истории предприятия, скажем, что началась она в 1736 году — по предписаниям российской императрицы Анны Иоанновны, Василием Николаевичем Татищевым основан Мотовилихинский медеплавильный завод. Все остальное вы можете найти на сайте музея и в самом музее.

Здесь мы рассказываем историю Мотовилихи, обязательно прочитайте!
+ Эволюция Перми. Как Мотовилиха переплюнула Егошиху и стала вторым центром города
#Спецпроекты #Мнения #Общество #Банкротство #Пермская промышленность #Мотовилихинские заводы #Мотовилиха
Подпишитесь